Приложение МААМ

Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице» (1 фото)

Ольга Кипко
Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с условиями жизни, бытом, обычаями, гостеприимством казаков;

2. Обогащать словарь названиями предметов быта: группка, ухват, кочерга, лучина, лоскутное покрывало, самовар.

3. Дать почувствовать причастность к русскому народу, воспитывать интерес к истории родного края.

4. Учить лепить пряники из теста, используя приемы раскатывания, вдавливания, налепа.

Материалы к занятию:

* Свеча с подсвечником;

* Игрушка-мышка;

* Предметы быта (лавка, стол, самовар, печь, кочерга, веник, лоскутное покрывало);

* Тесто для пряников;

Публикация «Конспект занятия по краеведению „В казачьей горнице“» размещена в разделах

* Разделочные доски по количеству детей;

* Блюдца с мукой;

* Фартуки.

Предварительная работа:

- Беседы, чтение художественной литературы о казаках, их быте, жилищах;

- Рассматривание иллюстраций, фотографий;

- подвижные казачьи игры;

- Детская игра "Бабушкин сундучок"

- Изготовление макета куреня;

- Лепка фигурного печенья из соленого теста;

- Слушание казачьих песен (в грамзаписи).

Ход занятия:

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие, но куда? Догадаетесь, если отгадаете загадку:

"Что за дом такой стоит,

Много комнат, стол накрыт.

Самовар на столе и лучина на окне

Лавки вдоль стола стоят

Казачата там сидят?"

Что же это за дом? Правильно, курень. А мы с вами отправимся в одну из комнат куреня- горницу( дети идут в мини-музей-горницу).

- Вот мы и в горнице(гаснет свет)

-Ну, что такое? Свет погас, что делать?

Появляется мышка

Мышка:- Я помогу. Вот вам свеча

Воспитатель:- спасибо мышка (Зажигаем свечу). Ребята чувствуете тепло? Свеча постепенно тает и сразу запахло стариной (вкл. свет). Свет загорелся, а свечу можно погасить (дуют на свечу, она гаснет). А раньше, ребята, когда не было электричества, казаки долгими вечерами жгли лучины, зажигали свечи и лампады (керосиновые лампы). И в нашей горнице находятся старинные, казачьи предметы, они все очень загадочны.

Послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:

1. Толстая Федора наедается нескоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)

Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.

2. Черный конь, скачет в огонь? (кочерга)

3. Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает? (веник)

4 .Хоть не теплое окно

Но зато красивое

Из лоскутиков оно

Яркое, пестривое? (лоскутное покрывало)

5. Он пыхтит, как паровоз

Важно держит к верху нос

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться? (самовар)

-Ребята, казаки - трудолюбивый народ. Они ловили рыбу в реке Дон, Охотились, распахивали землю, сеяли зерна, из которых вырастали колосья. Их намолачивали и делали муку, из которой пекли хлеб. А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети: 1. Хлеб- всему голова.

2. Без хлеба, нет обеда.

3. Где хлебно да тепло, там и жить добро.

4. Худ обед, коли хлеба нет.

5. Хлебушко- калачу дедушка.

6. Хлеб бросать- силу терять.

Воспитатель: Молодцы! Ребята казаки- гостеприимный народ. Часто сладким угощением к чаю были пряники (слышится плач ребенка).

Ванечка проснулся в колыбельке:

- В оконце ветры дули

А горенке тепло

Пекла в печи хозяюшка

Фигурной формы прянички

Просил ребенок- матушка

Попробовать дай ванечке

Протягивала матушка

Узорный пряник Ванечке

Пусть будет в доме солнышко

И радость без печали

(С. Кайдаш)

-Дети, я думаю, что вам тоже хочется попить чайку с пряниками, и особенно с теми, которые будут сделаны собственными руками.

Дети идут в группу. На столах приготовлены досточки, мука, изюм.

Воспитатель:- Комовато, ноздревато

И губато, и горбато

И бывает мягким, кислым

Пресным, теплым и душистым

Что же это? (тесто)

-Тесто замесила

Сахар не забыла

Вот вам всем комочек теста

Пряник сделайте чудесный

(раздает детям по комочку теста)

- Нужно сделать толстую колбаску, разделить ее на несколько частей. Затем каждую часть скатать в шарик, расплющить, получив толстую лепешку, украсить лепешку налепами, положив в середину изюм.

Работа детей (звучит грамзапись казачьей песни).

Воспитатель: Вот все пряники готовы

На противень их несите

Аккуратно так кладите.

(Дети складывают вылепленные пряники на противень и отдают противень пом. Воспитателя, что бы она отнесла их на кухню. Дети моют руки, собирают досточки, блюдца с мукой, вытирают столы. )

Пока пряники пекутся, поиграем в игру:

Баба сеяла горох (дети идут приставным шагом)

Обвалился потолок (дети идут топотушками)

Баба шла, шла, шла пирожок нашла (обычным шагом)

Села поела и опять пошла

Встала баба на носок (ставят ногу на носок, потом на пятку)

А потом на пятку

Стала русскую плясать

А потом вприсядку.

(Повар приносит пряники)

Пряники ваши готовы, пейте чай, чаечек

Чтобы радость приносил каждый день-денечек.

(Звучит казачья песня, все угощаются).

Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»

Публикации по теме:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 102 «Детский сад присмотра и оздоровления». Воспитатель: Коломникова Татьяна Леонидовна.

Развитие представлений об истории цивилизации в разновозрастной группе. Занятие по ознакомлению с бытом русской семьи Задачи: Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена. Развивать элементарные представления.

Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 17:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кипко (УИ 82139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД