Папки-передвижки

«В гости к бабушке Елюк. В деревню.»

Регина Яковлева
«В гости к бабушке Елюк. В деревню.»

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества.

«В гости к бабушке Елюк. В деревню

(в чувашский музей быта)

Разработчики:

воспитатель 1 категории Яковлева Регина

Фёдоровна

г. Канаш - 2017

В группу почтальон приносит письмо от бабушки из деревни, т. к. она старая и не может приехать сама, приглашает детей в гости к себе в деревню.

Воспитатель читает это письмо (письмо написано на чувашском и русском языках)

Публикация «„В гости к бабушке Елюк, В деревню,“» размещена в разделах

Воспитатель: -Ребята, хотите побывать в деревне у бабушки Елюк?

Дети: - Да?

Воспитатель: - Деревня бабушки находится далеко от города и нам туда пешком не добраться. Мы решили к ней поехать ни на автобусе, и не на машине, а на чем поедем узнаете, угадав загадку:

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?.

Дети: -Лошадка!

(Трое мальчиков преображаются «в лошадей», 1 мальчик – в ямщика (удерживает вожжи, дети «садятся» в сани и «едут» к бабушке. По дороге к бабушке звучит музыка «Урхамахсем тра тапртатса»)

Возле дома (музея) встречает бабушка в чувашской национальной одежде.

Бабушка : -Здравствуйте, ребята. Ыр кун, ачасем. Рада вас видеть у себя в гостях.

Воспитатель: -Давайте, ребята, мы тоже поздороваемся с бабушкой на чувашском языке.

Дети: -Ыр кун, асанне!

Воспитатель: - Бабушка, какое необычное твоё имя Елюк!

Бабушка : - Да, меня зовут Елюк. У чувашей были необычные имена Сарпике, Чке, Нарспи, Сетнер. Вот и у меня такое красивое чувашское имя. А теперь я приглашаю вас в свой дом. (Дети входят в музей и садятся на скамейки)

Бабушка : - Дом у меня необычный, старинный. Давным-давно, когда еще не было ни машин, ни автобусов, а вместо электрических лампочек горела свеча, (показ керосинового светильника) чуваши жили вот в таких избах. Избы были бревенчатые, сделанные из дерева. Всё в доме было по-другому: мебель, одежда, посуда, инструменты. И даже еду готовили по-другому.

Дети: -Бабушка Елюк, а что у вас это необычное стоит посередине избы? (показ на печь)

Бабушка : -Самой главной в доме была печь, которую складывали из кирпича. Кирпичи делали из глины. Печь грела избу, на ней в зимние холода спали малые дети (показ спящих детей на печи, а в печи готовили еду для всей семьи: щи, кашу, похлебку; пекли картошку, хлеб и пироги. Печь была кормилицей.

Дети: -А в чем же, бабушка Елюк, вы готовили еду?

Бабушка : -Вот в таком горшке готовили пищу. Он тоже сделан из глины. (Показ глиняных горшков разного размера). Посмотрите, у нее нет ни одной ручки.

Дети: -А как же этот горшок тогда ставили в печь?

Бабушка : -Сейчас я вам покажу, как этот горшок-чугунок ставится в печь. (Показывает и комментирует процесс). Для этого у каждой хозяйки были свои инструменты - приспособления. Они всегда стояли возле печки. Это ухват, кочерга, лопата деревянная. Каждая служила хозяйке по своему назначению. Брали ухват с длинной ручкой. Посмотрите у него есть 2 рожки. Вот эти рожки подхватывали горшок и хозяйка ставила горшок-чугунок в печь, где горели дрова. Когда дрова прогорали, вот такой кочергой (показ кочерги и действия с ней) угольки выгребали из печи, а горшок ставили поглубже. Туда же ставили выпекать хлеб. Его в печь ставили вот такой деревянной лопатой. Тесто ставили прямо на раскаленные кирпичи (показ лопаты). Потом печь закрывали заслонкой, чтобы тепло не уходило. Еда всегда была вкусной и горячей. Еду чуваши ели тоже из посуды, сделанной своими руками. (показ посуды разного вида)

Бабушка : -Из чего сделана эта посуда?

