Лучший педагог года

«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Блоха
«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область:

Вид деятельности: непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию.

Возрастная группа : Старшая группа

Тема: «Тепло и уют в казачьей хате»

Цель: воспитывать любовь к малой Родине и родному краю.

Программное содержание

Образовательные задачи: дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков.

Публикация «„Тепло и уют в казачьей хате“, Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развивающие : развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Воспитательные: воспитывать уважение к традициям своего народа.

Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок.

Словарная работа: подворье казака, хата, хлев, конюшня, сено, стог, колодец, мельница, телега, изгородь, хутор, станица.

Материалы и оборудование: иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун, свежие овощи, тесто, творог, доски для лепки, стеки и ложечки по количеству детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней «Варенечки».

Ход деятельности.

В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой стоит макет «Кубанского подворья».

Дети входят в группу, садятся на стулья.

Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков : их жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать.

Родина для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Земляная Ангелина читает стихотворение.

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля? —

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

П. Воронько

Воспитатель задаё т вопрос детям:

- Ребята, где мы с вами живем?

- Мы живем на Кубани.

- А как называется наш край?

- Наш край называется Краснодарский

- А кто знает, как называется наша станица?

- Наша станица называется Новоплатнировская.

- А кто знает, какая протекает у нас река?

- У нас протекает река Челбас.

Физкультминутка.

(Дыхательная гимнастика)

Люблю тебя, земля родная.

Куда не глянь – поля без края

Течет Челбас, пестрят луга…

Ой, земля моя родная,

Всегда ты сердцу дорога.

Рассказ воспитателя.

Давайте пройдем с вами к макету. Это кубанское подворье, посмотрите на него и послушаете мой рассказ.

Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей, родителей.

У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью.

Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.

Вся семья жила в одной хате, так назывался дом, где жили люди.

Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.

В хате было два, три окна и двери, посреди хаты висела люлька с младенцем, стояла большая печь, стол, лавочки, кровать с вышитыми подушками и покрывалом, главным украшением хаты была икона с рушником.

Казак одет в рубаху, шаровары, папаху, сапоги. А казачка одета в рубаху, юбку, передник, на голове лента.

Вопросы к детям по рассказу:

- Где жили казаки с семьями?

- Казаки с семьями жили в хуторах, станицах.

- Как назывался дом раньше?

- Дом раньше назывался хата.

- Как называется по-другому забор?

- Забор по-другому назывался изгородь.

- Чем раньше укрывали крышу?

- Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.

- А как вы думаете, из чего строили хаты?

- Хаты строили из глины.

- Чем белились стены снаружи и внутри.

- Стены снаружи и внутри белили известью.

- Как вы думаете, для чего нужна печь?

- Печь нужна для того чтобы было тепло, чтобы приготовить кушать.

Ребята сейчас с вами будем варить настоящий кубанский борщ.

Игра «Варим борщ»

(На стол ставит чугун, настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.)

Воспитатель. Сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.

Загадки:

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.

(морковь)

Над землей трава, под землей - алая голова.

(свекла)

Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.

(картофель)

Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

(капуста)

Как на нашей грядке, выросли загадки-

сочные, да крупные, вот такие круглые.

летом зеленеют, осенью краснеют.

(помидоры)

А на этой грядке - горькие загадки.

33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает.

(лук)

Игра (по двум словам отгадай всю пословицу)

Коса-камень (Нашла коса на камень)

Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)

Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)

Дело-мастер (Дело мастера боится)

Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)

Труд-лень (Труд человека кормит, а лень-портит)

Хлеб-вода (Хлеб да вода-казацкая еда)

Холод-молод (Что там холод, коли казак молод)

Игра «Назови ремесло»

Воспитатель берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника, изготовившего этот предмет. (печка – печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка –вышивальщица).

- А сейчас по традиции пришло время лепить вареники.

Лепка «Вареники»

(дети вместе с воспитателем лепят вареники)

Самостоятельная деятельность детей

Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».

Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с

казачьими словами (курень) .

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:

«Вокруг куреня хожу

И в окошечки смотрю,

К одному я подойду

И в окошко постучу»

Тук-тук.

Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?»

Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя»

Ребенок: - Зачем пришла?

Водящий: - Побежим наперегонки.

Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.

Литература.

1. М. В. Мирук; Т. А. Науменко. «Введение в историю Кубани»

2. Л. Гринь «Природа родного края»

3. В. А. Маркова; Л. М. Данилина; З. Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.

4. Е. Н. Еременко, Н. М. Зыгина, Г В. Шевченко «Учебник тетрадь по кубановедению»

5. Юркин Н. Ф. «Край мой любимый» (Учеб. пособие). Краснодар, Кн. изд-во.

6. Автор-составитель Н. В. Корнакова

Край наш кубанский: природа, история, хозяйство, города Краснодарского края; учебное пособие – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2013г.

Публикации по теме:

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Диалогическое взаимодействие» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Елочка» Конспект ООД по развитию.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Звездалию» С применением игровой,здоровьесберегающей,ИКТ технологий. Воспитательные задачи: -воспитывать уважение к профессиям людей (космонавт).

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: «Космическое путешествие» Воспитатель: Шубина О. Н.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Встреча весны» Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Встреча весны». Наталья Гусак Интеграция образовательных.

Конспект ООД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по картине на тему «Моя мама» Конспект ООД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по картине на тему: «Моя мама» Цель: формировать связную речь.

Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Светлая Пасха» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с применением элементов.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Гиганты прошлого» Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Гиганты прошлого» Познаю мир для детей старшего дошкольного.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного возраста. (разновозрастная группа)Воспитатель:.

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Австралию» Цель: Формировать у детей представление об особенностях природы Австралии. Задачи: Образовательные : Продолжать формировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 16:05
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД