«Туризм в детском саду» (статья)

Наталья Серёгина
«Туризм в детском саду» (статья)

ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ

Дорога и в тысячу километров

начинается с первого шага.

Китайская пословица

Наш детский сад «Родничок» расположен в тихом районе, где нет большого движения транспорта. Его окружают парки, березовые рощи, хвойные леса. Для родителей и педагогов нет важнее задачи, чем сохранение и укрепление здоровья детей.

Благодаря энтузиазму, высокому профессионализму и педагогической грамотности коллектива детского сада разработана и дает положительные результаты система оздоровительной работы.

Проводя ежегодный мониторинг состояния здоровья детей, посещающих детский сад, мы определили основные аспекты работы: профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, организация полноценного сбалансированного питания, витаминизация, привитие культурно-гиги-енических навыков.

Вопросы охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности детского сада. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

В ДОУ разработана «технология здоровьесбережения».

Оценив воспитательные возможности, мы, прежде всего, изучили методическую литературу, опыт организации туристско-краеведческой работы в начальной школе, разработали свой туристический маршрут.

Маршрут 1. Детский сад «Родничок»- Смоленцевский ключ

Вид туризма – пешеходный

На местности встречаются березы, ели, чередуются с угорами. У часовни местность понижена и пересекается ключом. «Не восхищаться памятниками зодчества невозможно, «они заполняют пробелы в наших знаниях летописи русского искусства».

Маршрут 2. Детский сад «Родничок» - Смоленцевский ключ - Кошкинский лог. Вид туризма – пешеходный.

От детского сада «Родничок» нужно двигаться вниз по дороге. Местность сильно всхолмленная, со множеством лугов, которые тянутся до д. Шарово. По пути попадается речка Кукарка, впадающая в Пижму. Это правый приток р. Пижмы.

Встречаются отдельно стоящие березки. Местность луговая, холмистая. По дороге можно познакомиться с глиной и её составом.

Маршрут 3. Детский сад «Родничок» - правый берег р. Кукарка

Вид туризма - пешеходный

Местность холмистая, луговая.

Маршрут 4Детский сад «Родничок» - музей – памятник погибшим воинам

Вид туризма – пешеходный.

По дороге из детского сада встретится Покровская церковь. Осмотр её оставляет впечатления. Ребята увидят перчаточную фабрику. Отсюда следует двигаться вниз по улице города. Памятник стоит на коренном берегу р. Пижма. Липовые посадки образовали отличную парковую зону отдыха. Внизу находится лодочная станция, а раньше была пристань. Прекрасное место, с которого можно увидеть ребятам ледоход.

Маршрут 5

Детский сад «Родничок» - правый берег р. Кукарка – березовая роща д. Смоленцево

Вид туризма – пешеходный

Дорога от садика очень интересна ребятам; то по городской улочке, то нужно перейти через небольшой мостик, то переваливает через высокие холмы. Путь до березовой рощи можно проложить по правому или левому берегу маленькой речки Кукарки. Места изумительны по своей природе.

Маршрут 6

Детский сад «Родничок» - городской сад

Вид туризма – пешеходный, лыжный.

Парк расположен недалеко от детского сада. На местности встречаются березы, ели, лиственницы, клены, осины, рябины и различные кустарники. Это отличная парковая зона отдыха, где ребята знакомятся с птицами, с их голосами, с видами деревьев. Зимой отличное место для прогулки на лыжах.

Маршрут 7

Детский сад «Родничок» - городской сад –Кошкинский лог.

Вид туризма – пешеходный, лыжный.

До кошкинского лога мы проходим через городской сад. Встречаются различные растения, а в самом логу преобладает хвойная растительность.

Местность слабо пересеченная. Путь доходит до

р. Кукарка, где образуется привал.

Ребята, пройдя этими маршрутами,

знакомятся с историей города в прошлом

и промышленным развитием в настоящее время,

знакомятся с памятниками старины и

узнают старинный водный торговый

путь Вятской земли.

Маршрут 8

Детский сад «Родничок» - памятник природы «Царский ключ»

Вид туризма - автомобильный

К памятнику природы мы отправляемся на автобусе. Продолжительность пешего пути составляет не более 15 мин. «Царский ключ» расположен в сосновом лесу. Ребята знакомятся с памятником природы, учатся видеть красоту зимнего леса. По дороге дети рассматривают деревья, прислушиваются к пению птиц, стараются уловить запахи природы.

Дети учатся жить в единении с природой, быть здоровыми; — разумно и доброжелательно относиться ко всему, что их окружает, и в первую очередь - к природе, а также любить труд, быть разумно бережливым, добрым. Важнейший ресурс, без которого невозможна работа по туризму — взаимодействие с семьями воспитанников.

Туристические маршруты организуются осенью, когда погода позволяет выбирать маршруты со спусками, подъемами и препятствиями и зимой, когда есть возможность покататься на санках и

на лыжах.

В туристических походах принимают участие воспитанники ДОУ, педагоги-воспитатели, родители воспитанников, обеспечивающие безопасность группы, а также сохранность походного снаряжения.

Туризм начинается с прогулок. Дети называют их «походами». Каждая прогулка включает три этапа (табл. 1)

Таблица 1

I этап — подготовка - обращение к родителям;

- рассказ о предстоящей прогулке;

- подготовка снаряжения;

- первичное прохождение маршрута инструктором;

- одевание по сезону

II этап — проведение:

Первая часть – построение(5 мин)

Вторая часть- прохождение намеченного маршрута

Третья часть – длительный привал.

Четвертая часть–возвращение детей в детский сад

Цель: сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Этот этап включает от одного до трех переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха и дает большую двигательную нагрузку.

Детям дается возможность мышечного расслабления,

организуются игры различной подвижности, спортивные эстафеты, наблюдения, сюрпризные моменты.

Выбирается кратчайший путь, уже в детском саду проводится беседа с детьми, загадывание загадок и т. д.

III этап — подведение итогов Составление рассказов о прогулке, рисунки детей, поделки и др.

На первом этапе дети учатся одеваться по сезону, в любое время года одежда должна быть удобной и не стесняющей движений. Нижнее белье и носки лучше надевать хлопчатобумажные.

Особое внимание обращается на обувь: она должна быть на нескользящей подошве, разношена по ноге (совершенно новую обувь не рекомендуем, даже летом лучше поверх хлопчатобумажных носков надевать шерстяные (не натирают ноги и амортизируют удары).

Дети узнают, что:

— нельзя идти в мокрой обуви (появляются потертости);

— в обуви на босую ногу;

— нужны запасные сухие носки.

Второй этап, собственно прогулка, начинается с построения. Впереди колонны стоят более слабые дети, с ними взрослый — направляющий, в конце — более сильные, с ними взрослый — замыкающий. Порядок построения заранее обсуждается с детьми. Расстояние между детьми в движении около одного метра, чтобы каждый мог заметить препятствие и без помех преодолеть его.

Задачи по формированию туристической группы также усложняются с возрастом. В предварительную работу по подготовке к туристическому походу входит распределение обязан-ностей в группе между взрослыми и детьми.

Роль руководителя группы отдается инструктору по физической культуре. В его обязанности входит подготовка к походу: разработка маршрута, формирование туристической группы. Штурманами могут быть дети, которые хорошо разбираются в маршрутном плане. 3-4 детей можно назначить поварами. В их обязанности входит организовать общий «стол» и следить за порядком. Дети-санитары должны подготовить аптечку, предварительно проконсультировавшись с медицинской сестрой ДОУ, которая должна показать правила первой медицинской помощи: наложения повязки, обработки раны раствором йода и т. д. Фотографами выбирают одного человека из числа родителей и одного - из числа детей. Костровыми также становятся 2-3 родителя, к которым добавляется один ребенок из группы

При ознакомлении с ориентированием по маршрутному плану предварительно ребят учат замечать все особенности пути, выделять особые приметы в виде пней, деревьев необычной формы, ручейков, муравейников и т. д.

Туристический маршрут имеет небольшую по длительности протяженность. На всем его протяжении ребятам предлагается выполнить множество заданий на ловкость, смекалку, выносливость, которые детям раздает руководитель маршрута запечатанными в конвертах. Ребятам предлагается самим составить маршрут, уточняя улицы, перекрестки, по которым движется группа к лесной зоне.

Наконец, третий этап — подведение итогов. В зависимости от темы прогулки, поставленных задач используются разные формы подведения итогов. Либо по окончании туристического похода все его участники садятся обсудить все плюсы и минусы похода, трудности, с которыми пришлось столкнуться в пути следования, либо создают «отчетный» рисунок, лепка, поделки, выпуск коллективной газеты, т. е. группа получает пол-листа ватмана и каждый рисует о прогулке то, что хочет и как хочет.

Эта форма способствует сплочению детей, дает им ощущение ответственности за происходящее наравне со взрослыми.

Успешность туристической деятельности во многом зависит от регулирования нагрузки во время туристских прогулок.

Для сохранения здоровья и жизни очень важна техника безопасности на прогулках, которая зависит:

- от правильного движения по городу;

- умелой организации перехода через проезжую часть дороги;

- рационального движения по тропинке;

- соблюдения метрового интервала между идущими;

- движения группы без забегающих вперед и отстающих;

- соблюдения дисциплины и всех других правил.

Педагогический коллектив детского сада уверен, что туристическая работа позволяет успешно воспитывать в каждом ребенке самостоятельную, инициативную личность, сильную ду-хом и телом, отзывчивую на все доброе и хорошее.

«Спасая, приучая и любя

Зверей и птиц, растенья, земли, воды,

Не отлучай Природу от себя

И сам себя не мысли без Природы.»

С. Данилов.

Публикации по теме:

«Большой юбилей в маленькой стране детей»«Большой юбилей в маленькой стране детей» Наряду с такими праздниками,как встреча Нового года, Международный женский день,выпуск детей в школу в нашем детском саду стало традицией.

Мой любимый детский сад!Мой любимый детский сад! Хочу немного рассказать о доме, в котором я работаю. Наш детский сад № 28 "Чебурашка" расположен в прекрасном и тихом месте! Красотище.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Туризм в детском саду» (статья)
Опубликовано: 12 октября 2014 в 16:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Мастер-класс по аппликации «Зонтик с осенними листьями»
Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья! За окошком осень. Она пришла к нам как всегда неожиданно. Принесла с собой дожди, слякоть, холод и грусть. Но, и в...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....