Татьяна Агапова
«Тула — наш родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Тула — наш родной город
Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. Учить сравнивать и обобщать пройденный материал. Воспитывать патриотические чувства к культурному прошлому города, формировать чувства привязанности и любви к своему краю, чувство гордости за тульских умельцев.
Публикация «„Тула — наш родной город“» размещена в разделах
- Тульская область, Тула
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Демонстрационный материал: разрезные карты на тему: тульский кремль, самовар, пряник; 3 минифланелеграфа; образцы самоваров современных и старинных; фото разных по форме самоваров; фотографии с видами башен Тульского Кремля; фотографии с видами города, виды тульских пряников.
Для коллективной работы: соленое тесто, доски, салфетки, стеки, специи гвоздика и горошек.
Ход занятия
В. –Сегодня мы отправимся путешествовать. Для того, чтобы узнать, далеко ли мы отправимся, отгадайте загадку.
Ты пешком его не обойдешь,
Здесь дома – и не многоэтажные.
И заводы есть и фабрики.
3 реки большие, очень важные.
Здесь живут и стар и молод.
Это наш любимый (город)
Д. – город
В. – Сегодня мы будем путешествовать по нашему городу. Кто скажет, как называется город, в котором мы живем?
Д. – Мы живем в городе Туле.
В. – Как можно назвать людей, которые живут в городе?
Д. – горожане, городские жители, земляки
В. – А если мы с вами живем в городе Туле, то как можно нас назвать?
Д. – мы туляки.
В. – Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?
Д. – Наш город большой, современный, родной, любимый, старинный, замечательный и т. д. В нашем городе много парков, улиц, туляков, школ, детских садов, памятников, машин, музеев и т. д.
В. – Все правильно вы сказали. Отгадайте загадку.
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
В этой башне мы живем.
И она зовется (дом)
Д. – дом
В. – Поиграем в игру «Скажи наоборот» и узнаем, в каких домах живут туляки.
Маленький – большой
Тесный – просторный
Темный – светлый
Низкий – высокий
Холодный – теплый
Грустный – радостный
Некрасивый – красивый
Старинный – современный
Старый новый
Грязный – чистый
Далекий – близкий
Панельный – кирпичный
Нежилой – жилой
В. – Как вы думаете, туляки гордятся своим городом?
Д. – да. Наш город очень знаменитый. В нашем городе много интересных мест и достопримечательностей.
В. - Чем знаменит наш город, мы узнаем, когда вы соберете разрезные картинки. (дети делятся на 3 группы и каждая собирает свою картинку на фланелеграфе. Затем каждая группа рассказывает, что у них получилось, выступают в качестве экскурсоводов)
1. Что получилось у вас?
- Бойниц глазниц предо мною.
Их ряд и строг, и горд, и свят.
Зубцы. Как братья, над стеною
За Русь плечом к плечу стоят.
Это Тульский Кремль.
В. – Почему тульский Кремль называют главной достопримечательностью города?
Д. – Тульский Кремль называют сердцем города. Именно здесь люди стали начали строить свои дома. Люди селились там, где была вода. А вода нужна для питья. Для приготовления пищи. Воду можно было найти в реке. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около рек – Тулицы и Упы шумели богатые леса. И земля здесь тоже была хорошей и богатой: можно было выращивать пшеницу. Поэтому люди и выбрали это место.
В. – Как же кремль помогал людям?
Д. – Кремль помогал защищаться от нападения врагов. Его стены служили надежной защитой. Людям приходилось защищаться от врагов, и они стали окружать свое селение высокими стенами. Делали эти стены из дерева. И маленькое селение превратилось в крепость.
В. – Но население росло, места внутри крепости не хватало. Где строили новые дома?
Д. – Люди стали строить свои дома за крепостными стенами. (рисует на листе бумаги расположение домов)
В. - Что делали жители, если нападал враг?
Д. – А когда нападал враг, все жители уходили в крепость и сражались с врагом. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.
В. – Всегда ли кремль был кирпичным?
Д. – нет. Сначала кремль был деревянный. Но после пожара, его построили из кирпича, чтобы он был прочнее.
В. – Сколько башен у кремля?
Д. – У кремля 9 башен.
В. – Кремль помогал людям защищаться от нападения врагов. Зачем же нужен кремль сегодня?
Д. – Кремль – прекрасное место отдыха для взрослых и детей (показ фото)
В. – Почему вы так думаете?
Д. – Потому что на территории ТК есть музей оружия, а возле стен кремля есть Кремлевский сад, музей самоваров.
В. – Вы правы. Кремль сегодня – это место отдыха для туляков и гостей нашего города, он напоминает нам о наших предках.
В праздники на улицах в руках у детворы
Горят, переливаются воздушные… (шары)
Когда в городе праздник, взрослые покупают детям воздушные шары.
Игра «Летит, летит по небу шар» (дети показывают действия в соответствии с текстом)
Летит, летит по небу шар.
По небу шар летит.
Но знаем мы по небу шар
Никак не долетит.
2. Что же получилось у вас?
Д. Загадка о самоваре.
Сверху дыра. Снизу дыра.
А в середине огонь да вода.
Это самовар.
Д. – Хлебом солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем.
Говорим о том, о сем.
В. – Почему тульский самовар тоже знаменит?
Д. – Тулу называют самоварной столицей. Тула прославилась лучшими самоварами. Самовары из Тулы награждались не только на российских, но и на зарубежных выставках золотыми и серебряными медалями. Поэтому появилась поговорка: «В Тулу со своим самоваром не ездят».
В. – Ребята, расскажите, что такое самовар?
Д. – Самовар – это высокий металлический сосуд для кипячения воды с крышкой, краником. По бокам на корпусе две ручки, чтобы можно было взять самовар и перенести его на другое место. Тульские мастера делали самовары разных форм: вазой, рюмкой, в форме чайника, шаром, сувенирные, дорожные, шарообразные, грушевидные. И краники были разные – в виде листика, змеи, сказочного дракона, в виде гирлянды цветов.
В. – Как вы думаете, отличаются современные самовары от старинных?
Д. – Да. Современные самовары электрические, воду нагревает спираль внутри самовара. Раньше электричества не было. В самовар была вставлена металлическая труба. В которую насыпали деревянные щепки, лучины, шишки, угольки и раздували огонь. Эта труба и нагревала воду.
В. – Какой чай из самовара?
Д. – Вкусный, душистый, загадочный, замечательный, превосходный и т. д.
Д. – А вы ребята дружные?
Д. – Да.
В. – Сейчас проверим, поиграем в игру «Это ты, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ правильный, будете показывать и говорить: Это ты, это я, это все мои друзья.
* кто ватагою веселой каждый день шагает к нам?
* знает кто, что красный цвет означает хода нет?
* кто одежду бережет, под кровать ее кладет7
* Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
* Кто ложится рано спать в ботинках грязных на кровать?
* кто любит четко отвечать, аплодисменты получать?
В. – Да, ребята вы дружные.
3. Посмотрим, что получилось у вас?
Д. – У нас получился тульский пряник.
Пряники печатные до того нарядные.
Мы не сразу их съедим, а сначала поглядим.
В. – Почему тульский пряник тоже знаменит?
Д. – Тула прославила Россию не только самоварами, оружием, гармониками, но и пряниками.
В. – Что такое пряник?
Д. – лакомство, подарок, сладость, угощение, лакомство с начинкой, сувенир.
В. – Вы знаете, почему пряники называются печатными?
Д. – Пряники с рисунком делают с помощью досок. Поэтому и называют их печатными.
В. – Какой формы бывают пряники?
Д. – пряники бывают овальной, прямоугольной, квадратной формы, к новому году – елочкой, в форме животных. Сердца, самовара, гармони и т. д.
В. – Что обычно изображают на тульском прянике?
Д. – На тульском прянике изображают слова поздравления с днем рождения, днем города, с новым годом, с пожеланиями здоровья, счастья, с праздником
В. – Где в городе сегодня делают пряники?
Д. – Пряники делают на фабрике «Ясная Поляна» и «Старая Тула».
В. - Как называют умельцев, которые изготавливают пряники?
Д. - Их называют пряничники.
В. – Если бы вы были пряничниками, чтобы вы изобразили на прянике?
Д. - …. (ответы детей)
В. - Вы хотите превратиться в пряничников? Тогда закройте глаза: 1,2,3. (дети с закрытыми глазами показывают как моют руки, надевают фартуки, надевают колпак). Дорогие пряничники, предлагаю вам сделать самый необычный пряник.
Коллективная работа «Тульский пряник».
В. – если бы у вас была возможность обратиться ко всем жителям нашей страны, что бы вы могли сказать о нашем городе? (дети по очереди читают стихотворение)
Тула – город-герой.
Тула – мой город родной.
Хоть не велик, как Москва
Но у него своя краса.
Вкусен Тульский пряник, да хорош самовар.
Для тех, кто еще не в курсе
Ружья знамениты там.
От Тулы до Ясной Поляны всего лишь подать рукой.
Родился и жил в Ясной Поляне
Знаменитый наш Лев Толстой.
Тула причудливый город, вот что скажу вам я,
Он нам очень дорог, приезжайте сюда, друзья.
В. – Наше путешествие окончено. Вам понравилось? Нас ждут еще много встреч с нашим любимым городом.