Наталья Гончар
«Трудимся во благо». Долгосрочный экологический проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В данном проекте я предлагаю детям лучше узнать природу, научиться любить ее понимать, чувствовать и беречь, но для этого необходимо потрудиться. Овладение навыками трудовой деятельности – одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата.
Публикация «„Трудимся во благо“, Долгосрочный экологический проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе с участием родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Я попыталась воспитывать интерес к труду через активную экспериментальную деятельность, сформировать желание в будущем посвятить труду всю свою сознательную активную жизнь. Здесь даны рекомендации по организации индивидуального и коллективного труда, четко определяя цели нравственно-эмоционального трудового воспитания детей.
Проявляя сострадание, ребятам удастся спасти еще живую обломанную веточку с дерева (сентябрь). Пересадить летний цветочек «Рудбекию» с клумбы в цветочный горшок, чтобы продлить цветку жизнь в холодные осенние дни, увидев, как цветок распустился в группе (октябрь). Не забывать кормить зимующих птиц в кормушках, сделанных своими руками (ноябрь). Попытаться соорудить новогоднюю елочку из подручных материалов, чтобы сохранить зеленую красавицу в лесу (декабрь). Дети научатся в экспериментальной деятельности обнаруживать воздух и не загрязнять его (январь). Потрудиться над очистным сооружением для воды, чтобы она стала «живая» (февраль). Дети сумеют понять, что это хорошо, когда есть вода, но плохо, если ее очень много; что именно нужно сделать, чтобы на участке не было сыро (май). Детвора попытается оценить весомый вклад пернатых друзей и сумеет привлечь их к своему участку (апрель). Отвечая на великое множество вопросов, я научу детей украшать свою жизнь с помощью цветов, и дети обязательно поймут, какую пользу приносит для человека загадочный и разнообразный мир растений (май). И наконец, через трудовую деятельность дети сумеют понять, что Мир спасет Красота!
Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, желания трудиться, включаться в труд по собственному желанию, успешно его завершать.
Цель проекта: решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста через трудовое воспитание, используя раннее приобретенные трудовые, навыки.
«Детская» цель: стать заботливым хозяином для своих питомцев и окружающего мира.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-чувствительной сферы личности, как одного из компонентов экологической культуры.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков в трудовой деятельности.
3. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
4. Развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.
5. Развивать познавательную активность;
Содержание проекта
1. Чтение (прослушивание) рассказов В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова.
2. Выбор объектов исследования, которые обновляются ежемесячно.
3. Научить проводить длительные наблюдения.
Основной этап.
Циклические ежемесячны наблюдения с изменением объекта исследования.
Практический этап:
1. Чтение и заучивание стихотворений, потешек.
2. Знакомство и заучивание народных загадок, пословиц и поговорок.
3. Совместное изготовление материала для дидактических игр.
4. Знакомство с объектами исследования в природе, наблюдение на участке.
5. Беседы-викторины, экскурсии.
6. Изготовление почтового ящика для персонажей проекта.
Педагогические методы:
1. Чтение художественных произведений.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Отбор предметных картинок по заданию воспитателя.
4. Рассказ воспитателя.
5. Исследовательская деятельность детей в поисках объекта наблюдения в природной среде обитания.
Заключительный этап: организация выставки всех выполненных творческих работ, сделанных детьми и родителями в ходе проекта.
Содержание экологического проекта по трудовому воспитанию
Сентябрь
«Зеленый друг»
1. Операция «Сломанная веточка».
Обратить внимание детей на проблему: можно ли помочь зеленому другу, если кто-то сломал веточку с дерева?
Развивающая среда: иллюстрации разных пород деревьев; дидактическая игра: «Собери дерево».
Методическое обеспечение: письмо от Зеленого друга. План-конспект поиска объекта исследования на экскурсии.
Продуктивная деятельность: аппликация «Осеннее дерево». Природоохранная акция «Помощь сломанной веточке с дерева».
2. Организация в группе действующей модели «Моё любимое дерево» с подборкой необходимых деталей (листья разного цвета от разных деревьев, их веточки, стволики, плоды, семена).
Развивающая среда: модели разных деревьев в уголке природы, в дневнике наблюдений.
Методическое обеспечение: алгоритм построения дерева с использованием дидактического материала.
Продуктивная деятельность: рисование - «Мой Зелёный друг».
3. Трудовой десант.
Развивающая среда: работа на участке - сбор опавших листьев и веточек, помощь дворнику.
Методическое обеспечение: организация труда на природе (разовые поручения).
Продуктивная дечтельность: раскрашивание карандашами трафаретов листьев.
Октябрь
«Гостья с клумбы»
1. Операция «Спасение цветка». Обратить внимание детей на проблему: можно ли продлить жизнь растения, если осенью его пересадить в теплую комнату и ухаживать за ним?
Развивающая среда: операция «Спасение цветка». Обратить внимание детей на проблему: можно ли продлить жизнь растения, если осенью его пересадить в теплую комнату и ухаживать за ним?
Развивающая среда: горшок с Рудбекией; дневник наблюдения, схема развития растения.
Методическое обеспечение: письмо от Рудбекии; беседа воспитателя с детьми «Осенние цветы на нашей клумбе».
Продуктивная деятельность: рисование Рудбекии красками-гуашь «Гостья с клумбы».
2. Дидактическая игра «Жизнь цветка».
Развивающая среда: подборка предметных картинок «Что необходимо для роста цветов?» Разработка алгоритма развития растения «Что сначала, что потом?»
Методическое обеспечение: ход дидактической игры: беседа с воспитателем, подбор картинок, выбор необходимых предметов-помощников, практическая деятельность по ухаживанию за цветком.
Продуктивная деятельность: ручной труд «Цветы на клумбе». Использовать различный природный материал: ракушки, камешки, семена, перышки, веточки, шишки, пластилин, цветную бумагу.
3. Трудовой десант: выкопать растение с клумбы, пересадить в горшок, ухаживать за ним постоянно.
Развивающая среда: модели трудовых поручений.
Методическое обеспечение: руководство детской деятельности, разовые поручения дежурным.
Продуктивная деятельность: аппликация «Гостья с клумбы».
Ноябрь.
«Пернатые друзья»
1. Операция «Покормите птиц». Обратить внимание детей на проблему: зимой птицам трудно найти корм, как мы можем им помочь?
Развивающая среда: Рассматривание иллюстраций зимующих птиц. Наблюдение за птицами на участке.
Методическое обеспечение: «Синичкино письмо».
Продуктивная деятельность: ручной труд «Кормушка».
2. Трудовой десант «Птичья столовая». Ежедневная подкормка птиц хлебными крошками, семенами.
Развивающая среда: кормушки на участке.
Методическое обеспечение: в группе, в уголке природы изготовить модель кормушки и прилетающих птиц на кормушку в дневнике наблюдения.
Продуктивная деятельность: рисование «Птичка-невеличка». Рисование с трафарета птички и раскрашивание цветными карандашами.
3. Семейный проект «Зимняя кормушка».
Развивающая среда: Организация папки-передвижки с иллюстрациями разных кормушек для просмотра детей и родителей.
Методическое обеспечение: беседа воспитателя с родителями «Птичья столовая».
Продуктивная деятельность: Изготовление кормушек с помощью родителей. Вывешиваем кормушки по деревьям.
Декабрь
«Елочка в гости к нам пришла»
1. Операция «Зеленая елочка, живая иголочка». Введение детей в проблемную ситуацию и решение проблемы: стоит ли из-за несколько праздничных дней губить живое дерево.
Развивающая среда: действующая модель растущей елочки в уголке природы из подручного материала.
Методическое обеспечение: письмо от лесной красавицы.
Продуктивная деятельность: ручной труд «Новогодняя елка из еловой шишки»
2. Украсим елочку, растущую на участке, разноцветными льдинками.
Развивающая среда: пластиковые формочки от конфет, вода, гуашь разного цвета.
Методическое обеспечение: экологическое экспериментирование «Превращение воды».
Продуктивная деятельность: Опыты своими руками:
-закрашиваем воду;
-размещаем ниточку в каждую форму;
-разливаем закрашенную воду в пластиковые формы;
-замораживаем.
3. Трудовой десант «Снежное покрывало для елочки».
Развивающая среда: лопатки, совки, ведерки для сбора снега. «Что такое снегозадержание?».
Методическое боеспечение: экологический экскурс «Тепло ли тебе, елочка?»
Продуктивная деятеьность: рисование красками «Елочка под снежным покрывалом».
4. Семейный конкурс «Оригинальная замена живой красавице»
Развивающая среда: Пополнение иллюстрации разных елочек из бросового материала с помощью воспитателя и родителей.
Методическое обеспечение: беседа воспитателя с родителями «Поберегите лесную красавицу».
Продуктивная деятельность: выставка домашних композиций из подручного материала.
Январь
«Этот удивительный воздух»
1. Операция «Что находится внутри шарика?». Обратить внимание детей на то, что вокруг нас находится не пустота, а…воздух, который тоже занимает место.
Развивающая среда: воздушные шарики, мячи, трубочки от коктейля, вода на каждого ребенка.
Методическое обеспечение: набор предметных картинок, на которых можно обнаружить воздух.
Продуктивная деятельность: рисование - «Ветер по морю гуляет…»
2. Операция «Как рыбка в аквариуме не задыхается без воздуха?» Обратить внимание детей на то, что воздух в аквариуме растворился.
Развивающая среда: обеспечить наблюдение за аквариумом. Обратить внимание на фильтр в аквариуме.
Методическое обеспечение: письмо от аквариумной рыбки.
Продуктивная деятельность: рисование «Аквариумные рыбки».
3. Опыты своими руками: «Как взвесить воздух?» Обратить внимание детей на то, что воздух имеет вес.
Развивающая среда: воздушные шары, гимнастические палки, нитки на каждого ребенка.
Методическое обеспечение: письмо от воздушного шарика.
Продуктивная деятельность: аппликация «Праздник воздушных шариков».
4. Дидактическая игра «Музыкальный ветерок». Проблемная ситуация: какие же музыкальные инструменты не смогут обойтись без воздуха?
Развивающая среда: альбомы с музыкальными инструментами, детские пупсики-пищалки, духовые музыкальные инструменты.
Методическое обеспечение: предметные картинки с музыкальными инструментами.
Пробуктивная деятельность: ручной труд «Дудочка».
Февраль
«Живая вода»
1. Операция «Можно ли пить грязную воду?» проблемная ситуация: как сохранить нашу планету от загрязнений?
Развивающая среда: глобус, вода, несколько прозрачных стаканов (по числу экспериментов, краски гуашь; лейка, вата и песок для фильтрации воды.
Методическое обеспечение: письмо от чистой воды.
Продуктивная деятельность: опыты своими руками «Фильтрация загрязненной воды».
2. Операция «Волшебная вода». Обратить внимание детей на некоторые свойства воды.
Развивающая среда: Прозрачный стакан с водой, лист бумаги размером больше диаметра стакана.
Методическое обеспечение: сценарий занятия.
Продуктивная деятельность: опыты своими руками «Непроливайка»
3. Операция «Эта непростая капля». Обратить внимание детей на то, что вода может менять изображение.
Развивающая среда: Лист бумаги, карандаш или ручка, прозрачная линейка или стеклышко.
Методическое обеспечение: сценарий занятия.
Продуктивная деятельность: рисование «Где живет вода?»
Март
«Весенние ручейки»
1. Операция «Бегут ручейки». Обратить внимание на проблему: тает снег, очень сыро на участке, что можно сделать, чтобы снег быстрее растаял?
Развивающая среда: альбом с иллюстрациями о весне.
Методическое обеспечение: письмо от журчащего ручейка. Обеспечить фонограммой различных природных звуков. Экологическая игра - «Узнай по голосу».
Продуктивная деятельность: рисование красками «Природа просыпается»
2. Дидактическая игра «Плывёт, плывёт кораблик».
Развивающая среда: вода, тазики разной величины, кораблики из бумаги.
Методическое обеспечение: беседа-лекторий о водном виде транспорта, подбор предметных картинок для закрепления материала.
Продуктивная деятельность: конструирование из бумаги «Кораблик» (оригами).
3. Трудовой десант:
- прорыть канавки для ручейков;
- подсыпать снег с дорожек на клумбы и к деревьям (снегозадержание)
Развивающая среда: лопатки, совки, ведерки для сбора снега.
Апрель
«Встреча пернатых друзей».
1. Операция «Прилетайте, птицы». Введение детей в проблемную ситуацию: весной прилетают птицы, как их встретить, чтобы они остались жить у нас на участке?
Развивающая среда: иллюстрации, фотографии пернатых птиц.
Методическое обеспечение: письмо от пернатых друзей.
Продуктивная деятельность: заучивание стихов, отгадывание загадок о птицах.
2. Семейный проект «Домик для птиц».
Развивающая среда: альбом с иллюстрациями разных кормушек, скворечников, пополняемые с помощью воспитателя и родителей.
Методическое обеспечение: беседа воспитателя с родителями.
Продуктивная деятельность: изготовление скворечников.
3. Праздник в детском саду «День земли».
Развивающая среда: атрибуты и костюмы к празднику по сценарию.
Методическое обеспечение: сценарий праздника в детском саду.
Продуктивная деятельность: ручной труд: изготовление медалей по номинациям.
4. Трудовой десант: «Приберем свой участок – сделаем земле подарок».
Развивающая среда: метелки, совки, ведерки.
Методическое обеспечение: экологический экскурс-беседа «Земля – наш общий дом».
Май
«Разноцветная клумба»
1. Операция «Цветочная рассада». Обратить внимание детей на проблему: что следует сделать на участке, чтобы было красиво?
Развивающая среда: альбом с иллюстрациями «Садовые цветы».
Методическое обеспечение: письмо от Королевы цветов.
Продуктивная деятельность: создание альбома из детских рисунков «Детский цветущий сад» (краски).
2. Дидактическая игра «Цветочное лото».
Развивающая среда: Подбор предметных картинок, трафаретов, шаблонов.
Методическое обеспечение: обучение игре «Цветочное лото» (правила игры).
Продуктивная деятельность: ручной труд «Цветочное лото своими руками».
3. Музыкальное развлечение «Бал цветов».
Развивающая среда: атрибуты, костюмы цветов и бабочек к развлечению.
Методическое обеспечение: сценарий праздника.
Продуктивная деятельность: рисование «Мой любимый цветок».
4. Трудовой десант «Высадка рассады цветов, посев семян».
Развивающая среда: рассада, семена (помощь родителей).
Методическое обеспечение: модели трудовых поручений.
Продуктивная деятельность: аппликация «Аленький цветочек».
Июнь, июль, август
«Красота спасет мир».
1. Операция «Добрые волшебники». Проблемная ситуация: что необходимо нашим растениям, цветам, деревьям, чтобы они росли, цвели и радовали нас?
Развивающая среда: Дда цветочных горшочка с одинаковыми пересаженными-растениями с клумбы.
Методическое обеспечение: предметные картинки с изображением растений в разном режиме полива.
Продуктивная деятельность: рисование «Дождик клумбу поливал».
2. Операция «Свет и тень». Проблемная ситуация: для чего растениям нужно солнышко?
Развивающая среда: горшочки с землей для посадки лука, лейка с отстойной водой, дневник наблюдения за развитием растения в световом и теневом режиме.
Методическое обеспечение: лгоритм последовательности развития растений в разном световом режиме.
Продуктивная деятельность: аппликация «Радостное и печальное растение»
3. Трудовой десант: своевременная прополка огородных грядок, полив и рыхление почвы.
Развивающая среда: для борьбы с сорняками на огороде обеспечить в группе предметные картинки с изображением огородных растений и сорняков.
Методическое обеспечение: алгоритм последовательности труда.
Продуктивная деятельность: Рисование «Что растет на нашей грядке?» (акварельные краски).
СПИСОК ИСПОЛИЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М. : Просвещение 1983.
Дубина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1985.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России,2003.
Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. - М. 1998.
Мирасова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. – М. : «Гном-Пресс», 1999.