Наталия Курбанова
Учебная рабочая программа по области «Познание» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная программа
По программе «Развитие»
Средняя группа «А»
МДОУ № 38 «Гвоздика»
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Учебная рабочая программа по области „Познание“ в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Основой для разработки данной рабочей программы является программа «Развитие» Л. А. Венгера, Программа направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Способности можно разделить на две большие группы. Первая группа относится к сфере познания действительности. Это способности позволяющие ребенку с помощью моделей, схем выявить наиболее значимые для решения за наглядные, объективно существующие связи между предметами или частями предметов, обобщить свой познавательный опыт. Вторая группа способностей относится к сфере выражения отношения к действительности и позволяет ребенку проявить с помощью символических средств. Символические средства дают возможность ребенку обобщить и выразить свой эмоционально- познавательный опыт. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Ведущей деятельностью детей в средней группе становится сюжетная игра. Ребенок начинает выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия. Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :
1. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с.
Организация обучения
Программа рассчитана на 3-4 занятия в месяц, длительностью 20 минут каждое.
Все занятия проводятся с подгруппами в 10- 12 человек. Предусмотрены индивидуальная и совместная формы выполнения заданий.
Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. К концу года дети должны уметь: сравнивать предметы по количеству с помощью фишек-заместителей, сравнивать два предмета по величине; передавать на плане основные ориентиры, ориентироваться по плану групповой комнаты; изображать некоторые строительные детали в виде схематического рисунка с разных пространственных позиций, соотносить схему конструкции с реальной постройкой, конструировать предмет по его графической модели; могут рассказать о некоторых свойствах воды, магнита, воздуха, их применении, правилах ПДД, о профессиях, умеют правильно назвать сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных.
Цель программы : программа ставит перед собой цель:
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
- развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;
- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
Обучающие:
1. Ознакомление детей со свойствами строительного материала и построением
из него простейших моделей реальных объектов.
2. Развитие у детей представлений об окружающем мире и о себе.
3. Познакомить детей с различными сферами действительности, такими как
нерукотворный мир (живая и неживая природа, рукотворный мир
(предметная среда, мир людей и человеческих отношений «я сам»
4. Учить детей правильно использовать предметы быта.
5. Формировать понятие семья, близкие родственники.
6. Уметь называть свое имя, фамилию; имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя.
7. Знакомить детей с нашей страной – Россией, родным селом.
8. Развитие у детей представлений о числе и действиях с числами – задача
введения ребенка в мир математики. Формирование элементарных
математических представлений
Развивающие:
1. Развитие познавательных и творческих способностей.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об элементарных явлениях окружающей природы.
1. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
2. Развивать глазомер.
3. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
4. Развитие эмоциональной отзывчивости через проживание.
5. Развивать фонематический слух, память, логическое мышление;
6. Развитие внимания, наблюдательности;
Воспитательные:
1. Формировать бережное, гуманное отношение к рукотворному миру.
2. Воспитывать экологическую культуру ребенка.
3. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания.
4. Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.
5. Воспитывать культуру поведения, аккуратность, общительность
6. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.
7. Воспитывать чувство любви к родине, родному селу.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Познание»
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с., илл.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столярова. - М., 1988.
3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. - 197с.
4. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов - М. : Гном-Пресс, Новая школа, 1998.-56 с.
5. Лучшие задачи на сообразительность: Книга для детей и родителей. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. -320 с., илл.
6. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Знание, 1994. - 192 с. -(Серия «Готовимся к школе».)
7. Чего на свете не бывает? : Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М. : Просвещение, 1991. - 64 с. : илл.
8. И. А. Малашихина. «Человек, индивид, личность» : программа и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок». – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2001
9. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. Павлова Л. Н. и др. ГНОМ и Д.
10. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада (раздел «Ознакомление с пространственными отношениями») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
11. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» : Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (область «Познание») / Булычева А. И. и др. – М. : ГНОМ и Д, 2000.
• Развивающие книги и тетради с математическими заданиями для детей
1. Арутюнян В. Г., Левитас Г. Г. Фигуры и числа. - М. : Клевори, 1995. - 32 с.
2. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице: Для сред. и ст. дошк. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей дет. сада и родителей /Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрынкинская и др. - М. : Просвещение, 1998. -48 с. : илл. - (Серия «Скоро в школу».)
3. Учимся рисовать. Дидактическое издание для детей 4-6 лет. - СПб. : Сова, 1995.
4. Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок» Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Академия развития, 2004 год, Ярославль. Академия Холдинг-220 с.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ «Коммуникация»
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для разработки данной рабочей программы является программа «Развитие» Л. А. Венгера, продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки к овладению действием звукового анализа слов и развитию возможности управления своими руками и пальцами для элементарной подготовки руки к письму. Программа включает в себя 2 раздела работы : Первый раздел направлен на развитие возможностей детей в овладении звуковой культурой речи: дети знакомятся с миром слов, начинают их сравнивать, измерять. Учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук, подбирать слова с определенным звуком и акустически различать твердые и мягкие согласные звуки (не используя термины, овладевают способом интонационного выделения звука в слове. Второй раздел направлен на элементарную подготовку руки к письму. Развитие движений, способствующих управлению своими руками и пальцами, координированность движений обеих рук, развитие гибкости и мелкой мускулатуры кисти и пальцев. Развитие подражания происходит в общении и совместной деятельности взрослого и ребенка.
Организация обучения
Программа рассчитана на 2 занятия в месяц, длительностью 20 минут каждое.
Все занятия проводятся с подгруппами в 10- 12 человек. Предусмотрены индивидуальная и совместная формы выполнения заданий.
Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. К концу реализации программы дети должны уметь : интонационно выделять первый звук в слове, различать на слух твердые и мягкие звуки, называть слова на заданный звук, моделировать слоговой состав 1-3 сложного слова. Педагогическая диагностика позволяет выяснить уровень развития произвольности движений – способность управлять своими руками и пальцами.
Цель программы : программа ставит перед собой цель:
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грам-матического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диа-логической и монологической форм) в различных формах и видах детской дея-тельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Развитие у детей умения находить отдельные звуки в словах, определять первый звук, подбирать слова с определенным звуком и акустически различать твердые и мягкие согласные звуки (не используя термины, овладевать способами интонационного выделения.
2. Развитие умение выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира;
3. Развитие движений управления своими руками и пальцами с точки зрения элементарной готовности руки к письму.
Развивающие:
1. Развивать правильное произношение заданного звука в словах;
2. Развивать зрительное и слуховое внимание;
3. Развитие внимания, наблюдательности.
4. Развивать фонематический слух, память, логическое мышление;
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.
2. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
3. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.
4. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания.
5. Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Коммуникация»
• Методическая литература по проблеме развития речи детей дошкольного возраста
1. Юрова Е. В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение. - М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT». 2000. - 256 с. илл.
2. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада (раздел «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000г.
3. И. А. Малашихина. «Человек, индивид, личность» : программа и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок». – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2001
• Подготовка к освоению грамоты
1. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. В 2х ч. Ч 1, - 2-е изд. - М. : Просвещение: АО «Учеб. лит,», 1995. - 319 с
2. Сохин Ф. А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.
3. Сохин Ф. А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного возраста /под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ
«Чтение художественной литературы»
III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для разработки данной рабочей программы является программа «Развитие» Л. А. Венгера, Введение ребенка в мир художественной литературы начинается с его ознакомления с разными жанрами. Список литературы для чтения включает в себя сказки, рассказы стихи, потешки, загадки. Начинается ознакомление через целостное познавательно – эмоциональное переживание ребенка. Развитие подобных целостных переживаний двигается за счет выразительного чтения произведений взрослым, разучивания ряда произведений детьми, проживание произведений в играх – драматизациях, участия в настольном и кукольном театре. Основным материалом является сказка. Таким образом, в процессе проведения занятий происходит развитие литературно – художественного творчества. Работа по данному разделу программы осуществляется по трем направлениям. Ознакомление детей с детской художественной литературой. Дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы. Освоение специальных средств литературно – речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, связной выразительной речи, ее грамматического строя. Развитие умственных способностей детей на материале художественной литературы занимает центральное место в разделе. В это направление включается задания, нацеленные на развитие мышления и воображения ребенка.
В средней группе ребенок учится выделению основных персонажей сказки и связей между ними. Это происходит в процессе освоения детьми действий с условными заместителями персонажей сказки. Дети сначала осваивают сам принцип замещения, а затем действуют с условными заместителями персонажей сказки.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :
1. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с.
Организация обучения
Программа рассчитана на 4 занятия в месяц, длительностью 20 минут каждое. Все занятия проводятся с подгруппами в 10 человек.
Педагогическая диагностика по ознакомлению с художественной литературой, проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. Диагностический анализ позволяет выявить уровень умения детей построения двигательной серационной модели сказки и её использовании при пересказе, самостоятельное сочинение историй по заместителям, подготовку игровой площадки при проведении игры – драматизации, самостоятельно придумывать детали, выражающие их отношения к персонажам сказки.
Цель программы : программа ставит перед собой цель:
формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Познакомить детей с русским фольклором.
2. Ознакомление детей со сказками.
3. Учить детей находить положительные и отрицательные поступки сказочных героев.
4. Познакомить детей с русскими народными инструментами, бытом русского народа, народными играми.
5. Познакомить с иллюстрациями детских художественных произведений и произведениями художника Е. И. Чарушина.
6. Знакомство детей использовать условные заместители, отдельных персонажей сказки при разыгрывании сказок и самостоятельном сочинении. (Подбор персонажей по условному заместителю)
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, память.
2. Развивать мышление, творческое воображение, речь детей.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание.
4. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
5. Развитие литературной речи.
6. Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
7. Формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким.
8. Развивать слуховое восприятие.
9. Развивать память, интонационную выразительность и темп речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к сказке.
2. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
3. Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам.
4. Воспитывать приобщение к словесному искусству, желание узнавать из книг о существовании в нем добра и зла.
5. Воспитывать послушание и чувство сопереживания.
6. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Чтение художественной литературы»
Методическая литература
1. Гурович, Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. - СПб. : Акцидент, 1996.
2. Недоспасова, В. А. Растем играя /В. А. Недоспасова. - М. : Просвещение. 2002.
3. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М. : Школьная Пресса, 2000.
4. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой - СПб. : Речь, 2002.
5. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А. Д. Кошелевой - М. : Просвещение, 1985.
6. Книга для чтения в детском саду и дома: 4 - 5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2005.
7. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада (раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
8. Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок» Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Академия развития, 2004 год, Ярославль. Академия Холдинг-2
Практический материал по развитию художественного творчества детей
1. Богатеева 3. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М: Просвещение, 1992.
2. Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская роспись. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)
3. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0», 1998.
4. Грек В. А. Рисую штрихом. - Минск: Скарына, 1992. - 39 с. : илл.
5. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М. : Просвещение, 1990. - 158 с. : илл.
6. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игр. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
7. Носова Т. Дымковская игрушка. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами.)
8. Носова Т. Узоры Полхов-Майдана. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами).
9. Орлова Л. Хохломская роспись. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)
10. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб. : «Детство-Пресс», 2001.
20 с.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ
«Социализация»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра представляет каждому ребенку реализовать свои потребности и интересы. Играя с детьми, воспитатель помогает им адаптироваться к условиям жизни в детском саду, через игру вызывает у ребенка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним. Воспитатель развивает игровую деятельность у детей, формируя у них умения, необходимые для сюжетной игры и игры с правилами – основных видов деятельности дошкольников.
Педагогическая диагностика по игре проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. Диагностический анализ определяет уровень развития игровой деятельности детей на основе постоянных наблюдений за самостоятельной игрой ребенка и с учетом реакции детей на инициативные игровые действия взрослого.
Цель программы : программа ставит перед собой цель:
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаи-моотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, пат-риотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями и воображаемыми предметами.
2. Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических предметных и игровых действий.
3. Выделять для ребенка называние себя именем игрового персонажа.
4. Формировать ролевые взаимодействие: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера – взрослого, а затем сверстника.
5. Приучать детей к соблюдению элементарного игрового правила в организуемых воспитателем подвижных играх.
6. Приучать детей поочередно выполнять различные функции в настольных играх.
Развивающие:
1. Развивать у ребенка умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу парную дополнительную роль, совместно развертывать 1-2 сюжетные ситуации.
2. Развитие игровой деятельности детей.
3. Развивать чувство самоуважения, чувство собственного достоинства.
4. Развивать логическое мышление, память, речь.
5. Развитие воображения.
6. Развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
2. Воспитывать самостоятельность.
3. Формировать умение работать в коллективе.
4. Воспитывать желание участвовать в игре.
5. Воспитывать ловкость, целеустремленность.
6. Воспитывать умение ориентироваться в пространстве.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Социализация»
• Теоретико-методологическая литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. -536с.
2. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Под ред. Д. И. Пельдштейна, - М. : Институт практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -416с.
• Методическая литература
1. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб: Союз, Лениздат, 2000.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб: Златоуст, 1998.
3. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. ВА. В. Петрусинского В 4 кн. - М. : Новая школа, 1994.
4. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: кн. для учителя и учащихся / Сост. М. Ю. Новецкая, Г. М. Науменко. - М. : Просвещение, 1995.
5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. - М., 1997.
• Методическая литература по организации в ДОУ игровой деятельности
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М. : просвещение, 1992.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. - М. : просвещение, 1991.
4. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1981.
5. Комарова Н. Ф. Как руководить творческими играми детей (методические рекомендации). - Н. Новгород, 1992.
6. Михайленко Н. Л. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду (пособие для воспитателей). - М., 2000.
7. Недоспасова В. А. Растем играя. - М. : Просвещение, 2002.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЛАСТЬ «Труд»
IV. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дошкольном возрасте посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
В программе определено, какие представления о труде взрослых должны быть сформированы у детей. Особо подчеркивается необходимость ознакомления детей с общественной направленностью труда взрослых, их отношением к труду. Определены виды и содержание труда детей, указаны задачи, решаемые в процессе их трудовой деятельности. Регулярное участие в ней обеспечивает общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, формирует интересы, воспитывает ответственность.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :
1. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с.
Цель программы : программа ставит перед собой цель
формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами;
- формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Формировать представления о предметах материальной культуры.
2. Формировать представление у детей о роли труда взрослых и жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, о разнообразии профессий, на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда, о структуре конкретного трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности; о связи труда людей разных профессий, о том, где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда.
Развивающие:
1. Развивать у детей желания трудиться, формирования навыков элементарной трудовой деятельности.
2. Развивать у детей представление о своей роли в повседневном труде, самостоятельном выполнении необходимых трудовых процессов, осуществлении самоконтроля.
3. Формировать предпосылки положительного отношения к трудовому процессу, создающему материальные блага.
Воспитательные:
1. Воспитание навыков элементарной трудовой деятельности.
2. Воспитание уважения к людям труда и бережного отношения к его результатам.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Труд»
1. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с., ил.
2. Буре, Р. С. Я сам! // Дошкольная педагогика. - 2001.- № 4.
3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В. И. Теленчи. - М., 1987.
4. Гурович, Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М., 1992.
5. Каплан, Л. И. Посеешь привычку - пожнешь характер. - М., 1980.
6. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб., 2002.
7. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых. - М., 2001.
8. Любимое чтение для детей от 5 до 7 лет: Хрестоматия. - М., 2001.
9. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
10. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М., 1987.
11. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЛАСТЬ «Здоровье»
V. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребенка. Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.
Занятия о пище, питании воспитатели проводят прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :
1. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с.
Цель программы : программа ставит перед собой цель
Формирование основ безопасности, собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружаю-щего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в ка-честве пешехода и пассажира транспортного средства.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Сформировать у ребенка элементарные представления о частях тела.
2. Дать представление о роли царства растений для жизни человека.
3. Дать первоначальные знания о гигиене.
Развивающие:
1. Развивать культурно – гигиенические навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье.
2. Воспитывать потребность в ежедневной физической активности.
3. Воспитывать желание заботится о своем здоровье.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «Безопасность»
VI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции, «Скорой помощи». Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии с сигналами светофора. Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в свободной самостоятельной деятельности в течение всего дня.
Программа по обучению, воспитанию и развитию детей реализуется в процессе всего уклада жизни дошкольного учреждения (особое место отводится фронтальным, подгрупповым и индивидуальным формам обучения) при тесном взаимодействии педагогов и родителей ребенка.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :1. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с.
Цель программы : программа ставит перед собой цель
Формирование основ безопасности, собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружаю-щего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в ка-честве пешехода и пассажира транспортного средства.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Знакомить с правилами дорожного движения: светофор, улица, тротуар.
2. Знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
1. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
2. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.
.
Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Безопасность»
• Методическая литература
1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов /Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000. - 224 с., ил.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с., ил.
3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми /Л. И. Грехова. - М. : ЦГЛ; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. - 288с.
4. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста /К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. - М. : Просвещение, 1998. - 96 с., ил.
5. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Акцидент, 1998. - 319 с., ил.
• Детская познавательная литература
1. Азбука живой природы: Растения и животные леса /Авт. -сост. О. В. Коняева. - Тула: Родничок, М. : Астрель, 1999. - 483 с., ил.
2. Дитрих, А. К. Почемучка: Детское Справочное Бюро /А. К. Дитрих. - Изд. испр., с сокр. и доп. - М. : АСТРЕЛЬ, АСТ, 2001. - 336 с., ил.
3. Майлс, Дж. Большая энциклопедия для дошкольника /Дж. Майлс /Перевод В. Лаптева, И. Лебедева. - М. : Олма-Пресс, 1999. - 454 с., ил.
4. Что такое? Кто такой? : Детская энциклопедия для младшего школьного возраста. В 3-х т. - М. : Педагогика, 1976.