Дети: -Из дерева.

Бабушка : -А эта посуда?

Дети: -Из глины

Бабушка : -А эта посуда? (показывает берестяную посуду). Она сделана из бересты, т. е. коры березы. В плетеной из бересты посуде хранили крупы, ходили за ягодами и грибами в лес.

Бабушка Елюк обращает внимание детей на сидящих на скамейке дедушку и женщину, одетых в чувашскую одежду, лапти. Мужчина плетет лапти, у женщины в руке вышивка. (дети встают со скамеек и рассматривают мужскую, женскую одежду и обувь). Бабушка Елюк продолжает вести беседу.

Бабушка : -В старину долгими зимними вечерами все взрослые занимались рукоделием. Женщины, девушки шили одежду, потом украшали ее вышивкой, а мужчины плели лапти или что-нибудь мастерили. Своему ремеслу учили и детей постарше. Обувь у всех была одинаковой. Все и стар и млад одевали лапти. Их плели из лыка – коры липового дерева. Чуваши очень трудолюбивы и работящий народ.

Дети: -Бабушка Елюк, а что за шкаф у вас тут стоит? Сам маленький, но такой красивый.

Бабушка : -В старину в каждой семье были такие вручную выполненные сундуки (арча). Там хранились вышитые рубахи, платья, полотенца. Когда девушка выходила замуж, то должна была все свое приданное положить в такую арчу (сундук). В каждой семье была вот такая колыбель (спка) (показ колыбели). В спка (колыбель) укладывали малыша и качали, чтобы он заснул. Но что-то наш малыш не хочет спать. Что нужно сделать, чтобы наш малыш заснул?

Дети: -Спеть колыбельную песню! А мы знаем колыбельную песню на чувашском языке. Может он заснет, если мы ему споем эту песню?

Бабушка : -Ну, давайте спойте ему. Старшие дети ухаживали за младшими братишками и сестренками.

Девочки исполняют чувашскую народную песню-колыбельную возле спки (колыбели) «Папа ту, няни»

Бабушка : -Вот наш малыш и заснул. Можно теперь и домашними делами заниматься. Работы по хозяйству много. За домашними животными ухаживать, зерно смолотить. Вон в корзине гусыня сидит и за ней приглядеть (показ сидящей в корзине в углу гусыни)

Дети: - А почему она сидит дома?

Бабушка : -Гусыня насиживает яйца, чтобы вывести гусят. Гуси несут яйца рано весной, когда еще морозы по ночам. Чтобы яйца не замерзли, чуваши заносили гусыню домой и сажали в тихий уголок. Еду тоже ей давали туда же. А в сарае и хлеву находились корова, лошадь, овцы. Когда появлялись телята и ягнята, их тоже заносили в дом. Дети с удовольствием забавлялись с ними. Ребята, вы не хотите поухаживать за домашними животными, помочь мне по хозяйству?

Дети: -Да

Бабушка : -Тогда идемте во двор! (подходят к снопам и ручной мельнице). Как вы думаете что это?

Дети: -Снопы!

Бабушка : -Правильно, это снопы. Их привезли с поля. Внутри этих колосьев спрятаны зернышки. Эти зернышки нужно было очистить от соломы. Для этого у чувашей был свой инструмент (тпач). Снопы расстилали на ткани и стучали по ним, так чтобы зерна высыпались из колосьев. С ним работали вот так (показ работы). Ох, как я устала. Ведь работа эта нелегкая. У меня заболела и спина и руки.

Дети: -Бабушка Елюк, давайте мы вам поможем. А вы пока отдохните, наберитесь сил.

2 мальчика имитируют молотьбу. Все поют чувашскую песню «Тпач юрри» муз. В. Воробьева, свободное переложение Р. Ильгачевой

Бабушка : -Молодцы, ребята. Маттур, ачасем. Сколько зерна смолотили вы мне. А теперь мы его можем и перемолоть, чтобы получилась мука. Для этого нам и понадобиться ручная мельница.

1 мальчик и 1 девочка подходят к бабушке.

Дети: -Бабушка Елюк, мы перемелем вам зерно на этой ручной мельнице, чтобы получилась мука. (работают на ручной мельнице)

Бабушка : -Ну, спасибо. Маттур ачасем. Славно поработали. Чуваши не только работать мастера, но и веселиться, радоваться. После тяжелой работы и мы давайте поиграем и повеселимся.

«Игра с тухьёй»

Бабушка : -И поработали, и поиграли. Вы, наверное, проголодались, ребята? Пока вы играли, я испекла пироги (кукль). Угощайтесь на здоровье! (Угощает пирогами, которые лежат в плетеной берестяной посуде).

Дети: -Спасибо, бабушка. И мы к тебе пришли не с пустыми руками. Мы хотим спеть тебе песню «Миша, теп…» муз. Ф. Павлов, слова народные. (Исполнение песни «Миша, теп…»)

Дети: -Бабушка, как нам было интересно у тебя! Сколько мы узнали нового. Но нам пора обратно домой. Путь у нас не близкий. Ты не скучай по нам. В следующий раз приезжай ты к нам. Мы будем ждать. Ну а теперь пора прощаться. Сыв пул, асанне! (прощаются на чувашском языке)

Дети уходят.

Бабушка : -Сыв пулр, ачасем!

Машет им вслед рукой.

Публикации по теме:

Физкультурный досуг в старшей логопедической группе «В гости к бабушке в деревню» Задачи: 1. Создавать доброжелательную атмосферу, доставить детям радость. 2. Закреплять умения, полученные на физкультурных занятиях. 3.

Фотоотчет. НОД в младшей группе «В гости к бабушке в деревню»Фотоотчет. НОД в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» .

Фотоотчет о занятии краеведческой направленности в младшей группе «В гости к бабушке в деревню»Фотоотчет о занятии краеведческой направленности в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» о оксана лапшина Фотоотчет занятия краеведческой направленности в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» Добрый день! Уважаемые.

Итоговое развлечение «В гости к бабушке в деревню» для детей старшей-средней группыИтоговое развлечение «В гости к бабушке в деревню» для детей старшей-средней группы Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с домашними животными их детёнышами, с особенностями их поведения и питания (корова, лошадь,.

Конспект итогового занятия «Путешествие к бабушке в деревню» Вторая младшая группа Конспект итогового занятия "Путешествие к бабушке в деревню" Вторая младшая группа Программное содержание: 1. Развитие связной речи детей,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» Тема "В гости к бабушке в деревню" Вид деятельности: математическое развитие. Задачи в образовательных областях: "Здоровье"- совершенствовать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для первой младшей группы «В гости к бабушке в деревню» Цель: закрепить первоначальные представления детей 2 - 3 лет о домашних животных (собака) и птицах (курица, цыплята, а также о диких животных.

Конспект НОД в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» МБДОУ «Детский сад ст. Новый Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Конспект непосредственно-образовательной.

Занятие по социально-личностному развитию с использованием технологий здоровьесбережения «В гости к бабушке в деревню» Дата проведения НОД: 26 октября 2016г Тема: «В гости к бабушке в деревню» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НОД: занятие,.

Летнее развлечение. Тема: «Путешествие в деревню к бабушке Мане» Участок оформлен в виде деревни (пруд –вкопанный таз с рыбками, вдали лягушата из коробочек, лесок с шишками, кот Василий на сундуке. Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гости к бабушке Елюк. В деревню.»
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 18:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД