Условия полноценной социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ

Надежда Вербицкая
Условия полноценной социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ

Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели воспитания здоровых и счастливых детей.

Создание инновационной системы сотрудничества с семьями воспитанников в МДОУ «ЦРР-детский сад «Колосок» с. Ивантеевка влияет на уровень образования дошкольников, который в дальнейшем достигает качественно новых высоких результатов.

Ведущей педагогической идеей является предупреждение переутомления у детей; охрана и укрепление здоровья воспитанников, оказание помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей; превращение интереса детского сада к образовательному процессу в интерес семейный; сплочение коллектива родителей в коллектив единомышленников.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.

Как же создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ?

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера.

На первом этапе создания инновационной системы сотрудничества с семьями воспитанников проводились диагностирование, опрос, анкетирование семей, был составлен социальный паспорт семьи.

Благодаря этому были найдены пути реализации взаимодействия ДОУ и семьи через применение разных вариантов, форм организации, методов и приемов сотрудничества с семьями воспитанников.

Все они направлены на решение одних и тех же задач.

Планируя работу с родителями, мы сохраняем все лучшее и проверенное временем, а также ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Работу с родителями смогли систематизировать,сформировав сотрудничество двух общественных институтов: семьи и детского сада. Разрабатывая план сотрудничества с семьями воспитанников,учитываем:

• интересы и потребности родителей

(Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится письменный опрос в конце года, анкетирование, с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников)

• задачи ДОУ

(мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ)

Сотрудничество с семьямивоспитанников спланировано с единой целью: «Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

Приоритетными задачами определены:

• Повышение педагогической культуры родителей.

• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работ.

• Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания, обучения, развития, сохранения здоровья и безопасности детей дошкольного возраста.

«Поиск и установление контактов с разными людьми – основа педагогической профессии».

Кибернетик Н. Винер

Придерживаясь вышеуказанного высказывания в своей работе используем:

Приемы взаимодействия с родителями, которые играют важную роль в инновационной системе сотрудничества.

• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится все сотрудничество с семьями воспитанников.

• Индивидуальный подход.

Обязательно учитываются особенности характера родителей, желание идти на контакт.

• Сотрудничество, а не наставничество.

Создана атмосфера взаимопомощи в сложных педагогических ситуациях, позиция наставления не используется.

• Готовимся серьезно.

Главное в сотрудничестве с семьями воспитанников - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

• Динамичность.

Сотрудничество находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему. В зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.

Традиционные формы преобразованы в инновационные, и носят развивающий характер.

Родительские собрания носят характер деловой игры. Активная явка родителей составляет 90%. Такого высокого результата посещения родителей наших собраний мы добились благодаря созданию домашней уютной обстановки, где всегда присутствует спокойная музыка, красиво сервированы столы маленькими букетами цветов, угощением для чаепития. Отзывы родителей о собрании подтверждают то, что приходя к нам, они отдыхают после рабочего дня и получают положительные эмоции. Все названное играет огромную роль в привлечении родителей к встречам в детском саду. Но этого было бы мало, если бы не присутствовал доброжелательный тон. Даже самые сложные вопросы с подачей положительного тона, открытого взгляда, умением найти нужные слова - убеждения решаются легко. Свою работу с семьями воспитанников называем тесным сотрудничеством. Родители наших деток также стали более сплоченными и дружными между собой как одна семья. Такого результата мы добились не вдруг. Многие родители вначале относились к нам, нашей работе с недоверием, недопонимаем. Но, зная, что взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу, и, благодаря объединению сил, сотрудничеству, компетентности, профессионализму, неуклонному следованию выбранной цели, был получен результат работы.

Эффективными приемами работы на наших собраниях являются:

• Проведение мастер класса.

Его целью является обучение родителей правильно закреплять знания в домашней обстановке по развитию речи, обучению грамоте, математике и т. д.

• Вручение благодарственных грамот.

С целью морального стимулирования. На каждом собрании выражаем благодарность наиболее активным родителям, которые помогают в совместной работе, оказывают спонсорскую помощь.

• Знакомство с новыми семьями.

Это считается необходимым, чтобы помочь новой семье влиться в коллектив и чувствовать себя уверенно.

• Дискуссия

Она носит целенаправленный характер решения поставленного вопроса. Такую форму работы используем в начале собрания, чтобы вызвать родителей на общение в течение всей встречи.

• Педагогический всеобуч

Его целью является подача новой информации по заданной теме.

• Фото-презентация.

Она состоит из фотографий на тему: «Деятельность детей в детском саду». Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

• Телефон доверия.

В игровой форме родители задают любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется сотрудничество с семьями воспитанников в соответствующей форме.

• Видео-презентация

Она носит название «Один день из жизни детского сада». В ней отображается деятельность детей в течение дня.

• Вручение памяток, буклетов.

Родителям предлагается информация о возрастных особенностях данного возраста, правилах детского сада и т. д.

• Письменные отзывы о проведенном собрании

После родительского собрания у нас есть традиция: Родители пишут отзывы, пожелания педагогам. Отзывы анонимные.

Очень приятно читать положительные отзывы, понимая, что родители видят в нас грамотных, мудрых, профессиональных педагогов.

Сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы, помогают нам и другие формы сотрудничества с родителями.

• Совместное творчество родителей и детей.

Изготавливают совместные пособия и атрибуты для участия в конкурсах: «Моя книжка», «Русский огород», «Огород на окне, «На лучшее оформление группы к Новому году», «Лучший мини-музей в группе». Мини-музей с разными видами театра в группе позволяет познакомиться с историей театра и использовать различные куклы в разных видах деятельности.

• Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

Развлекательные мероприятия: «Мама, папа и я, спортивная семья», традиционные праздники - Новый год,23 февраля, 8 марта проходят в режиме двигательной и умственной активности.

• Совместное чаепитие детей и родителей.

Проводим после праздников, досугов.

• Благоустройство участков.

Родители участвуют совместно с детьми в конкурсах: «Снежная фантазия», «Зимнее царство», «Зимнее чудо», «На лучший проект летнего участка» с целью создания развивающей среды на участке в разное время года.

• Индивидуальная работа с родителями и детьми.

Эту форму работы применяю как совет по работе образовательного процесса.

• Семейные ценности.

Проведение праздника «День семьи»,который включает в себя массу конкурсов: «Умелые ручки», «Генеалогическое древо», «Традиции моей семьи».

• Педагогическая мастерская.

Используется с целью установить тесный контакт друг с другом. Родители делятся на несколько групп. Группы имеют разные названия, но единые по смыслу. Решаются педагогические ситуации от лица детей, родителей.

• Пропаганда педагогических знаний.

Вся информация для родителей оформлена эстетично, грамотно, в печатном виде. Информация актуальна.

• Бюллетень, буклет.

Изготовлены как для индивидуальной работы с родителями, так и для общего количества, для обеспечения семьи новой информацией.

• Посещение образовательной деятельности.

Приглашаем родителей, когда они проявляют свою инициативу посетить НОД с целью ознакомления со структурой и ее спецификой для индивидуального закрепления в домашней обстановке, для предупреждения переутомления у детей.

• Почта Доверия.

• Консультации.

• Совместные экскурсии.

• Дни открытых дверей.

• Совместное создание предметно – развивающей среды.

• Тренинги

При создании инновационной системы сотрудничества с семьямивоспитанников добились положительных результатов:

• уровень развития детей достиг качественно новых высоких результатов.

• повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей.

• изменился характер общения родителей с воспитателями.

• многие стали активными участниками в работе группы.

• коллектив родителей сплотился в коллектив единомышленников.

Вывод: Осуществление полноценной социализации личности ребенка-дошкольника при взаимодействии семьи и ДОУ возможно лишь при наличии условий,которыми являются:

• Создание уюта, комфортности, домашней обстановки, как в отдельно взятой группе, так и в ДОУ в целом. Сформированная таким образом обстановка, располагает к общению, что является одним из основных условий гармоничного взаимодействия детского сада и семьи, где можно компенсировать и смягчить друг друга.

• Грамотное, разностороннее, конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей.

• Внедрение новых, эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

• Оказание компетентной помощи родителям в воспитании подрастающего поколения.

• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

• Индивидуальный подход.

Мы не останавливаемся на достигнутом, а ищем новые пути сотрудничества с семьями воспитанников.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Выступление сопровождается презентацией

Используемые интернет - ресурсы:

openclass.ru

doshvozrast.ru

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии Предлагаю разобраться в терминологии.

Формирование личности ребенка в процессе социализации Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, которые.

Консультация «Книга — путь к становлению полноценной личности!»Консультация «Книга — путь к становлению полноценной личности!» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным человеком в будущем, а это не возможно без стремления к знаниям. Главным источником.

Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка в целях успешной социализации» Слайд 2. “Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу.

Родительское собрание «Овладение правильной речью как формирование полноценной личности дошкольника и успешного обучения» Родительское собрание в старшей группе : Овладение правильной речью как формирование полноценной личности дошкольника и успешного обучения.

Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе 1. Слайд. Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе.

Социализация личности дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды «Комната сказок» (1 слайд).Социализация - это процесс- развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы адаптации,.

Социально-коммуникативное развитие детей на основе взаимодействия детского сада и семьи Основная задача детского сада в работе с семьей – объединить усилия для развития и воспитания детей. Для этого традиционно осуществляется.

Воспитание социально-культурной личности ребенка-дошкольника с ОВЗ Человеку, на протяжении всей своей жизни приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть.

Консультация «Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника» Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда - важная задача дошкольных учреждений. Приобщение.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Условия полноценной социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ
Опубликовано: 9 октября 2019 в 10:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...

10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...


Горячие темочки