МААМ-картинки

«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями

Светлана Зеленская
«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями

Пояснительная запискаДополнительная образовательная программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «В мире мягкой фантазии» связано с необходимостью индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Публикация «„В мире мягкой фантазии“ Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Также необходимость введения данной программы исходит из анализа и социального запроса, а в частности родителей, которые имеют детей инвалидов.

Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями – познать мир сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».

Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети – инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это не понимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, не желание людей замечать их.

Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей – с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Поэтому педагогической целью является создание таких условий для детей с ограниченными возможностями, где бы они чувствовали себя в безопасности, где бы могли раскрыться творчески.

Цель данной программы «В мире мягкой фантазии»: развитие творческого потенциала (воображения, фантазии, творческой активности, мотивации к самовыражению) и адаптации в современном мире детей с ограниченными возможностями на основе освоения ими технологии изготовления мягкой игрушки.

Значение игрушки в творческом развитии и воспитании ребёнка общеизвестно. Игрушка – постоянный спутник детей. Для них она является одним из важнейших средств познания мира, приобщения к национальной культуре, собственного личностного развития. Искусство изготовления мягкой игрушки – древнейший вид народного художественного творчества. Этот процесс доставляет наслаждение, вызывает у ребёнка ряд положительных эмоций, способствует формированию совокупности универсальных учебных действий

Этот вид деятельности

• очень доступен, так как небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда под рукой;

• познавателен, потому что помогает разглядеть и узнать окружающий мир;

• продуктивен, дает возможность быстро получить результат своего труда, мягкой игрушкой украсить интерьер, подарить ее близким, друзьям.

Сам процесс создания мягкой игрушки не менее важен для любого ребенка, чем результат. Он и создаёт условия для формирования способности обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, для развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Освоение техники изготовления мягкой игрушки детей с ограниченными возможностями начинается с формирования элементарных учебных умений и навыков через разные виды аппликации.

Программа решает блок задач:

• по развитию математических представлений:

- дать понятие о величинах: длине, площади, периметре;

- дать понятие о единицах измерения;

- дать понятие: окружность, овал, прямоугольник, квадрат, шар,

конус, цилиндр;

- упражнять в количественном и порядковом счете;

- укреплять знание пространственных направлений – вверху, внизу, слева, справа;

- дать понятие о середине, центре, вершине, крае;

- научить деление величины на части.

• по сенсорному развитию:

- развить цветовое восприятие;

- понятие о холодных и теплых тонах;

- научить различать ткань по составу, по свойствам;

- научить определять изнаночную и лицевую сторону

ткани.

• по умственному развитию:

- развивать абстрактное мышление;

- обучить плоскостному моделированию;

- обучить объемному моделированию.

• по трудовому воспитанию:

- научить детей владеть иголкой, шилом, ниткой, ножницами;

- научить работе с лекалом, выкройкой;

- научить технике кроя;

- научить изготавливать простые виды мягкой игрушки, аппликации, мозаики.

• по физическому воспитанию:

- развивать мускулатуру кистей рук, глазомер, остроту зрения,

координацию движений рук.

• по нравственному воспитанию:

- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

• по эстетическому воспитанию:

- познакомить с художественной деятельностью - изготовление мягкой

игрушки;

- развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг - друга;

- привить умение использовать полученные знания на других видах

изобразительной и трудовой деятельности

• Речевой блок:

- развивать активный и пассивный словарь детей;

- развивать объяснительную и доказательную речь;

- развивать умение строить диалог.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения, на 72 часа.

Формы и режим занятий:

Программа имеет художественно - эстетическую направленность.

В связи с психологическими и физиологическими возможностями, дети организуются в учебную группу постоянного состава, 2-3 человека или индивидуально в зависимости от запроса родителей. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, но может использоваться для обучения детей с ограниченными возможностями более старшего возраста, учитывая особенности заболевания.

Содержание данной программы соответствует возможностям детей, и выполняемая деятельность не наносит вреда их здоровью.

Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 1 часу. Структура занятия включает в себя физминутки, которые выбираются с учетом индивидуальных и физиологических особенностей детей.

Практические занятия проводятся после изучения теоретической части изучаемой темы и правил техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению игрушек, мозаики, аппликации.

В процессе занятий используются разнообразные методы занятий:

• беседа,

• рассказ,

• практический,

• тренировочный,

• демонстрационный,

• консультации,

• игра,

• конкурсы,

• выставка и др.

На занятиях используются в основном индивидуальные формы работы учитывая психологические и физиологические особенности детей с ограниченными возможностями.

Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач. В программе выделяется резервное время, которое используется для проведения выставок.

Ожидаемые результаты:

По окончании года обучения, как правило, обучающиеся

знают:

- терминологию ручных работ;

- виды меха и ткани;

- ручные швы, их назначение и применение;

- виды аппликации;

- простые виды игрушки;

- технологию изготовления аппликации, простых видов игрушки, мозаики;

- технику безопасности при работе;

- основы цветоведения;

умеют:

- изготавливать аппликацию, мозаику;

- выполнять ручные швы;

- производить крой деталей из бумаги и меха;

- изготавливать плоские игрушки и игрушки из меховых шариков.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы

Важна поддержка и одобрение любых творческих идей, поступающих от детей с ограниченными возможностями, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм совместной деятельности.

В условиях творческого объединения «В мире мягкой фантазии» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих возможностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».

Формы подведения итогов:

• Выставка, персональная выставка;

• Участие в выставках районных, областных выставках;

• Участие в фестивале для детей с ограниченными возможностями

«Встреча друзей»;

• Мастер класс для начинающих детей (представление своего опыта, хоть и маленького, но очень важного и значимого для самого ребенка);

• Собеседование, тесты, творческие задания.

Подведение итогов позволяет определить эффективность воспитания и обучения по программе, внести коррективы в образовательный процесс. Все формы подведения итогов помогают ребенку и их родителям с ограниченными возможностями увидеть результаты своего творческого труда.

Содержание программы

Раздел 1. Материаловедение(2часа)

Тема 1.1 Введение (0,5 часа)

Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. История развития народного творчества (общие сведения). Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ.

Практические занятия (0,5 часа)

Изготовление игрушки из готовых деталей (меховые шарики, мелкие детали, фурнитура, используя для соединения двухсторонний скотч.

Тема 1.2 Материалы и инструменты, техника безопасности при работе (0,5 часа)

Виды тканей, краткие сведения о производстве, назначении и применении разных видов тканей. Виды ниток по назначению. Виды меха, происхождение, производство, применение. Инструменты необходимые для работы (ножницы, иглы, наперсток, кисточка для клея). Материалы необходимые для работы (ткань, мех, нитки, клей, цветные карандаши, цветная бумага, калька, фурнитура). Техника безопасности при работе.

Практические занятия (0,5 часа)

Определение видов ткани. Определение видов меха, направление ворса. Учиться наклеивать образцы ткани и меха в тетрадь. Учиться различать понятия «материалы» и «инструменты» Работа в тетради (заполнение таблицы, работа с заданием «Кто в домике живет?»).

Раздел 2. Аппликация (13 часов)

2.1 Введение (0,5 часа)

Понятие – аппликация. Ее виды и различия. История происхождения. Необходимый материал и инструменты. Техника безопасности при изготовлении аппликации. Колорит, цветовое решение, стилизация, композиция. Технология изготовления. Знакомство с этапами кроя деталей из бумаги.

Практическая работа (0,5 часа)

Работа с цветовым кругом. Учиться правилам цветосочетания. Отработка умения накладывать шаблон (лекало) на бумаге.

Тема 2.2 Плоская предметная аппликация из бумаги(0,5 часа)

Понятие – плоская предметная аппликация. Понятие «предмет». Технология изготовления плоской аппликации. Понятие выкройка, лекало.

Практические занятия (1,5часа)

Отрабатывать умение работать в тетради. Учиться обводить по контурам деталь на кальке, изготавливать лекало. Учиться обводить лекало по контуру на цветной бумаге. Учиться вырезать детали аппликации. Учиться выполнять плоскую аппликацию (наклеивать детали).

Тема 2.3 Плоская бумажная аппликация из одинаковых деталей(0,5 часа)

Понятие – одинаковые и разные детали. Знакомство с пространственными направлениями (вверху, внизу, слева, справа). Понятие «квадрат». Знакомство с инструкционной картой и правила работы по ней. Технология выполнения аппликации из одинаковых деталей (квадратов).

Практические занятия (1,5 часа)

Учиться работать по инструкционной карте. Отрабатывать приемы разрезания бумаги по прямым линиям. Отрабатывать умение использовать цветовой круг при подборе цветовой гаммы для аппликации. Учиться наклеивать квадратные детали в ряд по счету. Формировать представление о приеме «многослойности» (наклеивание глазок).

Тема 2.4 Плоская сюжетная аппликация из бумаги (0,5 часа)

Понятие – сюжетная картинка. Технология изготовления сюжетной аппликации, отличие от предметной аппликации. Понятие эскиз.

Практические занятия (1,5 часа)

Применить умение работать в тетради. Учиться рисовать эскиз (раскрашивание готового наброска в тетради). Отрабатывать умение применять цветовой круг для цветового решения эскиза. Отрабатывать умения: обводить детали по контуру на кальку, изготавливать лекала. Учиться экономно расходовать материал (цветная бумага). Отрабатывать умение выполнять многослойную аппликацию. Отрабатывать умение работать по инструкционной карте (последовательно наклеивать детали разных размеров).

Тема 2.5 Плоская предметная аппликация из ткани (0,5 часа)

Сочетание ткани по виду и цвету. Технология выполнения аппликации из ткани. Технология кроя ткани. Подбор материалов.

Практические занятия (1,5 часа)

Применить умение работать в тетради. Отрабатывать умение рисовать эскиз (раскрашивание в рабочей тетради). Применить умение изготавливать лекала. Учиться производить раскрой ткани. Учиться вырезать детали кроя из ткани. Учиться наклеивать детали из ткани на рабочую поверхность.

Тема 2.6 Аппликация из разных видов материалов (0,5 часа)

Понятие «фурнитура». Ее виды и назначение. Понятие «декорирование». Приемы декорирования.

Практические занятия (1,5 часа)

Отрабатывать умение рисовать эскиз (раскрашивание в рабочей тетради, применить знание цветового круга для цветового решения эскиза. Применить умение изготавливать лекала. Отрабатывать приемы кроя ткани. Отрабатывать умение вырезать детали кроя из ткани. Отрабатывать умение наклеивать детали из ткани и бумаги на рабочую поверхность, применяя принцип многослойности. Учиться декорировать изделие (наклеивание искусственных цветов, облака из ваты или синтепона).

Тема 2.7 Аппликация на объёмной поверхности (0,5 часа)

Понятие «объемная поверхность». Технология выполнения аппликации на объемной поверхности.

Практические занятия (1,5 часа)

Применить умение изготавливать лекала. Отрабатывать умения кроя на ткани. Отрабатывать умение вырезать детали кроя из ткани и бумаги. Учиться наносить клей на объемную поверхность. Отрабатывать умение наклеивать детали из ткани и бумаги на объемную поверхность. Отрабатывать приемы декорирования изделия (наклеивание бус, лент).

Раздел 3. Ручные швы (8 часов)

Тема 3.1 Виды ручных швов. Технология выполнения. (2 часа)

Терминология ручных работ (стежок, шов, строчка). Организация рабочего места. Техника безопасности при работе. Виды ручных швов: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», «петельный» шов, шов «строчка», шов «через край», «потайной» шов. Технология работы с иглой: длина нити, принцип введения в иглу, завязывания узелка.

Практические занятия (4часа)

Отрабатывать приемы работы с иглой. Учиться различать ручные швы по образцу. Отработки приемов выполнения ручных стежков на бумажной основе. Применять умение работать по технологическим картам. Учиться выполнять разные виды ручных швов.

Тема 3.2 Соединение деталей из разных видов ткани (0,5 часа)

Правила соединения разных видов тканей. Использование разных ручных швов в работе.

Практические занятия (1,5 часа)

Учиться применять разные виды ручных швов для работы. Отрабатывать умение работать с иглой. Учиться подбирать ручной шов для работы. Применить умение выполнять ручные швы для соединения деталей из разных видов ткани.

Раздел 4. Плоские мягкие игрушки (12 часов)

Тема 4.1 Зайчик «Кузя» (2часа)

Понятие плоские мягкие игрушки. Технология изготовления. Подбор материалов, фурнитуры, вида ручных швов для работы. Терминология ручных работ (выворачивание, набивание, набивочное отверстие, оформление). Понятие «зеркальные детали», «мягкое шарнирование».

Практические занятия (4часа)

Отрабатывать этапы последовательного изготовления плоской мягкой игрушки. Применить умение работать с эскизом в рабочей тетради. Применять навык изготовления лекал. Отрабатывать умение кроить ткань. Учиться кроить «зеркальные детали». Отрабатывать приемы выполнения ручных швов (шов «строчка»). Учиться выворачивать и набивать изделие (поролон). Учиться зашивать набивочное отверстие («стыковочный» шов). Учиться оформлять игрушку (прием «мягкое маркирование»). Отрабатывать умение декорировать изделие (наклеивание глазок, носика, завязывание бантика).

Тема 4.2 Котенок «Ушастик» (2 часа)

Понятие набивочные материалы (мягкие, сыпучие). Технология применения сыпучих набивочных материалов. Подбор материала, цветовой гаммы, вида шва, фурнитуры для работы (пуговицы). Технология и правила работы с мехом. Понятие «прямоугольник».

Практические занятия (4часа)

Отработка приема изготовление плоской мягкой игрушки. Применить навык рисования эскиза, изготовления лекал. Учиться определять направление ворса. Учиться кроить и вырезать детали из меха. Отрабатывать приемы выполнения ручных швов («петельный» шов). Отрабатывать прием «мягкое шарнирование». Применить умение использовать сыпучие материалы для набивки. Декорирование игрушки (отработка прима пришивания пуговицы – глазки, носик).

Раздел 5. Игрушки из меховых шариков(18 часов)

Тема 5.1 Гусеничка(1,5часа)

Понятия: игрушки из меховых шариков. Технология изготовления. Подбор материалов, фурнитуры, шва для работы. Понятие «круг», «помпон». Понятие «низание». Рисование индивидуального эскиза (количество элементов, пропорции игрушки). Эскиз игрушки из двух шариков. Подбор ткани (коротковорсового и длинноворсового) и фурнитуры (бусы). Раскрой по готовым лекалам. Подбор швов для работы.

Практические занятия (4,5часов)

Учиться рисовать эскиз по индивидуальному замыслу. Применить знание цветосочетания. Применять навык изготовления лекал. Отрабатывать приемы кроя меховых деталей. Учиться вырезать круглые детали из меха. Учиться изготавливать меховые шарики «помпоны».

Отработка приема «через край». Учиться соединять детали изделия в «цепочку» (прием «низание»). Применить умение декорировать игрушку.

Тема 5.2 Снеговик (1.5 часа)

Понятие «пирамида». Технология изготовления игрушек из меховых шариков разной величины. Подбор материалов, фурнитуры (бусы, вязальные нити, картон, выбор шва для работы. «Соединительный шов», технология выполнения.

Практические занятия(4,5часа)

Отработка приема изготовление мягкой игрушки из шариков. Учиться рисовать эскиз (три круга разной величины). Применять навык изготовления лекал. Отрабатывать умение кроить и вырезать круглые детали из меха. Отрабатывать умение изготавливать меховые помпоны разной величины. Применить умение использовать в набивку сыпучие материалы (крупа, грануляж). Учиться соединять помпоны в пирамиду от большего к меньшему(«соединительный» шов). Декоративное оформление (изготовление носа из картона, веник из пряжи). Придумать и рассказать зимнюю сказку.

Тема 5.3 Собачка (1,5часа)

Понятие «дополнительные детали», «основа игрушки». Подбор ткани, меха, фурнитуры (бусы, бантик, видов швов для работы. Прием «стягивание», технология выполнения.

Публикации по теме:

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Календарно – тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа) 1 четверть – 9 ч 2 четверть – 7 ч 3 четверть – 11ч 4 четверть –.

Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье» Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и здоровье» Выполнила: Гончарова О. А. Новокузнецк Содержание Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа «Мои первые английские приключения». Возраст детей: 6–7 лет Пояснительная записка Актуальность Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык.

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности для детей 5–7 лет «Волшебный мир рисования» Пояснительная записка Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в.

Дополнительная образовательная программа «Юный пешеход» Возраст детей: 3–4 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК» Возраст детей: 3 – 4 года Срок реализации:.

Фотоотчёт «Праздничная программа с участием детей с ограниченными возможностями»Фотоотчёт «Праздничная программа с участием детей с ограниченными возможностями» 3 декабря более двадцати лет отмечают Международный день инвалидов. В этот день не будет лишним напомнить всем о том, что среди нас живут.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Программа для людей с ограниченными умственными возможностями «Основы музыкальной культуры» Пояснительная записка Одной из важнейших задач сегодняшнего дня, является улучшение адаптации людей с ограниченными умственными способностями.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности "Я рисую", рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 15:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД