МААМ-картинки

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Смолева
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Этапы проекта:

I. Подготовительный

II. Деятельный

III. Обобщающий (заключительный)

Участники проекта

1. воспитанники и воспитатели группы

2. учитель дефектолог

3. учитель логопед

4. психолог

5. социальный педагог

Вид проекта:

-долгосрочный

Проект рассчитан на воспитанников от 3 до 8 лет.

Место осуществления проекта:

- ГКОУ ЛО Ивангородский Специальный (коррекционный) детский дом

Публикация «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ожидаемый результат: создание портфолио позволит выпускникам скорее встроиться в новый жизненный ритм. Они не будут стесняться показать свое прошлое – и будущее будет в их руках. И не придется наступать на грабли – не только сиротам, но и тем, кто хочет им качественно помогать.

Актуальность проекта

Мы ничего не знаем о воспитанниках детского дома. Если точнее – ничего полезного для их дальнейшей интеграции в общество. В России сирот много, при этом реальных – без родителей – не более трех-пяти процентов. Это мы знаем. Знаем и то, что основная причина попадания детей в детские дома – неблагополучие в семье: уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, алкоголизм, другие вредные привычки. Мы в общем имеем представление о том, как живут сироты в детском доме. Эти представления именно что общие – о каждом конкретном ребенке практически ничего не известно, мы не знаем, что за человек вышел из стен детского дома. Конечно, в последующие учебные заведения поступают документы на сироту. Но чаще всего это поверхностная информация: чем болел, какую грамоту получил, как учился. И лежит эта папка за семью печатями в сейфе директора нового учебного заведения. Сиротам эти документы до 18 лет на руки не выдают. А после того, как воспитанник получает-таки бумаги, чаще всего он отправляет их в мусорную корзину. Часто выпускники детдомов сами не могут сформулировать, кто они и что умеют и знают. В том числе потому, что стесняются или просто не хотят рассказывать о себе.

Наша главная задача избавить детей от социального одиночества. Дать им хотя бы минимальную базу практических навыков для дальнейшего творческого и личностного роста. Подарить детям – сиротам их прошлое. На это и направлен данный проект «Технология портфолио для воспитанников детского дома». Ключевым фактором данного проекта является создание личного портфолио ребенка, которое во время нахождения ребенка в детском доме, заполнял бы воспитатель и сам воспитанник, которое поможет сохранить кусочки его детства и иметь определенную базу достижений при выпуске из детского дома. Ведь даже по фотографиям можно определить, чем и как жил ребенок в детдоме, куда ездил, чем занимался, кто был рядом. Если обладаешь такой информацией о человеке, куда проще искать диалога и контакта.

Новизна проекта заключается в том, что при явном регламентировании его направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, видов работы, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию воспитанников детского дома. Ключевым фактором данного проекта является создание самим воспитанником личного портфолио, которое поможет сохранить кусочки его детства и иметь определенную базу достижений при выпуске из детского дома.

Гипотеза проекта

Портфолио воспитанника детского дома поможет сохранить детям их прошлое, кусочки их детства.

Цели и задачи проекта

Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития воспитанника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи:

- при усыновлении и переводе ребенка в другое учреждение, помочь сохранить память, о его развитие и его достижениях

- создание портфолио каждого воспитанника детского дома;

- оформление выставок творческих работ участников проекта;

- расширение кругозора детей, приобретение ими знаний, навыков и умений через ознакомление с различными видами творческой и общественной деятельности;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

1 Подготовительный этап

Работу по внедрению технологии «Портфолио» в образовательный процесс детского дома, я начала с того, что:

Изучила теоретико-методологические подходы к портфолио как педагогической технологии.

Затем определила задачи, роль и структуру детского портфолио в условиях образовательного процесса в нашем детском доме. Конечно, разработка структуры портфолио и её согласование с коллегами заняло определённое время. Замечу, что структуру портфолио нельзя считать определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере того, как дети растут и какие интересы преобладают у них.

Провела апробацию детского портфолио на своей группе.

Я согласна с мнением Т. Г. Новиковой о том, что основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен». И это было взято за основу портфолио, разработанного для воспитанников моей группы. Помочь ребёнку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

В работе над портфолио должна присутствовать систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Для удобства хранения весь собранный материал мы систематизировали, и теперь он хранится в папках с файлами, так чтобы его можно было посмотреть и педагогам и самому ребёнку.

