Получи документы

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР

Марта Джамиева
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Исследованием речевого развития занимались такие психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин.

Клиническое изучение детей с ОНР (Е. Н. Винарская, Г. В. Гуровец, Л. В. Лопатина, С. И. Маевская, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, О. А. Токарева и др.) позволяет установить этиологию и клинические проявления данной речевой патологии. Исследования особенностей развития речи детей при данном речевом расстройстве выявили, что, помимо нарушений звуковой стороны речи, у них наблюдаются и искажения структуры слова (Р. И. Мартынова, И. И. Панченко).

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Так, огласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Я. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

По мнению А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Исследования О. М. Вершиной, В. П. Глуховa, О. Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и др. отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общени.

В дошкольный возрастной период ребенок овладевает социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В ходе общения у ребенка формируются коммуникативно-речевые умения и навыки: вступать в контакт, устанавливать и поддерживать взаимоотношения, понимать партнера, оформляются и развиваются средства коммуникации.

Коммуникативно-речевая деятельность определяется уровнем общего интеллектуального и речевого развития, степенью и характером включенности ребенка в различные виды деятельности, а также качеством процесса его общения с взрослыми. Таким образом, формирование и развитие умений и навыков речевого общения становится одной из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

В настоящее время очевидно, что проблема коммуникативно-речевой деятельности детей с нарушениями речи требует пристального внимания. Способность четко и ясно излагать свои мысли, умение вступать в диалог и общаться имеет огромное значение для развития личности ребенка, реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации работы с воспитанниками с общим недоразвитием речи - найти пути к развитию у каждого ребенка умений и навыков речевого общения в «контексте» коммуникативно-речевой деятельности.

Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е. М. Мастюкова) [38], психолингвистическом (В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. Б. Халилова, психолого-педагогическом (Ю. Ф. Гаркуша, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Н. С Жукова, Р. Е. Левина, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина)[48], в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несформированности связной речи, проблема развития коммуникативно-речевой деятельности изучена недостаточно.

Знакомство с работами указанных выше авторов дает основание считать, что исследователи преимущественно обращают внимание на изучение и развитие языковых средств общения. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети с ОНР испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, О. Е. Грибова, Л. Б. Халилова, Т. Б. Филичева и др.) [16].

Одним из средств, широко используемых в логопедической практике в работе с дошкольниками с ОНР, является театрализованная деятельность, которая способствует развитию лексико-грамматического и фонематического строя речи, а также ее связности.

По мнению Л. В. Макаренко, эта деятельность в первую очередь направленна именно на формирование внутренней мотивации речевого высказывания, а также освоение средств выразительности речи.

О. А. Карабанова утверждает, что театрализованная деятельность это намеренное воспроизведение отдельного сюжета сценария.

И. Г. Вечканов же рассматривает театрализованную деятельность как отражение возрастных, половых, социальных отношениий; подчиняет сюжету или сценарию; создаваемые образы овеществляются; используются различные символические средства.

По мнению Волковой Г. А., с помощью театрализованной деятельности улучшаются различные стороны речи. Звукопроизносительная сторона становится четче и дети контролируют и корректируют свое звукопроизношение, лексико-грамматическая сторона расширяется и активизируется, диалогическая и монологическая речь выходят на новый уровень. При этом исследования Г. А. Волковой доказывают, что именно самостоятельная деятельность в этом виде жанра способствует интенсивному скачку речевого развития. Игровая деятельность претерпевает изменения, дети активно пользуются декорациями, костюмируют свои персонажи, также художественная деятельность улучшается, дети могут сами выбрать тематику и персонажей, сочинить содержание, придумать сюжет и линию развития, прибавить к выступлению песню или танец.

Итак, ученные считают, что именно дошкольный возраст оказывает влияние на театрализованную деятельность, т. к. в данном возрастве ведущий вид деятельности - игра. Эмоционально-волевая сфера детей готова воспринимать игру как реальность, проигрывание ролей взрослых, знакомых ситуаций, любимых персонажей сказок и литературных героев – все это положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и на всестороннее развитие в целом.

Детская игра открывает волшебный мир театра, который так красочен и ярок, дети этого возраста очень впечатлительны, поэтому этот вид жанра становится очень результативный средством развития общения.

