Получи документы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В гости к народной игрушке»

Виктория Сахарова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В гости к народной игрушке»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек: семеновские, полхов-майданские,загорские матрешки,филимоновские свистульки, богородские резные игрушки, дымковские игрушки; развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать; упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики; развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.

Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „В гости к народной игрушке“» размещена в разделах

Развивающая среда:

Матрешки, филимоновские свистульки, дымковские игрушки,предметные картинки с изображением богородских игрушек, загорских матрешек,картонные силуэты дымковских оленей, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа:

1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

2. Лепка по мотивам дымковской игрушки.

3. Рисование узоров дымковской и филимоновской росписи.

Словарная работа:

Музей, экскурсия, экскурсовод, экспонат,лучина, орнамент, кокошник

Ход занятия.

-Ребята, кто из вас был в музее?

-А вы знаете, что такое музей (ответы детей) Музей – это место, где собирают и выставляют для просмотра различные вещи, у которых есть своя история.

-А вы хотите побывать в музее? Сегодня мы с вами отправимся в музей народной игрушки на экскурсию. Что такое экскурсиявы знаете (ответы детей). Экскурсия – это ознакомление с чем-либо, а человек, который проводит экскурсию называется экскурсовод.

Давайте вспомним, что мы относим к народным игрушкам (матрешки,свистульки, глиняные игрушки). Наш первый экспонат- рпедмет на выставке- это матрешки. Первую матрешку придумали и создали больше ста лет назад. Ее создатели – Василий Звездочкин_ он выточил матрешку – Сергей Малютин – он ее разукрасил.

-Ребята, а как сейчас выглядят матрешки, сколько штук внутри спрятано (пять матрешек и все похожи на первую большую).А первая матрешка состояла из 8 фигурок, мальчик чередовался с девочкой, а последняя матрешка была в виде младенца. Потом матрешки разъехались по разным городам и селам и везде их разрисовывали по-своему. Сейчас наиболее известны семеновские, полхов-майданские и загорские матрешки.

-давайте посмотрим на них и сравним, чем же они отличаются (дети сравнивают). Семеновские матрешки отличаются большой площадью незакрашенного дерева и пышным букетом цветов на фартуке. При росписи этих матрешек используют в основном яркие цвета – желтый и красный. Полхов-майданские матрешки отличаются большим цветком розы с большим количеством лепестков, рядом с которым могут быть нераспустившиеся бутоны на ветках. В росписи используют как яркие, так и темные цвета. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру. Матрешки из Загорска отличаются отсутствием цветов на фартуке, все детали лица и одежды обведены черным контуром.

Следующий экспонат на выставке – это богородские игрушки.

- Почему они так называются? (их делают в селе Богородское)

-Из чего они сделаны (Из дерева)

Правильно, традиционная богородская игрушка- неокрашенная фигурка из мягких пород дерева- липы, гольхи и осины. Самой популярной игрушкойдо сих пор остается игрушка «Кузнецы», установленная на двух движущихся планках. Если потянуть за них в разные стороны, то фигурки будут двигаться. Среди игрушек есть «Музыканты», «Плясуны», «Грибники». Все игрушки старались сделать подвижными – либо на движущихся планках, либо на тумбочке, в которой спрятана пружинка. Богородские мастера стремились к простоте, они не вырезали четкие детали лица и одежды.

Следующий экспонат- это филимоновская игрушка. В селе Филимоново издавна делали глиняные игрушки – свистульки. Свистульки делали в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат. У барышень и солдат в руках были букеты или кувшины, в которпых были спрятаны свистульки. Игрушки делали из серой или синей глины, которая после обжига становилась бело-розовой. Затем фигурки расписывали.

-какими узорами расписывали филимоновские игрушки?Сколько цветов использовали в росписи? (расписывали полосками, только четырьмя цветами: красный, желтый, зеленый и синий).

У филимоновских игрушек сильно вытянуты шеи, так что лошадь больше похожа на жирафа, а птицы на сказочных змей-горынычей. Скульптура этих игрушек настолько неповторима, что их не спутаешь ни с какими другими игрушками.

Мы переходим к слкдующему экспонату- это дымковская игрушка.

-Почему они так называются?9 ответы детей)

Эти игрушки делают из глины. Сначала глину несколько раз рубят лопатой, затем скатывают в шарики, из шариков раскатывают блины, а уже из блинов сворачивают нужную форму. Затем фигурку несколько дней сушили на солнце, потом обжигали в печи. После обжига фигурку покрывали мелом, разведенном в молоке, а после расписывали.

-Давайте сравним роспись филимоновкой и дымковской игрушек, чем они отличаются7 (ответы детей) правильно, это традиционные дымковские узоры – геометрический орнамент-. Краски мешали на квасе и яйцуе и сразу до десяти красок. Расписывали фигурки самодельными кисточками0- из лучинок – тонкие щепки – и тряпочек, но у всех мастеров обязательно были тонкие хорьковые кистлочки для прорисовывания черт лица. После росписи игрушку золотили- покрывали золотистой фольгой кокошник барышням, гребешки петухам и индюкам

-Какие дымковские игрушки вы знаете (ответы детей) Среди них есть и многофигурные композиции – «Гуляния», «Чаепитие» и др.

-Вы хотите себя попробовать в качестве учеников дымковских мастеров?Давайте еще раз посмотрим на дымковские игрушки и назовем основные узоры – клетки, овалы, круги и точки. Теперь мы переходим в нашу мастерскую.

(дети садятся за столы, перед ними лежат фигурки дымковских оленей, дети расписывают их).

Рефлексия.

- Скакими игрушками мы познакомились?

- Какие игрушки вам больше понравились?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!» Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация». Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись». «Мезенский конь».Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» - упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В гости к народной игрушке»
Опубликовано: 2 августа 2014 в 19:18
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В гости к народной игрушке»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Сахарова (УИ 229794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД