Елена Рогова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП «В гостях у кота Леопольда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
на высшую квалификационную категорию
Тема: «В гостях у кота Леопольда»
(для детей 6-7 лет)
Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП „В гостях у кота Леопольда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- Коммуникация
- Социализация
- Художественное творчество
- Физическая культура
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 6-7 лет
Формы непосредственно-образовательной деятельности :
Беседа, дидактическая игра, игровое упражнение, рассматривание слайдов.
Формы организации: подгруппа.
Цель: формирование у детей представления о составе числа 5.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
o Закреплять у детей ранее полученные знания о составе чисел 2, 3, 4.
o Познакомить детей со способами составления числа 5 из двух меньших чисел.
o Упражнять в соотнесении числа и цифры.
o Упражнять в составлении числа 5 из двух меньших чисел.
o Упражнять в употреблении математических выражений и терминов: было, стало, прибавил, добавил, всего.
Коррекционно-развивающие:
o Развивать у детей тактильное восприятие, соотнесение тактильных ощущений со зрительным образом цифры.
o Развивать координацию движений, согласованность действий при выполнении динамических упражнений.
o Развивать слуховое внимание, умение действовать по словесной инструкции.
o Развивать аналитико-синтетическую деятельность, умение выделять из группы предметы по двум признакам.
o Развивать зрительно-пространственную координацию, умение ориентироваться на плоскости.
o Развивать творческое воображение, образное мышление.
o Развивать моторную функцию рук.
o Активизировать речь детей.
Коррекционно-воспитательные:
o Воспитывать отзывчивость, побуждать детей к оказанию помощи.
o Воспитывать коммуникативные умения и навыки в процессе деятельности между детьми и педагогом.
o Совершенствовать навыки коллективной работы.
Предварительная работа с детьми: Просмотр серий мультипликационного фильма «Кот Леопольд», ознакомление с героями мультфильма, рассматривание иллюстративного материала по теме «Рыбы», разучивание ритмических движений для динамической паузы.
Оборудование и материалы:
а) Демонстрационный материал:
o мольберт, магниты,
o игрушка «Кот Леопольд»,
o объемные цифры 1,2,3,4,5 в непрозрачном мешочке,
o декорация «Пруд»,
o коврики «Лист кувшинки»,
o глубокая тарелка с декоративными камешками (2 шт,
o угощение для детей – печенье «Рыбки»
o Массажные коврики (2 шт)
б) Раздаточный материал:
o массажные мячики для самомассажа,
o пластмассовые ведерки на каждого ребенка,
o удочка на каждого ребенка,
o плоскостные магнитные рыбки:
- красный цвет – круглые – 4 шт., овальные – 1 шт.
- желтый цвет – круглые – 3 шт., овальные – 2 шт.
- синий цвет – круглые – 2 шт., овальные – 3 шт.
- зеленый цвет – круглые – 1 шт., овальные – 4 шт.
o мелкие тарелочки – красного, синего, желтого, зеленого цвета,
o камешки в количестве – 1 желтый на красной тарелке, 2 синих на желтой тарелке, 3 зеленых на синей тарелке, 4 красных на зеленой тарелке,
в) ТСО:
o ноутбук,
o мультимедийный проектор и экран,
o аудиозапись песни «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минков).
Перед началом занятия дети получают массажные мячики. Дети под музыку входят в зал, выполняя самомассаж ладоней и пальцев рук. Дети кладут мячики в коробку и останавливаются перед мультимедийным экраном. На стуле сидит игрушка «Кот», рядом с ним удочки и ведерки.
Учитель-дефектолог: Ребята, нас сегодня в гости пригласил наш добрый знакомый, кот Леопольд.
Леопольд : Здравствуйте ребята, (дети здороваются с Леопольдом, я так рад, что вы пришли ко мне в гости, у меня есть для вас много интересного. Я хочу показать вам своих рыбок, которые живут в аквариуме.
На экране проектора появляется изображение аквариума с цифрой 2 вверху.
Учитель-дефектолог: В этом аквариуме у кота живут две рыбки. Но сейчас здесь только одна рыбка! Как же сделать так, чтобы их стало 2?
Дети: Нужно добавить одну рыбку. (На экране проектора появляется одна рыбка)
Учитель-дефектолог: Ребята, перед вами находятся волшебные мешочки, в них спрятаны цифры, давайте попробуем на ощупь найти цифру, которая обозначает число один.
Учитель-дефектолог приглашает одного ребенка к столу и предлагает на ощупь найти цифру 1. Ребенок находит нужную цифру и на экране появляется цифра 1.
На экране проектора появляется второй аквариум с цифрой 3 в верхней части.
Учитель-дефектолог: А в этом аквариуме живут 3 рыбки, а здесь снова одна! Не огорчайся, Леопольд, мы и с этой задачей справимся! Ребята, сколько рыбок нужно добавить, чтобы их стало три?
Дети: Нужно добавить 2 рыбки. (На экране появляется 2 рыбки)
Учитель-дефектолог приглашает одного ребенка к столу и предлагает на ощупь найти цифру 2. Ребенок находит нужную цифру и на экране появляется цифра 2.
На экране проектора появляется третий аквариум с цифрой 4 в верхней части.
Учитель-дефектолог: А в этом аквариуме живут 4 рыбки, но здесь всего две рыбки! Ребята, сколько рыбок нужно добавить, чтобы их стало четыре?
Дети: Нужно добавить 2 рыбки. (На экране проектора появляются 2 рыбки)
Учитель-дефектолог приглашает одного ребенка к столу и предлагает на ощупь найти цифру 3. Ребенок находит нужную цифру и на экране появляется цифра 3.
Учитель-дефектолог: Вот теперь в аквариумах порядок, и все рыбки на месте!
Учитель-дефектолог: Ребята, у кота Леопольда есть еще один аквариум, вот он. (Показывает на экран, на котором размещено изображение пустого аквариума с цифрой 5 в верхней части) Только он пока пустой, поможем Леопольду заселить его рыбками? Ну а для этого нам нужно отправиться за рыбой. Где мы можем наловить рыбу?
Дети: На пруду, реке.
Учитель-дефектолог: Хорошо, пойдем на пруд, возьмите себе по одной удочке и одному ведерку и в путь!
Дети берут по одной удочке и одному ведерку и идут за педагогом по массажному коврику. Педагог подводит детей к декорации «Пруд», в котором находятся разноцветные рыбки.
Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, сколько рыбок в пруду, да какие красивые! Давайте посмотрим, кто больше всех рыбок поймает! Начинайте, ребята!
Дети берут удочки с магнитом и вылавливают рыбок.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята, много рыбы наловили, сейчас рассмотрим наш улов. Садитесь на листы кувшинок и раскладывайте перед собой всех рыбок в один ряд.
Дети садятся на подушки и раскладывают рыбок в один ряд. Перед детьми педагог ставит мольберт с нанесенной сеткой 5*4 квадратов.
Учитель-дефектолог: В верхнем ряду поставьте круглых красных рыбок.
Затем в этот же ряд поставим овальных красных рыбок.
Дети находят среди своих рыбок тех, которые подходят по указанным признакам и помещают их в нужный ряд.
Учитель-дефектолог: Ребята, расскажите коту, как мы получили пять красных рыбок?
Сколько круглых красных рыб мы поймали?
Дети: Четыре.
Учитель-дефектолог: Ребята, сколько овальных красных рыб мы поймали?
Дети: Одну.
Учитель-дефектолог: Сколько всего красных рыб мы поймали?
Дети: Пять.
Учитель-дефектолог: Правильно, ребята, Пять – это четыре и один.
Учитель-дефектолог просит одного из детей повторить. Таким же образом изучается состав числа 5 на примере рыбок другого цвета.
Учитель-дефектолог: По сколько рыб в каждом ряду у нас получилось?
Дети: У нас получилось по пять рыб.
Учитель-дефектолог: Ребята, вы молодцы, теперь Леопольд знает, из каких чисел состоит число пять, ну а мы устали и сейчас отдохнем, покажем коту Леопольду какую интересную игру мы знаем.
Звучит музыка, учитель-дефектолог предлагает детям выполнить физкультурные упражнения «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз- подняться, потянуться
(дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх)
Два – согнуться, разогнуться
(Дети наклоняются вперед, выпрямляются)
Три – в ладоши три хлопка
(Дети хлопают в ладоши)
Головою три кивка
(Дети трижды наклоняют голову вперед)
На четыре – руки шире
(Дети разводят руки в стороны)
Пять – руками помахать
(Дети машут руками над головой)
Ну а чтоб не скучно было,
Будем вместе повторять!
(Дети выполняют упражнения гимнастики снова)
Леопольд : Да, спасибо, ребята! теперь я знаю, как поселить в аквариум пять рыбок. Но только вот аквариум у меня совсем не украшен, скучно в нем будет рыбкам.
Учитель-дефектолог: Мы тебе поможем, ребята, давайте украсим дно аквариума разноцветными камешками. Садитесь за стол.
Дети садятся парами за столы, на которых стоят разноцветные тарелочки с несколькими камешками в каждой, в центре стола стоит большая тарелка с разноцветными камешками.
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте соберем на своих тарелочках по пять камешков для украшения аквариума. Несколько камешков уже лежит у вас на тарелке, подумайте, сколько камешков нужно добавить, чтобы их стало 5? Только добавлять нужно камешки того цвета, какого цвета ваша тарелочка.
Дети выполняют задание.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята, вы отлично справились, расскажите Леопольду, как у вас получилось по пять камешков. (Каждый ребенок рассказывает о способе образования числа 5 на своей тарелке)
Учитель-дефектолог: Замечательно, ребята, теперь Леопольд сможет украсить аквариум.
Леопольд : Спасибо, ребята! Напомните мне пожалуйста, из каких чисел состоит число 5?
Ответы детей.
Леопольд : Спасибо, ребята, что зашли ко мне в гости и так мне помогли! Я хочу угостить вас вот такими рыбками.
Леопольд угощает детей печеньем «Рыбки»
Учитель-дефектолог: Ну а нам, ребята, пора возвращаться к себе в группу.
Педагог раздает детям массажные мячики, дети выполняют самомассаж кистей рук, и уходят в групповое помещение.
Литература:
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990.
2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
3. Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М. 6 Мозаика – Синтез, 2003.