Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей

Ирина Томова
Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей

«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей»

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.

Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления.

Работы отличаются легкостью, прочностью.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему,что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Актуальность

Разнообразные виды художественно-творческой деятельности играют значительную роль в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику.

Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников, приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду. Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.

В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из соленого теста вызывают повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Цель: изучить и систематизировать использование технологии тесто пластики как наиболее эффективный способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.

• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у дошкольного возраста.

А также

Образовательные:

• Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста;

• Учить создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы;

• Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Развивающие:

• Способствовать развитию творческой активности у детей, инициативе, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в поисках новых решений в создании композиций;

Развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки;

Развивать общую ручную умелость, мелкая моторика, синхронизацию обеих рук;

• Способствовать развитию речи детей.

Воспитательные:

• Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в коллективе.

• Воспитывать аккуратность в работе;

· Соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности.

Ожидаемые результаты:

Первый год обучения:

• интерес к лепке из соленого теста;

• приготовление теста;

• знание необходимых инструментов для работы с тестом;

• скатывание прямыми движениями;

• скатывание круговыми движениями;

• расплющивание;

• соединение в виде кольца;

• защипывание края формы;

• лепка из нескольких частей;

• соблюдение пропорции;

• оттягивание части от основной формы;

• сглаживание поверхности формы;

• присоединение части;

• прижимание;

• примазывание;

• вдавливание;

• соблюдение пропорций;

• работа с красками;

• использование дополнительных материалов;

• использование стеки.

Второй год обучения:

использование различных приемов лепки:

• сплющивание;

• защипывание, соединение краев теста;

• оттягивание;

• сглаживание;

• вдавливание;

• прижимание;

• примазывание;

• раскатывание;

• лепка из нескольких частей;

• соблюдение пропорций;

• лепка из целого куска;

• лепка с натуры;

• выразительность образа;

• создание композиции из 2-3 предметов;

• передачи позы;

• соблюдение пропорции;

• устойчивость;

• создание рельефа;

• роспись;

• использование дополнительных материалов;

• использование стеки.

Третий год обучения:

• сглаживание;

• примазывание;

• присоединение;

• лепка из целого куска;

• лепка с натуры;

• лепка по преставлению;

• лепка на воображение;

• декоративная лепка;

• коллективная лепка;

• лепка на свободную тему;

• создание композиции из 2-3 предметов;

• создание рельефа;

• соблюдение пропорций;

• динамика движения;

• выразительность образа;

• роспись;

• использование дополнительных материалов;

• использование стеки.

Работа проводилась по ряду направлений:

• Работа с детьми;

• Обогащение предметно-развивающей среды;

• Работа с родителями.

Работа опирается на следующие принципы:

• Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.

• Принцип сознательности. Когда ребенок узнает, что – либо новое,он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

• Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

• Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

• Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому,что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

В работе с детьми использовались следующие методы и приемы:

• рассматривание произведений искусства (экскурсии, занятия со слайдами, просмотр иллюстраций, открыток);

• беседы;

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• наблюдение;

• упражнение;

• обследование;

• чтение художественной литературы;

• образец;

• показ способов изображения;

• совет;

• слушание музыки.

Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала (готовые поделки из соленого теста, иллюстрации с поделками, создание дидактических игр (игры со счетными палочками, игры-шнуровки, игры с пуговицами и прищепками, внесение различных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.

Работа с родителями включила в себя участие в анкетирование, учет родительских пожеланий, совместную практическую деятельность родителей и детей.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рукСалфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук». «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Здоровье, гигиена
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 19:43
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. День простого карандаша на МААМ

Такому непростому простому карандашу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы сделать простой карандаш инструментом детской продуктивной...

20 апреля. День кукольной одежды на МААМ

На занятиях это тематического дня можно познакомить детей с разновидностями одежды – по полу, сезону, предназначению. Обратить внимание на детали одежды: рукава, воротник, манжета, пуговицы, карманы,...


Горячие темочки