«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей»

Светлана Пирогова
«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей»

Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий для развития и воспитания детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшей задачей модернизации российской системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает знание особенностей каждого ребенка, его интересы, способности, уровень развития. Применение технологии «Портфолио» в образовании направлена на взаимодействие всех участников процесса, позволяет проследить индивидуальный прогресс ребенка. Портфолио дошкольника — это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз-ный маршрут развития ребенка Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Чтобы Портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение Портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка для педагога, родителей и детей. Создатель Портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок и родители должны делать самостоятельно. И если они не согласны поместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность Портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого Портфолио. Она может быть различной:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.)

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.)

- тематическое Портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё животное, лето - весёлая пора и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если Портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)

Определены основные функции портфолио:

-диагностическая функция – фиксирует динамику развития ребенка

-целеполагающая функция – поддерживает учебные цели

-мотивационная функция– поощряет достигнутые ребенком результаты

-содержательная функция – раскрывает спектр выполняемых работ

-социообразующая функция – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности

-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Портфолио можно разделить на несколько видов:

1. Электронный Портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

2. Портфолио-раскраска. Этот вид Портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

3. Печатное Портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое Портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Этапы работы над Портфолио дошкольника:

1 этап. Постановочный.

Приступая к реализации технологии Портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о Портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.

В одних дошкольных учреждениях Портфолио составляют под руководством воспитателя, и хранится он в группе, в других — под руководством специалистов дошкольных учреждений (педагогов по изодеятельности, педагогов-психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др., в-третьих, Портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуры и содержание Портфолио ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них.

Л. Орлова* предлагает такой вариант Портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура Портфолио.

Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фиксируется дата начала и дата окончания ведения Портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения Портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения Портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По-любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения,

и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка,

*1. Л. Орлова. Портфолио дошкольника. Часть 1. Сайт:dopoln.ru

о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей,

почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа-ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребен-ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не-большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по-знавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо-тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева и Е. Егорова* также предлагают определенную структуру Портфолио.

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

*В. Дмитриева и Е. Егорова. Портфолио дошкольника. Сайт:deti-club.ru

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа-цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Структуру Портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а особенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изменения, записывать все новое.

2 этап. Поисковый 2.1. Сбор информации.

Как показала практика, оформление Портфолио различно, особенно индивидуальны Портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей Портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя.

Так появляются электронные Портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр.

Внедряя Портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание.

В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.

2.2. Индивидуальная работа с детьми.

Работа с Портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

При работе с Портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек Портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью Портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания Портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над Портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

2.4. Консультации с педагогами.

Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.

Использование диагностики социально-личностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, его мнение о своем месте в социальном окружении, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для становления личности ребенка.

Социальный педагог помогает в организации индивидуальной работы с семьей, а также следит за межличностными отношениями ребенка в группе детей через проведение социометрического обследования, что позволяет проследить развитие коммуникативных и организаторских способностей детей, а также вовремя заметить проблемы ребенка в общении.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Педагоги дополнительного образования дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности, а также по организации семейного досуга как средства сближения интересов взрослых и детей. Для детей в ДОУ организуются разные виды творческих конкурсов, спортивных соревнований, в которых они могут оценить себя и своих товарищей.

Однако взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании Портфолио.

Основными проблемами внедрения технологии «Портфолио» являются: в первую очередь неготовность участников образовательного процесса к работе с Портфолио, неподготовленность воспитателей, как моральная, так и профессиональная, к координации деятельности по введению и оформлению Портфолио дошкольника. Поэтому на протяжении сбора информации необходима консультативная поддержка педагогам.

3 этап. Заключительный.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей.

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навяз-чивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала малыша. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Исходя из выше сказанного, можно привести алгоритм работы над Портфолио:

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности.

А многие, трепетно стараются сохранить то, что так дорого им, то, что так отчетливо напоминает о годах развития любимого чада. Несомненно, особую роль в этом может сыграть технология «Портфолио». При тщательном изучении и внедрении этой технологии в практику, можно с уверенность сказать, что это один из современных механизмов эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, направленный на саморазвитие семьи, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ, укреплению взаимодействия с семьями воспитанников. Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада Портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.

Библиографический список.

1. Дмитриева В. и Егорова Е. Портфолио дошкольника. Сайт:deti-club.ru

2. Журнал «Обруч»2005г. №6 «Портфолио дошкольника»

3. Журнал «Обруч»2005г. №4 «Коллаж интересов»

4. Журнал «Обруч»2007г. №4 «Портфолио успеха»

5. Источник: htt://doshvozrast.ru/metodich/konsultac 17.htm

6. Орлова Л. Портфолио дошкольника. Часть 1. Сайт:dopoln.ru

7. Портфолио в ДОУ: сборник/авт. – сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

Публикации по теме:

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Неделя открытых дверей в группе» Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого – педагогической поддержки.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников для формирования единого образовательного пространства ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников как способ формирования единого образовательного и воспитательного.

Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытные и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений.

Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных.

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию Слайд 1. Презентация – проекта. По теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию» Слайд.

Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Проект.

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Наша армия
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 19:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению макета «Моряки на парусниках» для совместного творчества...
Поделки из камней – интересное и увлекательное занятие. Процесс изготовления таких поделок требует творческого подъема. Каждый образ подсказывает форма и...
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Отчет о работе отряда ЮИД «Дорожный дозор»
Смотр-конкурс отрядов помощников ЮИД. На дороге наш дозор, С нами друг наш светофор. Неустанно вместе с ним За порядком мы следим. Наши...