Начав работу, мы видим, что составление портфолио даёт детям возможность проявлять творчество в своей деятельности, инициативу, индивидуальность, обмениваться информацией друг с другом, объединяясь в небольшие группы по интересам, что служит повышению коммуникабельности. В дальнейшем работая над оформлением портфолио, ребё нок сможет лучше понять себя: свои чувства, переживания, победы, разочарования. А педагогу портфолио позволяет выявить самооценку ребёнка, его мнение о своём социальном окружении, интересы, уровень эмоционального благополучия, что очень важно для становления личности ребёнка. Внимательный педагог, посмотрев портфолио конкретного ребёнка, всегда сможет правильно выстроить индивидуальную работу с ним, сделать акцент на слабые стороны и развивать определившиеся таланты ребёнка.

Портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь так важно заметить что-то хорошее, положительное в ребёнке, а не акцентировать внимание на том, что он ещё не может или не знает. Имея своё портфолио, ребёнок может оценить себя сам с позиции успешности и реальных жизненных достижений.

Именно портфолио предоставит педагогам возможность получить всестороннюю информацию о каждом ребенке. Чаще всего под понятием портфолио подразумевается накопление индивидуальных достижений ребенка за какой-то определенный период, его творческие успехи. Ведь важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что еще не можешь, не знаешь, не умеешь. Чтобы все получилось, очень важно понимать цель создания портфолио. А цели могут быть разными.

Изучив методическую литературу по теме, были определены основные функции портфолио воспитанника :

- диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

- целеполагающая – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

- мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;

- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

- социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;

- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.

При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов. Во-первых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно. Во- вторых, важно не допустить «соревновательности». Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-третьих, важна систематичность работы с портфолио. Еще один принцип, который необходимо учитывать при составлении папки достижений – отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.

Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы. Основные разделы портфолио дошкольника :

2 Деятельный этап:

1. Определила вид и состав портфолио воспитанника

2. Сбор сведений в основные разделы портфолио дошкольника :

- «Давайте познакомимся» (фотография ребенка; имя, предпочитаемое ребенком, его обозначение; информация о рождении, знаке зодиака)

- «Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни; группа здоровья; индивидуальные проявления);

- «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);

- «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка);

- «Золотые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);

-«Что ни слово, золото» (речевое развитие)

- «Светлая головушка» (умственное развитие)

- «Награда для героя» (дипломы, грамоты ребенка в различных конкурсах, фестивалях, выставках);

Педагогическую работу по ведению портфолио мы осуществляем на основе тематических страниц предложенных Фадеевой Е. М., в статье «Педагогические условия введения портфолио в образовательную практику детского сада».

На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирование элементарных математических представлений и других должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:

«что ни слово – золото» (речевое развитие);

«Светлая головушка» (умственное развитие);

«золотые ручки» (трудовая деятельность).

Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио – дело совместное, и «красивость» с точки зрения взрослого должно уступить «красивости» с точки зрения ребенка.

Следует помнить, что работа над портфолио не разовая акция. А. С. Прутченков рассматривает портфолио как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. «Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку эта технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно чтобы ребенок осознал, что в дальнейшей жизни будет требоваться эта постоянная работа по пополнению своей папки личных достижений». Следовательно, задача детского дома, «приучить» ребенка и воспитателя ведению портфолио, т. е. сформировать потребность в регулярном обращении к папке личных достижений, фиксации успехов. «Очень важно, – отмечает А. Прутченков, – чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей».

Ожидаемые окончательные продукты и результаты:

-личные портфолио воспитанников

- сформированность детей 8-го года жизни адекватных представлений о себе, собственных достижениях;

- способность детей представлять сверстникам и близким взрослым собственных достижений;

- наличие у детей интереса к достижениям и успехам сверстников;

- локальная педагогическая технология «Ведение портфолио ребенка»;

- повышение педагогической компетентности педагогов;

Ведение портфолио дошкольника способствует развитию самооценки, формированию личностных качеств ребенка, его социальному развитию, и является актуальным в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Заключительный этап.

Оформлены личные Портфолио воспитанников. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизнь в детском доме и за его пределами.

Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой. Это воспоминания о счастливых детских годах.

Используемая литература.

Кочкина Н. А., Чернышева А. Н. Портфолио в ДОУ. - М., 2009.

Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной терапии. - Справочник старшего воспитателя, 1-08.

Курынова С. Портфолио дошкольника. - Обруч, 6 - 2005.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе в ДОУ «Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе детского сада».Из.

Фотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровья Занятия по арт-терапия. Цель программы: развитие эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов у детей с ОВЗ через арт-терапевтические.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 30 января 2019 в 10:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД