Ольга Кипко
Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с условиями жизни, бытом, обычаями, гостеприимством казаков;
2. Обогащать словарь названиями предметов быта: группка, ухват, кочерга, лучина, лоскутное покрывало, самовар.
3. Дать почувствовать причастность к русскому народу, воспитывать интерес к истории родного края.
4. Учить лепить пряники из теста, используя приемы раскатывания, вдавливания, налепа.
Материалы к занятию:
* Свеча с подсвечником;
* Игрушка-мышка;
* Предметы быта (лавка, стол, самовар, печь, кочерга, веник, лоскутное покрывало);
* Тесто для пряников;
Публикация «Конспект занятия по краеведению „В казачьей горнице“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
* Разделочные доски по количеству детей;
* Блюдца с мукой;
* Фартуки.
Предварительная работа:
- Беседы, чтение художественной литературы о казаках, их быте, жилищах;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- подвижные казачьи игры;
- Детская игра "Бабушкин сундучок"
- Изготовление макета куреня;
- Лепка фигурного печенья из соленого теста;
- Слушание казачьих песен (в грамзаписи).
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие, но куда? Догадаетесь, если отгадаете загадку:
"Что за дом такой стоит,
Много комнат, стол накрыт.
Самовар на столе и лучина на окне
Лавки вдоль стола стоят
Казачата там сидят?"
Что же это за дом? Правильно, курень. А мы с вами отправимся в одну из комнат куреня- горницу( дети идут в мини-музей-горницу).
- Вот мы и в горнице(гаснет свет)
-Ну, что такое? Свет погас, что делать?
Появляется мышка
Мышка:- Я помогу. Вот вам свеча
Воспитатель:- спасибо мышка (Зажигаем свечу). Ребята чувствуете тепло? Свеча постепенно тает и сразу запахло стариной (вкл. свет). Свет загорелся, а свечу можно погасить (дуют на свечу, она гаснет). А раньше, ребята, когда не было электричества, казаки долгими вечерами жгли лучины, зажигали свечи и лампады (керосиновые лампы). И в нашей горнице находятся старинные, казачьи предметы, они все очень загадочны.
Послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:
1. Толстая Федора наедается нескоро
Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)
Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.
2. Черный конь, скачет в огонь? (кочерга)
3. Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает? (веник)
4 .Хоть не теплое окно
Но зато красивое
Из лоскутиков оно
Яркое, пестривое? (лоскутное покрывало)
5. Он пыхтит, как паровоз
Важно держит к верху нос
Пошумит, остепенится
Пригласит чайку напиться? (самовар)
-Ребята, казаки - трудолюбивый народ. Они ловили рыбу в реке Дон, Охотились, распахивали землю, сеяли зерна, из которых вырастали колосья. Их намолачивали и делали муку, из которой пекли хлеб. А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети: 1. Хлеб- всему голова.
2. Без хлеба, нет обеда.
3. Где хлебно да тепло, там и жить добро.
4. Худ обед, коли хлеба нет.
5. Хлебушко- калачу дедушка.
6. Хлеб бросать- силу терять.
Воспитатель: Молодцы! Ребята казаки- гостеприимный народ. Часто сладким угощением к чаю были пряники (слышится плач ребенка).
Ванечка проснулся в колыбельке:
- В оконце ветры дули
А горенке тепло
Пекла в печи хозяюшка
Фигурной формы прянички
Просил ребенок- матушка
Попробовать дай ванечке
Протягивала матушка
Узорный пряник Ванечке
Пусть будет в доме солнышко
И радость без печали
(С. Кайдаш)
-Дети, я думаю, что вам тоже хочется попить чайку с пряниками, и особенно с теми, которые будут сделаны собственными руками.
Дети идут в группу. На столах приготовлены досточки, мука, изюм.
Воспитатель:- Комовато, ноздревато
И губато, и горбато
И бывает мягким, кислым
Пресным, теплым и душистым
Что же это? (тесто)
-Тесто замесила
Сахар не забыла
Вот вам всем комочек теста
Пряник сделайте чудесный
(раздает детям по комочку теста)
- Нужно сделать толстую колбаску, разделить ее на несколько частей. Затем каждую часть скатать в шарик, расплющить, получив толстую лепешку, украсить лепешку налепами, положив в середину изюм.
Работа детей (звучит грамзапись казачьей песни).
Воспитатель: Вот все пряники готовы
На противень их несите
Аккуратно так кладите.
(Дети складывают вылепленные пряники на противень и отдают противень пом. Воспитателя, что бы она отнесла их на кухню. Дети моют руки, собирают досточки, блюдца с мукой, вытирают столы. )
Пока пряники пекутся, поиграем в игру:
Баба сеяла горох (дети идут приставным шагом)
Обвалился потолок (дети идут топотушками)
Баба шла, шла, шла пирожок нашла (обычным шагом)
Села поела и опять пошла
Встала баба на носок (ставят ногу на носок, потом на пятку)
А потом на пятку
Стала русскую плясать
А потом вприсядку.
(Повар приносит пряники)
Пряники ваши готовы, пейте чай, чаечек
Чтобы радость приносил каждый день-денечек.
(Звучит казачья песня, все угощаются).