Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников

Ольга Мотаева
Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников

Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и затруднениях звукового анализа.

Рассматривая речь как структуру взаимосвязанных компонентов разных уровней формирования и функционирования, построена поэтапная система преодоления фонетико-фонематических нарушений, возникающих у детей при различных речевых дефектах органического или функционального генеза. Эта система основывается на ряде общепринятых теоритических положений, методологической основе Н. С. Жуковой, Г. А. Каше, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, использованы различные методы и приемы.

Эта система звуковых операций формируется при условии развития механизмов интеллектуальной деятельности, познавательной активности ребенка. Они же, в свою очередь формируются в зависимости от его общего развития, в частности, от состояния сенсомоторного развития слухового восприятия, артикуляционных особенностей, возможностей усвоения общего ритмико-интонационного окружения. Еще один фактор в системе обучения, -обеспечение широкого и четкого диапазона звуков окружающей действительности как основы для формирования приемов умственных действий по их анализу и синтезу.

В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

• Устанавливать эмоциональный контакт с ребенком;

• Развивать положительный интерес к занятиям;

• Формировать основы слухового и зрительного внимания, полноценную фонетическую сторону языка: совершенствовать артикуляционные навыки, фонематический слух, звукопроизношение и слоговую структуру;

• Развивать элементарные навыки звукового анализа и синтеза;

• Обеспечивать овладение элементами грамоты;

• Формировать графические умения, укреплять мелкую моторику пальцев.

Содержание работы:

• Формирование умения воспринимать речевые и неречевые звуки;

• Ознакомление с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», символами звуков;

• Дифференциация гласных звуков;

• Ознакомление с простыми по артикуляции согласными звуками:[м],[н], [м]-[н],[x],[к],[к]-[x],[т],[п],[п]-[т],[п-т-к],[в],[г],[б],[д],[ф],[т-д],[п-б],[к-г],[в-ф];

• Нахождение картинки на заданный звук;

• Формирование умения выделять заданный звук из слова (начало, середина, конец);

• Соотнесение звука с буквой;

• Развитие графических навыков;

• Формирование умения различать слова, схожие по звучанию;

• Составление предложений и схем, указание порядка слов в предложении;

• Ознакомление с предлогами.

Приемы педагогического воздействия

Усвоение дошкольников звуковой стороны слова- длительный процесс. В работе с детьми используются различные приемы: точное название-обозначение предмета, соотнесение названного слова с предметом; объяснение; связь слова с действием; показ нового слова в сочетании с другими словами, уже знакомыми, изменение этого слова в роде, числе, падеже; описание предмета; составление загадок, рассказов; сравнение предметов.

Для ознакомление с терминами «речевые звуки» и «неречевые звуки» используются игры: «Что звучит вокруг нас?», «Играет-не играет», «Поставь по порядку», «Узнай по звуку», «Кто как голос подает?».

В целях ознакомления с терминами «слово» и «звук» проводятся игры: «Подскажи Петрушке звук», «Какой звук потерялся», «Слово можно прошагать».

Звуковой анализ осуществляется с помощью игр: «Поймай звук», «Подбери картинку на заданный звук», «Определи место звука», «Подбери схему», «Отгадай слово по первым звукам», «Найди для каждого слова свой звуковой домик».

Ознакомление со слоговым строение слова помогают игры: «Мы слова на слоги делим», «Помоги друзьям», «Игра с прищепками», «Слоговой поезд», «Подбери картинки к слогу».

Осуществляется также работа над предложением в играх: «Ознакомление с простыми предлогами», «Составление предложений по сюжетной картинке», «Распространение простого предложения», «Подбери предлог», «Составь схему предложения».

Для ознакомления с буквами используют игры: «На что похожа буква», «Собери букву», «Найди букву».

С целью развития графических навыков можно предложить обвести, напечатать букву, нарисовать узоры, выполнить штриховку, поиграть в игры: «Маленькая и большая», «Обведи картинку и раскрась».

Наглядные средства

Для успешного проведения различных игровых упражнений использовался яркий наглядный материал:

• Картинка - как важнейшее наглядное средство, закрепляющее знания детей о звучащем слове;

• Интерактивные компьютерные технологии;

• Дидактические настольно-печатные игры.

В своей работе активно использую интерактивные развивающие анимационные игры педагогического портала «Мерсибо»: на этапе развития фонематического слуха я использую комплект из 11 игр «Звуковой калейдоскоп», где дошкольники научатся:

• Выделять ударный гласный звук в словах;

• Определять место звука в слове;

• Анализировать звуковой состав слова;

• Соотносить звук и букву;

• Находить заданный звук в слове.

На этапе знакомства с буквами и правилами чтения набор из 12 игр «Начинаю читать», которые способствуют:

• Знакомству с буквами и звуками;

• Тренировками навыка слогового чтения;

• Умению составлять слова из букв и слогов;

• Освоению звуко-буквенного анализа;

• Развитию зрительной и слуховой памяти.

Использую интерактивное электронное пособие «Учимся говорить правильно», которое помогает сформировать у детей навык правильного произношения, научить связно и грамотно говорить, расширять знания об окружающей действительности, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Имеются задания на знакомство с разнообразием окружающего мира (неречевые звуки, а также по изучению звуков речи русского языка и формированию навыков связной речи.

Таким образом, данная технология помогает нормализовать процесс фонемообразования и подготавливает детей к усвоению грамоты.

Прикреплённые файлы:

tehnologija-vospitanija-zvukovoi-kultury-rechi_0jld8.pptx | 190,43 Кб | Скачан: 95
 
Публикации по теме:

Развитие звуковой культуры речи детей 4–5 лет посредством дидактической игры Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников «Шумовые баночки» 3-4 года Цель:упражнять в определении на слух предметы (вид крупы) Оборудование : металические баночки с крупами: рисом,.

Игра по формированию звуковой культуры речи «Веселый Звукоград» Игра по звуковой культуре речи «Веселый Звукоград» Цель: Развитие слухового восприятия и внимания, мышления и речи. Дети делятся на две.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Поляночка» Комплексное НОД по звуковой культуре речи во 2 младшей группе.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.

Конспект ООД по формированию звуковой культуры речи «Звук [ц]» Программное содержание: Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи» Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача и она.

Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников 5–7 лет на логопедическом пункте. Постановка и закрепление звука «Р» 1 слайд: Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников на логопедическом пункте. 2 слайд: Постановка и закрепление звука "Р" на логопедическом.

Занятие по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Сказочный лес» Цели: -Уточнить и расширить представление о живой и не живой природе. -учить сочинять сказки, развивать воображение. -формирование правильного.

Здоровьесбережение и развитие звуковой культуры речиЗдоровьесбережение и развитие звуковой культуры речи Детки в начале своего жизненного пути неуверенно владеют второй сигнальной системой. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Праздники
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2016 в 17:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия Тема: «В добрый путь! » Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам» Класс: 3 Направление...