Людмила Афанасьева
«Удивительный мир камней». Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Пильнинский детский сад №2 «Колосок»
«Удивительный мир камней» : конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности в подготовительной группе
Выполнила воспитатель: Афанасьева Л. Н.
Цель. Сформировать первичное представление о камне.
Задачи. Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камня.
Публикация «„Удивительный мир камней“, Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредствам экспериментальной деятельности.
Познакомить детей с разновидностью камней.
Развивать творческие способности детей.
Активизация словаря: галька, мрамор, булыжник, драгоценные камни,
Материалы и оборудование: коллекция камней, иллюстрации, книги, журналы о камнях.
Предварительная работа: Мы попросили наших родителей принести книги, журналы, о камнях, а также различные камни нам в группу, потому что мы решили организовать в детском саду мини-коллекцию «Волшебный мир камня». (Эта коллекция поможет познакомить детей с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями, развивать мышление, моторику рук). Подобрали необходимую литературу. Прочитали рассказ Г. Р. Лагздынь «Живой камушек» :
Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки круглые, плоские, продолговатые, овальные: серые, чёрные, с красными, зелёными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белёсых от высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.
Я рассматриваю камушки, глажу и подкидываю на ладони, складываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот он
соскользнул, перевернулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как замер жучок, лежит, словно мёртвый, лапок не видно, все под себя подобрал.
Положила я жучка на ладонь, на красивую мраморную спинку, ножками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздрагивают. Наверно, волнуется?.
- Беги, жучок! Беги!
Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам пробирается жучок с полированной спинкой, так похожий на маленький, обкатанный морем камушек.
Ход
Педагог. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? (От-веты.) Значит, письмо предназначено нам (вскрываю конверт, достаю письмо, читаю его). «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, черного цвета, на ней красивые цветочки, она перевязана золотой тесьмой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Медной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?
Дети. Она, черного цвета, на ней красивые цветочки, она перевязана золотой тесьмой, прямоугольной формы.
Педагог. Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку, находят). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читаю).
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(В. Мирясова)
Дети. Это камень. Это разные камни.
Педагог. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открываю посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем. Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются (одни гладкие, круглые, другие не ровные, шершавые).
Педагог. Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны
Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой. Посмотрите на камни и скажите : какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края?
Дети. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.
Педагог. Почему они такие? (Ответы) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка.
А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Педагог. Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый)
Рассмотрим камни через лупу, что мы видим? (маленькие трещинки, разный окрас, гладкие, шершавые, есть впадины, углубления)
Постучим камень о камень, что слышим?
Дети: они звучат.
Педагог. Правильно при ударе камень о камень мы слышим звук, камни твердые и при ударе они издают звуки.
Камни имеют разный окрас, темные, светлые, бывают окрашены в несколько цветов. Такие камни называются «мраморными».
Ребята а вы знаете, что у каждых камней есть свое название : морские камушки называются забавно -«галька».
Большие камни называются-«булыжник».
Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Чего не стало?»
Игра: выкладываю несколько камней на стол, дети смотрят, запоминают, потом закрывают глаза, убираю один из камней, дети открывают глаза и определяют, какого камня не стало.
Педагог. Ребята, а вы знаете, для чего человеку нужны камни?
Оказывается, из камня можно построить дом, мост, башню, замок и даже выложить дороги.
Из булыжника выложена Красная площадь, которая выдерживает парады тяжёлой военной техники.
Педагог. Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. А еще есть драгоценные камни. Из них делают разные украшения: серьги, кольца, кулоны и многое другое.
Педагог. Разные камни есть на нашей Земле. А там где их много, образуются горы. (Рассматриваем, картину гор). В следующий раз мы с вами поговорим про горы.
Педагог. Ребята, а сейчас мы возьмем пластилин, и вылепим разные камни, большие и маленькие, гладкие и шершавые, мраморные и разноцветные. Из этих камней мы сделаем макет горы.
Возьмем морские камушки и сделаем из них морских обитателей, (крабов, осминогов, морские звезды)
(Дети лепят камушки, сооружают из них макет горы, лепят морских обитателей).
В конце занятия рассматриваем все поделки.
Педагог. Ребята, давайте вспомним, о чем мы узнали сегодня. (Дети рассказывают,все о чем узнали).