Кристина Безверхая
Рекомендации для родителей «Тревожный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей "Тревожного ребенка"
Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если грядут или происходят какие-то важные изменения). Как правило, это связано с будущим, на которое дети или их родители смотрят через призму негативных ожиданий. Ситуационная тревога естественна и характерна для многих людей. Но если ребенок часто беспокоится, если это состояние становится стабильным, то можно говорить о потенциале формирования у него тревожного характера.
Признаки повышенной тревожности у детей
Публикация «Рекомендации для родителей „Тревожный ребенок“» размещена в разделах
Суетливость, повторяющиеся мелкие движения (подкручивание волос, покусывание ногтей, покачивание ногами) или, наоборот, мышечное напряжение, скованность; желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание; трудности с засыпанием, сильное беспокойство перед началом важного или нового для ребенка занятия; страх перед любым, даже незначительные изменения; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности ("Я не могу").
Ваш ребенок может проявлять признаки беспокойства, если:
У ребенка тонкая нервная организация, он чувствителен и впечатлителен.
Вам свойственно тревожное поведение, вы не уверены в себе, вы живете в ожидании негативных событий и последствий.
В семье происходят перемены, о которых ребенок ничего не знает, но чувствует и вынужден сам придумывать причины перемен, часто представляя реальность гораздо страшнее, чем она есть на самом деле.
Ребенок привык полагаться в основном только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он может оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожной и небезопасной.
Ваша семья приняла непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, за что ребенка наказывают и за что его поощряют. Здесь нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.
Вы требуете от себя и от ребенка совершенства, совершенства, совершенства. Ребенок понимает, что он не сможет соответствовать вашим высоким критериям, и начинает бояться потерять вашу любовь и привязанность.
Вы даете ребенку много тревожных сообщений : "Ты упадешь…Ты неуклюжий… В этом случае ребенок начинает воспринимать себя неспособным справиться даже с простыми заданиями.
Вы транслируете ребенку тревожно-негативные представления об окружающем вас мире: "Все дети хулиганы, незнакомые люди опасны, учитель будет ругать, полицейский заберет вас, никто вас не полюбит" и т. д.
Ребенок пережил психологически травмирующее событие, с которым его психика не смогла справиться самостоятельно.
Родителям важно знать, что:
Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, которые позволяют им справляться с задачами, которые ставит перед ними жизнь.
Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы любите его и будете любить независимо от его достижений.
В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребенка происходит так много изменений, поэтому важна стабильность, которую ему может придать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность семейной системы, последовательность в воспитании.
Если изменения в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезнь, смерть домашних животных, стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, гнев, вина и т. д.). Недостаток информации и непредсказуемость жизни вечны источники беспокойства.
Тревожным детям часто бывает трудно переходить от одного вида деятельности к другому (например, от игры к ходьбе). Важно за некоторое время предупредить ребенка о том, что ему вскоре придется делать, чтобы он был психологически подготовлен.
Полезно обсудить предстоящий день с ребенком, спланировать дела вместе с ним.
Ребенку нужны позитивные сообщения о его способности справиться с чем-то, что ждет его в жизни. Не критическое "Ты допустил ошибку, значит, ты плохой", а отношение к ошибкам как к положительному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопутствующего беспокойства.
Важно сформировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно, а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его, как он оценивает свою работу и почему. Не сравнивайте ребенка с другими.
Не стоит заставлять ребенка делать что-то, что вызывает у него беспокойство (например, он непременно выступит на утреннике, примет участие в игре и т. д.). Подождите, пока он сам этого захочет, обретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.
Для беспокойных детей очень полезны бесплатные подвижные игры, игры с творческим материалом (шишки, камешки, песок, фантики от конфет и т. д., а также все виды водных процедур, за исключением серьезных видов спорта.
Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не только кистью, но и пальцами, работой с пластилином и глиной. Таким детям важно контролировать все вокруг себя, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на "текучем", а не строгом материале.
Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: "Мы справимся со всем, что пошлет нам жизнь", то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он тоже вырастет с ощущением, что он хороший, а мир вокруг него интересный и непохожий.
Удачи вам!