Папки-передвижки

Интегрированный нетрадиционный урок-игра «В гостях у бабушки Егоровны»

Вольвак Светлана Викторовна
Интегрированный нетрадиционный урок-игра «В гостях у бабушки Егоровны»

Тема урока : «В гостях у бабушки Егоровны».

Тип урока : интегрированный нетрадиционный урок – игра.

Основная цель урока : способствовать развитию познавательной деятельности, речи обучающихся за счёт уточнения и расширения представлений об окружающей действительности.

Задачи урока :

- Образовательные задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения;

Публикация «Интегрированный нетрадиционный урок-игра „В гостях у бабушки Егоровны“» размещена в разделах

- Коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного

запаса) путём составления предложений, ответов на вопросы, самостоятельных рассказов.

- Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; нравственные качества (дружелюбие, доброжелательность, умение сопереживать) через выполнение предложенных заданий.

Методы обучения:

- словесный метод (беседа, объяснение, рассказ);

- практический метод (деятельность обучающихся);

- наглядный метод (демонстрация, показ, иллюстрация).

- интерактивный метод (просмотр презентации «В гостях у бабушки Егоровны»».

Этапы урока.

1. Организационно – подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

1. Организационно – подготовительный этап.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

Слово учителя:

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Щедра земля наша. Произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах, точно золотые россыпи, разбросаны дикорастущие растения. Среди них есть травы, цветы, кустарники деревья. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой.

Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травы помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди. Таких собирателей лекарственных растений называли «Травниками».

Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений. (ответы).

Тогда нам нужно отправиться в лес.

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Владимир Степанов

Бабушка Егоровна : Здравствуйте, мои милые внучата! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу. Меня зовут бабушка Егоровна, я знаток лекарственных растений. Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

Учитель: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста:

«Бабушка Егоровна»

До чего ж упорная Бабушка Егоровна.

Примечает загодя, где какая ягода.

За какою просекой прямо в руки просится,

За какой тропинкою выросло черникою,

За какой низиною поросло малиною.

Наберет Егоровна ягоду отборную,

Триста раз наклонится, кто за ней угонится?

(Г. Абрамов)

Бабушка Егоровна : Спасибо, Наталья Николаевна! Понравилось мне ваше стихотворение.

Ну и я к вам пришла не с пустыми руками. В моей корзиночке припасены игры, сказки, да загадки. А вот и первая загадка.

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит! (Лекарственные растения)

Бабушка Егоровна : Как одним словом назвать растения, которые помогают справиться с болезнью? (ответы).

Бабушка Егоровна : Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными.

Бабушка Егоровна : Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа.

Бабушка Егоровна : А теперь, ребятушки, давайте поиграем.

"Деревья, кустарники, травы".

Ребята, я буду называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие, травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.

(Колокольчик, смородина, ландыш, волк, яблоня, крыжовник

мак, ель, книги, ромашки, сирень, клен.).(слайды).

Бабушка Егоровна : Молодцы.

Лето теплое,

Лето красное!

Солнце доброе,

Солнце ясное!

Соком полнится

Зелена трава,

Собирать, сушить

Уж ее пора!

А вы травушку

Собирайте

Да на зимушку

Припасайте!

От болезни вас

Охранит она,

Вам здоровья даст,

Силушки сполна!

Бабушка Егоровна : Лечебные растения - как они выглядят, где их достать, как собрать, что вообще мы знаем о них? А давайте просто познакомимся с ними с помощью загадок! Это простая и несложная игра, где вы сможете проверить свои знания о природе, умение наблюдать и замечать.

Обожжёт без огня

И тебя и меня,

А живёт у плетня.

(Крапива).

Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

Учитель:

Почему крапива жжется? Расскажи нам бабушка Егоровна.

Бабушка Егоровна : В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

Бабушка Егоровна :

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Учитель: А за что же его так прозвали – подорожник. Расскажи нам бабушка Егоровна.

Бабушка Егоровна : По- дорожник. По-дороге. За то, что он по дорогам растет. И найти его очень легко! Подорожник — друг путешественника. Как ты думаешь, чем он ему помогает? Если сорвать листья подорожника, промыть их и положить на рану, то они помогут ране скорее зажить. Вот какой врач – подорожник.

Бабушка Егоровна : А вот вам и следующая загадка.

В этом задании нужно угадать, какое растение изображено на иллюстрации. По очереди называйте номера квадратов. При нажатии открывается часть картинки.

Бабушка Егоровна : Правильно. Это береза.

Береза – символ России и вечной красоты нашей природы.

Русское слово «береза» очень древнее и обозначает «белый» (по необыкновенному цвету коры).

В старину у наших предков год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название апреля – «березозол».

А сколько у березы целебных свойств. Почки и листья заваривают как чай, его пьют при отеках, одышке, болезни печени. С березовыми почками принимают ванны. Самое же ценное – березовый гриб (чага, настоями которого лечатся при язвах, гастрите, раке. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.

Береза – гостеприимное дерево. К березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.

Бабушка Егоровна : Следующая моя загадка:

Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

(Одуванчик)

Бабушка Егоровна : Ребята, я предлагаю выучить это стихотворение при помощи картинок- подсказок.

Бабушка Егоровна : Хочу рассказать вам интересную сказку об одуванчике:

Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось теплым дождичком и пошло гулять по небу. Смотрит – хороша земля! И леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка переливается. И все-таки чего-то не хватает.

– Чтобы еще такое придумать? – спросило само себя Солнышко. – Чем обрадовать людей?

Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики. На меня похожи! – обрадовалось Солнышко. А сердитая Зима неподалеку пряталась в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит – а в траве много-много маленьких солнышек светится.

Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Бабушка Егоровна : Понравилась сказка? Ребята, я хотела бы у вас узнать, знакома ли вам последовательность развития цветка одуванчика? Предложу вам поиграть в игру, которая называется "Что сначала, а что потом?" Подберите правильную последовательность, с которой развивается этот цветок.

Бабушка Егоровна : Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. А еще из листьев одуванчика можно приготовить салат, а из его цветков вкусное варенье.

Бабушка Егоровна : Ребята, мне очень нравятся эти милые цветы. Предлагаю в память о нашей встрече запечатлеть этот цветок в наших работах. (обрывная аппликация, пластилин, карандаши, готовые детали наклеить, ватный диск).

Бабушка Егоровна : Спасибо, мои дорогие, за ваши работы.

Физмин. Предварительное знакомство с движениями.

Бабушка Егоровна : Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

Бабушка Егоровна : Ребятушки, как называют люди ту землю, на которой они родились? (Родина). Как называется наша общая Родина? (Россия). В состав России входят республики, края, области. Поэтому Россию называют Российской Федерацией. Федерация означает союз, объединение. В какой области мы живем? (Ростовской). Кто назовет столицу нашего края? Перед вами символы Ростовской области – герб и флаг. А в каком городе мы живем? (Шахты). Это наша малая Родина - место, где мы родились и выросли, милый край, который никогда не забудем. А это символы нашего города – герб и флаг. Ростовской области принадлежит обширная территория, покрытая преимущественно степями.

Бабушка Егоровна :

Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

С. Кирсанов.

Бабушка Егоровна : Ребятушки, кто из вас знает названия лекарственных растений, которые произрастают в нашем крае?

Слайды с описанием: шалфей лекарственный, чистотел, татарник колючий, цикорий, пастушья сумка, полынь горькая.

Бабушка Егоровна : Оказывается, чтобы стать настоящим травником, и сохранить все полезные свойства лекарственных трав, нужно соблюдать определенные правила. Послушаем их.

Правила сбора и сушки лекарственных растений.

- хорошо знать лекарственное растение и отличать его от других растений.

-собирать растения надо только в ясные солнечные дни;

- следует собирать только здоровые растения;

- нельзя собирать растения в местах рядом промышленными предприятиями, хозяйственными постройками, около дорог;

- сушка собранного материала производится обычно в проветриваемом помещении;

- хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

Сроки хранения лекарственных трав: от двух до пяти лет.

ВНИМАНИЕ! Собирать лекарственные растения могут только взрослые, а вы, ребята, можете им помогать. При сборе лекарственных растений не забывайте, что брать в рот и пробовать на вкус растения запрещено!

Бабушка Егоровна : Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют сейчас для изготовления лекарств, настоек, мазей. Ребята, я предлагаю вам придумать и нарисовать знак, который обозначал бы, что лучший доктор – это сама природа. При следующей встрече мы обязательно посмотрим ваши рисунки. А что бы вам было легче рисовать, я подготовила изображения некоторых знаков. Давайте рассмотрим их и попробуем объяснить их значение.

Бабушка Егоровна :

Чтобы не навредить природе, отправляясь за лекарственными растениями, необходимо соблюдать правила поведения. Об этом нас предупреждают следующие знаки: (демонстрация, беседа, называние знака).

Бабушка Егоровна : Молодцы, ребятушки! Понравилось мне у вас в гостях, да пора уходить. Много знаний у вас о лекарственных растениях.

Так почему же люди некоторые растения называют лекарственными?

Дети: Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными.

Бабушка Егоровна : в какую погоду рекомендуют собирать лекарственные растения?

Дети: собирать растения надо только в ясные солнечные дни;

Бабушка Егоровна : как правильно сушить растения?

Дети: сушка собранного материала производится обычно в проветриваемых помещениях.

Бабушка Егоровна : как правильно хранить засушенные растения?

хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

Бабушка Егоровна : Назовите правила поведения на природе.

Бабушка Егоровна : Молодцы, ребята! На прощание я хочу подарить вам полезные напитки с добавлением отвара лекарственных растений. Желаю вам и всем гостям доброго здоровья и до новых встреч!

Прикреплённые файлы:

svet-skvoz-listya_n5eb3.pptx | 11018,42 Кб
 
Публикации по теме:

Интегрированный урок в форме самостоятельной работы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 8 классе Тема урока: «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». Цель урока: Деятельностная:.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Фотоотчет «В гостях у бабушки»Фотоотчет «В гостях у бабушки» С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском.

Фотозарисовка «У бабушки в гостях»Фотозарисовка «У бабушки в гостях» В гостях у бабушки и дедушки очень весело! Мою бабушку зовут Вера, она добрая и отзывчивая, умеет вкусно готовить, печь и конечно очень.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Развлечение «В гостях у бабушки-сказочницы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок" Развлечение «В гостях у бабушки сказочницы» Составила.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный нетрадиционный урок-игра «В гостях у бабушки Егоровны»
Опубликовано: 22 января 2020 в 17:53
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД