Татьяна Лымаренко
«В гости к сказке». Сказкотерапия как элемент взаимодействия семьи и педагогов в процессе адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как элемент взаимодействия семьи и педагогов в процессе адаптации детей к детскому саду
Сказка — это то золото,
Что блестит огоньком
В детских глазках.
Г. Х. Андерсен
Процесс адаптации ребёнка к
дошкольному учреждению — это попадание в новую среду и
приспосабливание к иным условиям, к которым он привык в семье. В этот
непростой для ребёнка период даже привычные ситуации проходят
преобразование, изменение и выглядят, с точки зрения ребёнка, совершенно
Публикация «„В гости к сказке“, Сказкотерапия как элемент взаимодействия семьи и педагогов в процессе адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
иначе, чем дома. Ресурсы ребёнка невелики, возможности быстро восстанавливаться пока ещё ограничены, а психологическая нагрузка возрастает, поэтому при поступлении в дошкольное
образовательное учреждение все дети переживают стресс.
Сказкотерапия — метод, направленный на облегчение адаптации,
помощь ребёнку и семье в этот жизненный период.
Дети очень эмоциональны и впечатлительны, им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Именно эти особенности помогают при использовании сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду.
Сказка для ребёнка- не просто вымысел, это особая реальность, понятная и близкая, связующее звено между реальностью и фантазией. Воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя с персонажем, понимает, что не только у него, но и кого- то ещё есть похожие переживания и трудности.
Сказкотерапия может успешно применяться как индивидуально (после
полученных рекомендаций родителями дома, так и с группой детей (в детском саду). Для сказкотерапии подходят практически все сказки, как народные, так
и авторские. Возможности данной практики широки. С ребёнком или группой
детей сказку можно рисовать, обыгрывать, читать или слушать. Возможно
использовать элементы конструктивной деятельности, достраивая,
иллюстрируя эпизоды сказки.
Цели нашей работы- взаимодействие детского сада и семьи для
профилактики эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям группы детского сада, развитие положительного отношения к детскому саду, снижение тревожности.
Задачи:
• познакомить родителей с практикой, помогающей в адаптации детей к
ДОУ- сказкотерапией, деть советы родителям в использовании данной
практики;
• с помощью сказкотерапии дома и в детском саду снимать
эмоциональное напряжение у детей;
• снизить уровень тревоги детей;
• в детском саду развивать навыки взаимодействия друг с другом;
• в семье и детском саду развивать внимание, восприятие, речь,
воображение;
• используя сотрудничество родителей и педагогов, развивать общую и
мелкую моторику детей, координацию движений;
В группе детского сада в рубрике «Клуб счастливых родителей-
Филиппок» периодически размещаются материалы по адаптации, среди них-объединённые общим названием «Сказки для адаптации в детском саду».
Размещение начинается заблаговременно, ещё до начала самой адаптации, в
предадаптационный период. Родители получают рекомендации и могут
читать или рассказывать детям сказки дома.
Задача взрослых- терпеливо прорабатывать, повторять, объяснять
сказочные ситуации в контексте использования в реальной жизни.
Воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя с персонажем, со
сказочным героем. Это помогает ему понять, что трудности есть и у других,
помочь в разрешении ситуации, поиске выхода. Кроме этого, ребёнок с
помощью сказки узнаёт о добре и зле, получает возможность ощущать себя
увереннее, сильнее.
После формирования возрастных групп в закрытых сообществах
размещаются видеоролики чтения или рассказывания сказки педагогом,
которую родители могут включать ребёнку в удобное время, а могут,
прослушав предварительно, повторить и рассказать самостоятельно.
В детском саду также рассказываются и читаются сказки для адаптации
в группе детей с применением игровых персонажей, игрушек пальчикового
театра, игрушек на руку.
В домашних условиях проводится индивидуальная работа. Так, кроме
изучения в простой, доступной форме рекомендаций использования
сказкотерапии, в вечернее время размещаются материалы для чтения или
прослушивания дома. С помощью них мы разъясняем родителей, как именно
взаимодействовать с ребёнком, а также готовые материалы для детей- то, что
можно прочесть перед сном.
Используются технологии:
Игровые технологии.
Методы работы: рассказывание сказок, инсценировка сказок.
Сказки могут быть разработанными специально для помощи в период
адаптации, но можно использовать и любые сказки, народные или авторские,
делая акцент на чувствах, эмоциях, переживаниях персонажа, схожих с теми,
что испытывает ребёнок, и поиске путей выхода из таких ситуаций.
Технология сотрудничества.
Технология сотрудничества используется в совместной развивающей
творческой деятельности взрослых и детей, в нашем случае сказкотерапией,
скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг
друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
В реализации практики перед нами, прежде всего, стояла задача снижения
уровня тревожности детей, улучшение эмоционального фона, облегчение
адаптации, и, следовательно, задача сохранения здоровья детей.
Контроль и оценка осуществляются помощью наблюдения за детьми в
утреннее время, в режимные моменты, особенно показательно поведение
детей во время смены режимных моментов.
Совместная работа педагога и родителей позволяет достичь положительных
результатов. Использование практики сказкотерапии, навыков снятия
эмоционального напряжения у детей дают возможность снизить уровень
тревожности детей.
В работе с родителями воспитанников мы довольно давно используем
цифровые ресурсы, конкретно- социальные сети с информационной,
просветительской целью.
Но в последние два года такое сотрудничество семьи и ДОУ перешло на
новый уровень. С марта 2020 года и по настоящее время родители- активные
посетители и участники группы детского сада.
В группах социальной сети проходят челленджи, онлайн игры,
размещаются фотоматериалы с занятий и режимных моментов. Происходит
формирование единого пространства «Детский сад- семья». В рамках этого
пространства педагогам удобно организовать и оказывать как
консультативную помощь в период адаптации детей к детскому саду, так и
транслировать информацию в других областях, а также получать обратную
связь от родителей