Лучший педагог года

Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Татьяна Суняйкина
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Гласит китайская пословица.

В своей работе мы старались придерживаться этих слов, ведь в каждом ребенке живет маленький исследователь, который готов ежесекундно покорять новые вершины и изучать неведомые горизонты. И тому подтверждение – любознательность детей, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Публикация «Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах

Дети стремятся к активной деятельности и нам, как воспитателям важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Прежде, чем начать свою работу нами была подобрана и изучена необходимая литература: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой».

Поэтому целью нашей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности.

Перед собой мы ставили следующие задачи:

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.

Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Формы работы, которые мы использовали:

совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры, беседы, наблюдения)

наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей :

в группе создан экспериментальный уголок в котором имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, фонарик и т. д.).

проводились беседы на тему: «Необходимость и интерес к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям.

были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводили НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

«Можно ли пить талую воду» - показали детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды;

«Ходит капелька по кругу» - дали детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомили детей с качествами и свойствами резины; учили устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования;

«В мире стекла» - помогали детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

«В мире пластмассы» - знакомили детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогали выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

«Дерево умеет плавать» - расширяли представление о дереве, его качествах и свойствах; учили устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

«Сравнение стекла и пластмассы» - знакомили детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

«Волшебная вода» - расширяли знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).

«Ткань и ее свойства» - познакомили с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывают влагу).

«Воздух невидимка» - дали представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный. о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для роста и развития (свет, влага, тепло);

«Четыре принцессы». Познакомили детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью, значением для жизни всего живого.

«Волшебные кирпичики». Познакомили детей с понятиями сутки, дни недели, неделя, месяц, год. Объяснили значимость дней недели для жизни человека. Воспитывали интерес к математике.

«Путешествие в прошлое часов». Познакомили детей с действием и строением солнечных, песочных и механических часов.

Игры-путешествия. Познакомили детей с отдалё нными территориями: Северный полюс, Африка, джунгли. Структура игры состоит из виртуального перемещения детей в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные.

О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В своей работе создавали образовательные ситуации:

«Спор игрушек» - учили детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

«На чём полетят человечки» и учили выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовали дидактические игры:

«Расскажи о предмете»;

«Отгадай материал»;

«Где спрятался воздух»;

«Что из чего будет»;

«Чудесный мешочек».

В результате НОД и опытов-экспериментов дети:

овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

познакомились с явлениями природы;

получили представление о круговороте воды в природе;

уточнили знания о воде, о ее состояниях;

познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;

познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

с удовольствием высказывали предположения и вместе с нами учились делать выводы.

В результате работы нам удалось не только повысить свой уровень знаний, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок экспериментирования.

Считаем необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Публикации по теме:

«Волшебный мир магнитов» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный мир магнитов» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Цель: Развитие познавательной.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» «Волшебная сила магнита» Цель: Расширить.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Вода — бесценный дар природы» Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Тема: «Вода — бесценный дар природы». Цель: актуализация.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Цель: Формирование представлений детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Пробуждение природы» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема «Пробуждение природы». Воспитатель: Есина Г. И. БРЯНСК.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебный магнит»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебный магнит» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе тема «Волшебный магнит» Сенють Наталья Владимировна Воспитатель.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Шоколадный интерес» в подготовительной группе Тема :«Шоколадный интерес». Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль» .

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Цель: Способствовать развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Опубликовано: 5 мая 2019 в 07:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД