Папки-передвижки

Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика»

Лариса Гурок
Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика»

Творческая мозаика

Рабочая программа дополнительного образования

г. Ленинск - Кузнецкий

МБУ «Реабилитационный центр»

2018 г.

Составители:

Л. А. Гурок педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Творческая мозаика“» размещена в разделах

Программа направлена на подготовку к школе детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста. Для успешной адаптации ребенка в образовательном процессе необходимо сформировать практические навыки и умения, развить творческие способности, которые приобретают на занятиях изобра-зительного искусства. Именно этот аспект представляется важным, так как такие занятия по эстетическому воспитанию дают возможность продолжить умение детей мыслить образно, разнообразно, эмоционально; положительно реагировать на окружающий мир; развивается память, включается воображение и фантазия. Рабочая программа составлена на основании общеразвивающей программы «Подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования образовательных дошкольных учреждений.

I.Пояснительная записка…. 5

II. Учебно-тематическое планирование…. ….8

III. Содержание программы…. 9

IV. Условия реализации программы…. …11

V. Список литературы ….12

Приложение 1…. ….14

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологическая и специальная подготовка. Изобразительная деятельность - одно из направлений специальной подготовки.

В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений руки и глаза, ручная умелость, что облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе. Но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания и развития личности ребенка.

Для реализации данного направления была создана рабочая программа дополнительного образования по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями. Поэтапный характер реализации программы способствует развитию практических умений и навыков, формированию самостоятельной художественной деятельности.

Цель: формирование продуктивных видов деятельности.

Задачи:

1. Развивать интерес к продуктивным видам деятельности.

2. Формировать способы обследования предмета, зрительно-двигательную координацию.

3. Совершенствовать ручную моторику.

4. Развивать умение анализировать предметы, определять их свойства и качества.

5. Формировать умение передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструирования.

6. Формировать художественно-эстетическое восприятие.

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Занятия проводятся на основе диагностического обследования.

2. Принцип учета структуры дефекта и потенциальных возможностей ребенка.

3. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

4. Принцип сезонности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип системности и цикличности. Дети работают определенный промежуток времени в логике «от простого к сложному».

7. Принцип интеграции.

8. Принцип совместной деятельности.

Срок реализации: 2 года.

Возраст детей: 5 - 7 лет.

Построение обучения основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор методов и приемов работы осуществляется педагогом самостоятельно. Используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной деятельности. Все занятия носят практический характер.

Формы занятий:

Индивидуальные занятия направлены на самореализацию возможностей каждого ребенка путем выбора способов и темпов выполнения заданий в соответствии с уровнем его развития и подготовленности.

Подгрупповые и групповые занятия осуществляются по мере овладения ребенком навыков конструктивного взаимодействия.

Режим занятий: 1 раз в неделю с сентября по май.

Продолжительность одного занятия планируется в соответствии с действующим СанПиН и для разного возраста соответствует разной временной продолжительности:

- для детей 5 - 6 лет – 20 минут;

- для детей 6 - 7 лет – 25 минут.

Перерыв между занятиями не менее 10 минут. В середине занятий статического характера проводятся физминутки, релаксационные паузы.

Методы:

1. Наглядный: наблюдение; показ способов и действий изображения.

2. Словесный: беседа; художественное слово.

3. Практический: моделирование – направлено на изменение формы изображаемых предметов; экспериментирование – направлено на помощь ребенку в приобретении новых знаний, навыков и умений в экспериментировании с художественными средствами.

Планируемые результаты

Планируемые результаты общеразвивающей работы оцениваются через систему мониторинга (Приложение 1, позволяющего выявить динамику достижений ребенка и уровень усвоения Программы.

Первый год обучения

Умения - передавать форму предметов;

- составлять узоры из геометрических форм;

- вырезать из бумаги разнообразные фигуры;

- лепить и конструировать предметы;

- раскрашивать карандашом и работать кистью

Знания - способы обследования предметов;

- основные геометрические формы предметов;

- цвета и оттенки;

- правила техники безопасности с ножницами

Второй год обучения

Умения - самостоятельно рисовать, лепить, конструировать;

- передавать форму, величину, пропорции и цвет предметов;

- использовать разные материалы и способы создания изображений;

- аргументировано оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками

Знания - цвет и оттенки цветов по степени яркости, теплые и холодные тона;

- геометрические формы и ассоциация их с реальными предметами;

- способы создания изображения реальных предметов в лепке, аппликации, рисовании, конструировании

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Первый год обучения

№ п/п Темы занятий Количество занятий

1. Первичная, итоговая диагностика 2

2. Волшебный пластилин 8

3. О чем говорят краски 14

4. Бумажная мозаика 4

5. Оригами 4

2. Второй год обучения

№ п/п Темы занятий Количество занятий

1. Первичная, итоговая диагностика 2

2. Волшебный пластилин 8

3. О чем говорят краски 14

4. Бумажная мозаика 4

5. Оригами 4

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

№ п\п Содержание раздела

1. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ строится на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям. Представленные занятия способствуют развитию у ребенка восприятия, воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобретению необходимых навыков.

Тема 1. Волшебный пластилин (9 зан.)

Лепка с натуры предметов, состоящих из нескольких частей. Использование приемов скатывания, раскатывания, оттягивания, вдавливания, сглаживания, прижимания. Владение стекой.

Тема 2. О чем говорят краски (9 зан.)

Изображение предметов и явлений природы с натуры и по представлению. Использование умения передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания. Использование различных материалов (карандаши, фломастеры, акварель, гуашь).

Тема 3. Бумажная мозаика (9 зан.)

Наклеивание изображения предметов, состоящих из нескольких частей. Работа с ножницами : вырезывание круга из квадрата, овала из прямоугольника, срезание и закругление кругов. Подбор цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

Тема 4. Оригами (3 зан.)

Сгибание листа бумаги вчетверо в разных направлениях. Использование готовой выкройки изделия.

Второй год обучения

№ п\п Содержание раздела

1. На занятиях изобразительной деятельностью создаются условия, способствующие формированию интереса к художественно-творческой деятельности, созданию красивых изображений, развитию воображения, восприятия и понимания произведений искусства, доступных детям. У детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Тема 1. Волшебный пластилин (9 зан.)

Лепка с натуры, по представлению и словесному указанию предметов разной формы, с использованием усвоенных ранее приемов и способов. Создание сюжетных композиций с передачей пропорций. Использование стеки.

Тема 2. О чем говорят краски (9 зан.)

Изображение предметов по представлению, с натуры и сюжетных картин из окружающей жизни. Использование разнообразных композиционных решений, изобразительных материалов и способов, цветов и оттенков для создания выразительных образов.

Тема 3. Бумажная мозаика (9 зан.)

Изображение различных предметов и несложных сюжетных композиций с использованием усвоенных ранее способов и приемов вырезывания и обрывания. Подбор цвета и фактуры бумаги.

Тема 4. Оригами (3 зан.)

Создание объемных игрушек с использованием различных материалов.

IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Кабинет

педагогов

дополнительного образования

Литература

1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. 4-е изд. – М. : Издательство «Просвещение», 2011. – 270 с.

2. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст]. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с. : цв. вкл.

3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с. : цв. вкл.

4. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2010. – 202с

5. Сайганова, Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 128с. – (Серия «Вместе с детьми»).

6. Соколова. С. В. Азбука оригами. – М. : Эксмо; Домино, 2006. – 432с.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Мозаика». Танцевальная студия для детей 6 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное.

Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» для детей 5–7 лет Рабочая программа Дополнительного образования «Готовим руку к письму». (возраст детей: 5 – 7 лет, срок реализации: 1год). Образовательная.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Принята Утверждена педагогическим советом Приказом.

Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1». Степановский филиал. Программа.

Рабочая программа дополнительного образования «Магия красок эбру» Пояснительная записка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать,.

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет Содержание:.

Рабочая программа дополнительного образования «Страна оригами» в подготовительной группе 2017г. Актуальность кружка «Страна оригами». Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка,.

Рабочая программа. Кружок дополнительного образования «Развивай-ка», 3–4 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Комбинированного вида № 19 ста-цы Камышеватской Муниципального.

Рабочая программа. Кружок дополнительного образования «Развивай-ка», 4–5 лет Управление образованием администрации муниципального образования Ейский район Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика» Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика»
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 18:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД