Путря Ольга Сергеевна
Технология сотрудничества как доступный и эффективный метод в образовательном процессе
Свое выступление я начну с морали басни Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Коллеги, как вы думаете, в чём заключается мораль этой басни?
Для того чтобы добиться успеха в каком-то деле, нужно всё делать сообща, дружно, ставить общую цель и стремиться к её достижению.
Как вы считаете, о какой технологии пойдет речь? (о технологии сотрудничества).
Публикация «Технология сотрудничества как доступный и эффективный метод в образовательном процессе» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Технология сотрудничества
- Темочки
В современном обществе в связи с развитием информационных технологий детям становится труднее общаться и взаимодействовать между собой. Многие из них увлечены электронными устройствами и не интересуются друг другом.
Эта ситуация имеет двойственный характер: с одной стороны информатизация общества – это большой технологический прорыв, с другой – это большой урон в сфере коммуникации. Для того, чтобы научить детей активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь договариваться, проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, уметь разрешать конфликты, мы обратили внимание на технологию СОТРУДНИЧЕСТВО.
Продуктивность и результативность технологии сотрудничества мы вместе с вами рассмотрим на примере.
Перед тем, как начать работу,просим вас не пользоваться мобильными телефонами.
Перед вами лежат маршрутные листы. Я вас попрошу под буквой «а» записать в 2-3 х словах, как вы понимаете, что такое технология сотрудничества. – прочтите пожалуйста, что у вас получилось.
Объединитесь произвольно в пары и поделитесь своими ответами. Опираясь на ответы друг друга, скорректируйте, если это требуется, свой ответ и запишите под буквой «б». – прочитайте пожалуйста
Объединитесь в группы, проделайте ту же самую работу.
Запишите итог под буквой «в». Каждая группа озвучьте свой ответ
Прочитайте, что получилось.
Данный прием работы называется «Снежный ком». В этом приёме работа начинается с индивидуального задания, после этого следует работа в паре. В парах участники предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее пары объединяются с другой парой, и снова происходит выбор лучшего. Сейчас вы договариваясь между собой, выбрали наилучший результат определения технологии сотрудничества.
Технология сотрудничества - это совместно- развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, уважительным отношением друг к другу,совместным поиском целей и анализом хода и результата определённой деятельности.
Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру.
1. Как вы знаете, уважаемые коллеги, что в вводную часть занятия входит постановка проблемной ситуации, которая побуждает детей к поиску способов её решения например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»
Для поиска способов решения проблемы педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок высказывается. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить, кто прав, через реальные действия: «Вот попробуем выполнить и увидим, кто из нас был прав».
2. Второй структурный элемент организованной образовательной деятельности – это решение проблемы и представления продукта деятельности. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего, работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах.
Используя наводящие вопросы,рассказы, объяснения, т. е используя диалог, нужно подвести детей к совместному решению проблемы и достижению результата. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.
3. Третий структурный элемент – подведения итога. Эффективным приемом является рефлексия. В конце занятия или деятельности предлагаем детям обсудить, какие трудности возникли и как нашли пути решения. Рефлексия способствует развитию самосознания и умения оценивать свои достижения и достижения товарищей.
Весь процесс работы проходит в обсуждении: обсуждение замысла, распределение материалов, непосредственное выполнение работы, поскольку технология сотрудничества предполагает обсуждение всех моментов. В процессе обсуждения между собой, идёт выбор способов решения поставленной проблемы и представления продукта своей деятельности.
Сегодня мы представили вам приёмы технологии сотрудничества в образовательной деятельности. Используя данную технологию дети учатся слышать и слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения, формируется позитивное отношение к самому себе и сверстникам, развиваются речевые взаимодействия, отсутствует чувство страхав за ошибки.
На примере нашей работы мы понимаем, что не только на занятие можно использовать данную технологию. Людям и в жизни надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом для более быстрого и качественного достижения общей цели.