По мнению Л. А. Макаренко, с помощью театрализованной деятельности развиваются основные мыслительные способности ребенка, учит ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, ребенок учится делать выводы и обобщать. Театрализованная деятельность раскрывает мир новых возможностей за счет новых образов, за счет проигрывания знакомых ребенку ситуаций и сцен из любимых сказок. Новые звуки, краски способствуют эмоциональному развитию ребенка.

Именно Л. А. Макаренко выделяет, что с эмоционально-волевой сферой также идет развитие умственных способностей ребенка. Заученные высказывания персонажей входят в активный словарь ребенка, реплики героев расширяют пассивный словарь, что актуализирует лексическую сторону речи. Эмоциональное проигрывание роли способствует развитию интонационной стороны, выразительности речи, ребенку бессознательно приходит работа над звуковой культурой речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над умственным развитием улучшает речь в целом и ее грамматический строй. Педагоги отмечают, что развитие творческих способностей через театрализованную деятельность способствуют активизации звукопроизносительной стороны, лексико-грамматической составляющей речи ребенка, овладение литературным языком выводит ребенка на развитие интеллектуальной деятельности и образованности.

Роль театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребенка велика. Театр для ребенка является чем-то сродни игре, в которую ребенку дошкольного возраста так легко вжиться. Зрелищное мероприятие захватывает чувства ребенка за счет красок, яркостью и постоянной динамичностью, сменой обстановки и эффектом непредсказуемости и неожиданности, что доставляет детям много радости и удовольствия.

Научная и педагогическая литература выводит театрализованную деятельность наряду с основными методами и средствами развития общения ребенка. Методика театрализованной деятельности и внедрение ее в процесс обучения и воспитания широко представлены у педагогов. Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы обучения, развития и воспитания дошкольников : от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Так, согласно Волковой Г. А. благодаря театрализованной деятельности заметно улучшаются различные стороны речи. Звукопроизносительная сторона становится четче и дети контролируют и корректируют свое звукопроизношение, лексико-грамматическая сторона расширяется и активизируется, диалогическая и монологическая речь выходят на новый уровень.

При этом исследования Г. А. Волковой доказывают, что именно самостоятельная деятельность в этом виде жанра способствует интенсивному скачку речевого развития. Игровая деятельность претерпевает изменения, дети активно пользуются декорациями, костюмируют свои персонажи, также художественная деятельность улучшается, дети могут сами выбрать тематику и персонажей, сочинить содержание, придумать сюжет и линию развития, прибавить к выступлению песню или

Дошкольный возраст подразумевает определенные умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок, существуют некоторые требования к этому возрасту: - уметь выстроить небольшую речь, монолог, построить с участниками и персонажами развернутый диалог, применяя при этом различные жесты и мимику в соответствии с ситуацией и обыгрываемым действием; - уметь выстроить не только постановочный диалог, но и диалог между участниками для плодотворной деятельности, не мешать друг другу, а при необходимости помочь, своими действиями не заслонять и не задевать партнеров, чувствовать своего партнера по сцене; - уметь прочувствовать предоставленную роль, наполнить ее выразительными средствами, интонировать реплики, стремиться украсить декорациями и аксессуарами сцену или место действия, придумать костюм себе, предметы, которые пригодятся при исполнении роли. Все данные задачи, которые поставлены перед ребенком, будут способствовать художественному развитию ребенка, и способствуют всесторонней речевой активности.

Таким образом, театрализованная деятельность – одно из самых эффективных способов воздействия на ребенка с общим недоразвитием речи. Использование театральной деятельности в коррекционном процессе позволяет активизировать и совершенствовать словарный запас, навыки связной речи, темп, грамматический строй речи, выразительности речи, что является главной задачей в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Использование на НОД театрализации одной из важнейших форм развития речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, способствует как развитию речи детей, так и их дальнейшей социализации.

Список использованной литературы

1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. [Электронный ресурс].

2. Бойкова С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С. В. Бойкова // Педагог в детском саду. - 2011. - № 3.

3. Власенко И. Т. Проблемы педагогии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи [Текст] / И. Т. Власенко // Дефектология. 2009. - № 4. – C. 3.

5. Жукова Н. С. Педагогия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : кн. для педагога / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 2010. - 320 с.

6. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии : ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 2012. – 95 с.

7. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина [и др. ] ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — 4-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2015. - 240 с.

8. ФГОС ДОО https://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 18 мая 2022 в 16:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД