«Учим детей добывать знания». Развитие познавательной деятельности в детском саду

Елена Панова
«Учим детей добывать знания». Развитие познавательной деятельности в детском саду

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. В последние годы ситуация изменилась: большую популярность приобрела проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, проблемное, тематическое обучение. Поэтому крайне важно, что этот раздел, согласно ФГТ, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно.

В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. И наш коллектив понимает, что тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели:

- имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

- формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

- ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

- поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:

• активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

• проходят через закономерные стадии развития;

• обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;

• неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

- развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;

- единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Так в образовательную область «Познание» входят следующие Центры активности, которые мы внедряем в работу ДОУ:

- Центр сенсорного развития

- Центр «Мы познаем мир»

- Центр конструктивной деятельности

- Центр математического развития

«Центры познавательного развития» сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых и т. д. Там же имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старшего дошкольного возраста есть так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу, детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Кроме того в нашем детском саду имеются: кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, компьютерно-игровой комплекс, в которых проходят как подгрупповые, так и индивидуальные занятия и создана богатая предметная развивающая среда.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта и вместе с тем безопасна для жизни и здоровья детей

Создавая предметно-развивающую среду мы ориентировались на следующие требования:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливаясь к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Прикреплённые файлы:

uchim-detei-dobyvat-znanija_vtkvk.pptx | 6559,06 Кб | Скачан: 112
 
Публикации по теме:

Итоговое интегрированное занятие, «Загадки весны» Цель: выявить знания детей в образовательных областях Задачи -Способствовать умению детей связывать сезонные изменения в природе с регионом проживания -Побуждать детей высказывать свои предположения.

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе (закрепляем знания детей о календаре) Программное содержание: закреплять знания детей о разных видах календарей; учить последовательно называть дни недели, называть какой день.

Конспект занятия «Умение детей применять математические знания в поисково-исследовательской деятельности» .

Консультация для родителей «Чему и как мы учим детей?» Тема:Чему и как мы учим детей? Все родители хотят вырастить своих детей людьми,имеющими думать,ориентироваться во всем,что их окружает,правильно.

Космическое путешествие. Цель: создавать радостное настроение у детей, пополнить знания о космосе и космонавтов. Космическое путешествие Цель: создать радостное настроение детей, воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших космонавтов, активировать.

Первые знания детей дошкольного возраста о Солнечной системе.Первые знания детей дошкольного возраста о Солнечной системе. В подготовительной группе мы с детьми и родителями ездили в планетарий. Предварительно провела занятия по ознакомлению с окружающим,на.

Практическмй материал по закреплению у детей дошкольного возраста знания количественного состава чисел от одного до пяти. Keywords – the numbers one to five, training, stable images, memorization, quantity remaining Abstracts – the topic of this article and.

Учим детей добру. Приёмы работы над сказкамиУчим детей добру. Приёмы работы над сказками В современном мире так важно, чтобы дети видели добро, умели сами быть добрыми. В детском саду сказки занимают очень важное место в воспитании.

Консультация «Учим детей любить природу» Педагогический коллектив нашего детского сада проводит большую работу по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе. Терпеливо,.

«Знания-великая сила». Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной группы Действующие лица: Ведущая, Фея, Незнайка, Буквоед Дети входят в зал и садятся. Ведущая Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилось.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Учим детей добывать знания». Развитие познавательной деятельности в детском саду
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 11:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Фольклорное развлечение «Прилёт птиц (Жаворонки)»
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России...
Фотозарисовки выходного дня «Концерт камерной музыки»
Доброго всем дня, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о концерте камерной музыки, который мне посчастливилось посетить. Как я уже...
Открытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группе
Открытое занятие по развитию речи «Семьей» во 2 младшей группе Воспитатель: Бакулина Майя Владимировна. Группа: №2 МБДОУ «Детский сад №34». Тема:...
«Праздничная открытка». Фотоотчёт
Фотоотчёт «Праздничная открытка» Маму милую свою Поздравляю и ценю! И красивую открытку Ей сегодня подарю! Прошёл замечательный праздник – 8 Марта,...
Фотоотчет «Весёлый огород»
Фотоотчет «Весёлый огород» Огород наш, огород Все на нем всегда растет. Если руки не ленивы, Если вы трудолюбивы… Проявлять должны заботу, Видно по...