Получи документы

«В мире чудес». Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет

Петрова Елена
«В мире чудес». Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЧУДЕС»

ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Автор составитель:

воспитатель

Петрова Елена Владимировна

Ромоданово 2020г.

То, что я слышу – забываю.

То, что я вижу – я помню.

То, что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Пояснительная записка

Публикация «„В мире чудес“, Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет» размещена в разделах

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

Умелое использование экспериментальной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, их умений и навыков, что является актуальным в свете новых ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Новизна проекта заключается в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды; в комплексном использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. Проект характеризуется структуризацией практического и диагностического материала для дошкольников.

В данной проекте предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Проект представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста, а также их родителям.

Актуальность проекта

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете нужны образованные люди.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.

Нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.

Такие ученые как, В. А. Запорожец, С. Л. Новоселова, А. Н. Подьяков, считают дошкольное детство наиболее сензитивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н. Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:

-детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

-в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);

-в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

-детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

-в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

-детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.

Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическом воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

Поэтому в настоящее время в системе дошкольного образования идёт переориентирование содержания образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание различных условий, разработка методов для её самореализации. Для этого глубже развивается эффективный метод – познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Представляется особый интерес изучения детского экспериментирования - истинно детской деятельности, - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Главное достоинство этого метода – дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Педагогическая целесообразность проекта объясняется тем, чтобы создать условия для развития познавательной активности детей, участвующих в экспериментальной деятельности. Методы и приемы, используемые в данном проекте, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает стремление к самостоятельному познанию погружает ребенка в атмосферу эксперимента, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Эффективность использования экспериментальной деятельности заключается в том, что она позволяет ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать их и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

При составлении проекта был учтен опыт авторов других программ, работающих по экспериментальной деятельности : Н. А. Рыжова, Л. П. Симонова, А. Е. Тихонова, Б. Рябинин и др.

Цель работы: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи проекта :

Обучающие:

формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

овладевать знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека;

расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

учить детей выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать. Учить делать выводы.

Развивающие:

развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);

развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.

Воспитательные:

воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Теоретическая часть - знакомство детей с явлениями живой и неживой природы, с определенным типом свойств, связей и отношений

Практическая часть – выполнение заданий, опытов, наблюдений на занятиях, изготовление модулей неживой природы, демонстрация успехов детей на конкурсах, перед родителями и детьми из других групп детского сада.

Ключевые слова: развитие познавательных способностей, экспериментированная деятельность, наблюдение, опыт.

Этапы реализации проекта :

Проект предназначен для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет, без какого-либо отбора, необходимо только желание ребенка и родителей.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Он учится искать условия решения поставленных задач, отыскивает связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования. Тем самым открывая новый способ действия.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры.

Проект включает как теоретические, так и практические занятия. Рассчитан на 1 год, в основном на использование в дошкольных образовательных учреждениях. Занятия строятся в игровой форме, т. к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Также организовываются досуги.

Формы и методы организации экспериментальной деятельности.

• Игровая деятельность : экспериментальные игры, которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

• Лабораторные работы, опыты-эксперименты : действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

• Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т. д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

• Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

Форма организации деятельности детей на занятии : индивидуально-групповая.

Формы проведения занятия: занятие-эксперимент, занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия, сказка.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, микроскоп, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп –очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

В итоге обучение по проекту, воспитанники

будут знать:

• как выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнить о цели работы на протяжении всей деятельности; понимать указания педагога, направленные на выполнение какого-то задания;

приобретут:

устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; развитие исследовательских умений и навыков детей; определенные умозаключения и выводы на фоне экспериментирования; совершенство речевого развития (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); развитие личностных характеристик воспитанников (умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Критерий результативности – интерес детей к экспериментированной деятельности, углубление и расширение знаний детей о неживой и живой природе.

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Итоговая диагностика проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.

Оцениваемые параметры, оценки, критерии оценки

Оптимальный уровень

Критерии. Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности. Познавательное отношение устойчиво, ребенок проявляет инициативу и творчество в решении экспериментальных задач.

Целепологание. Видит проблему, активно высказывает предположения, способы их решения, широко используя аргументы и доказательства.

Планирование. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Реализация. Действует планомерно, помнит о цели работы на протяжении всей деятельности, в диалоге с взрослым поясняет ход деятельности, доводит дело до конца.

Рефлексия. Формулирует в речи достигнут или не достигнут результат, замечает не полное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делает выводы.

Приемлемый уровень

Критерии Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности. В большенстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Целепологание. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников, взрослого).

Планирование. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Реализация. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств, проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Рефлексия. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Минимальный уровень.

Критерии Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности. Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Целепологание. Малоактивен, с трудом понимает, выдвинутые другими детьми гипотезы.

Планирование. Стремление к самостоятельности не выражено, допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного знания их качеств и свойств.

Реализация. Забывает о цели, увлекаясь процессом, тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Рефлексия. Затрудняется сделать вывод даже с помощью других, рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в содержание.

Способы проверки

Входное тестирование – в начале учебного года: проводится педагогом исподволь; в ходе опроса во время занятий, выполнения отдельных заданий, наблюдений за поведением и психологическим состоянием обучающегося (умение слушать и говорить, умение общаться со сверстниками) и проч.

Промежуточное тестирование – 2 раза в течение учебного года по освоенным темам. Проводится в виде беседы с воспитанниками.

Итоговое тестирование – в конце учебного года по всем пройденным темам. Проводится в виде беседы с детьми.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗ Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «коммуникативное развитие», «физическое развитие» Цель. Познакомить.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект «Осень — пора чудес» для детей подготовительной группы дошкольного возрастаПроект «Осень — пора чудес» для детей подготовительной группы дошкольного возраста 2020 год Материал подготовили: Кучина Т. В. – воспитатель, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель Актуальность. Вот и закончилось теплое.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Проект по экспериментальной деятельности в детском саду «Волшебная сила соли»Проект по экспериментальной деятельности в детском саду «Волшебная сила соли» ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ НА ТЕМУ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СОЛИ» Подготовили: Труфанова Елена Викторовна, воспитатель.

Проект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельностиПроект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельности Проект в старшей группе «Волшебница – вода»Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) Участники.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей. Опыт «Шарик-магнит»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей. Опыт «Шарик-магнит» Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Шарик-магнит» Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№21 «Лесовичок» г. о. Балашиха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В мире чудес». Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 апреля 2023 в 12:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД