Приложение МААМ

«В мире природы». Викторина для педагогов.

Ирина Бойчук
«В мире природы». Викторина для педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Приобщение педагогов ДОУ к экологическим и социокультурным ценностям родного края.

Задачи:

1. Развивать

- интерес к природе родного края;

- творческий потенциал;

- умение делиться педагогическим опытом;

- умение «работать» в команде единомышленников.

2. Повышать компетентность по вопросам гражданского и экологического воспитания детей.

3. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов.

Публикация «„В мире природы“, Викторина для педагогов,» размещена в разделах

4. Создать атмосферу сотрудничества, творчества, делового партнерства.

Оборудование и материал:

Проектор, презентация, ноутбук.

Колокольчики – 2.

Фишки, розетки.

Условия проведения викторины : соблюдение последовательности:

1. На экране появляется вопрос.

2. Команды обсуждают варианты ответов.

3. Команды отвечают (команда, которая первой будет готова).

4. На экране появляется правильный ответ.

5. За правильный, обстоятельный ответ команда получает фишку (балл).

Ход деятельности:

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники викторины «В мире природы». Убеждения, характер человека формируются с детства. Одной из главных задач, стоящих перед нами – воспитать у детей любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к родному краю. Но достичь этого можно и только в том случае, если мы будем знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное, учить наслаждаться пейзажами родных мест, беречь и охранять родную природу, заботиться о ее чистоте.

(Предложить сформировать 2 команды, используя жеребьевку; дать название командам).

Ведущий: Участникам команд предлагаю проявить активность, любознательность, эрудицию, а также умение работать в команде. Оценивать ваши ответы будет уважаемое жюри (представление жюри). За правильный ответ присуждается один балл - одна фишка. Команда, набравшая большее количество фишек, побеждает в игре.

Правила игры: после того, как на экране появляется вопрос, команды приступают к обсуждению вариантов ответа. Команда, которая первая приготовится держать ответ первой, звенит в колокольчик. Другая команда после ответа может внести существенное дополнение и получить фишку.

По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.

(Команды приветствуют друг друга. Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»).

Ведущий: Викторина начинается!

I раунд «Наш край».

1. Назовите отличительные особенности родного края (Кольского полуострова, Мурманской области).

Мурманская область занимает Кольский полуостров и прилегающие участки материка. Мурманская область граничит на юге с Республикой Карелией, на юго-западе и западе – с Финляндией. Мурманская область омывается Баренцевым и Белым морями. Мурманская область занимает Кольский полуостров. Северный берег полуострова высокий, обрывистый, южный берег – низменный, пологий. В западной части полуострова горные массивы: Хибины. Главные реки: Поной, Варзуга, Умба, Нива, Тулома. На территории области находится большое количество озер (Имандра, Умбозеро, Ловоозеро).

2. В пределах каких природных зон расположена Мурманская область?

Территория Мурманской области лежит в пределах двух природных зон – тундры и лесов умеренного пояса. На границе между ними – лесотундра. Тундра занимает северное побережье области, примерно 20% территории края. С северо-запада на юго-восток она идёт полосой 20-30 км, постепенно расширяясь. Основную площадь занимают леса умеренного пояса. В основном они редкостойные, невысокие. Встречаются сосновые, еловые, берёзовые и смешанные леса. Среди кустарников много ягодных, в лесах – обилие грибов (подосиновики, подберёзовики, волнушки, сыроежки, немало в лесах и лекарственных растений. Кольский полуостров – единственный из районов нашей страны, где тайга шагнула за Полярный круг. Правда, тайга у нас не отличается разнообразием древесных пород, высокой продуктивностью насаждений. Леса на Мурмане преимущественно редкостойные, породный состав их не богат: сосна, ель, берёза. Благодаря отсутствию в Мурманской области сплошных зон вечной мерзлоты на Кольском полуострове произрастают леса – самые северные в мире.

3. Что такое Арктика?

Арктика – это северная полярная область земного шара. Северный Ледовитый океан – белая безмолвная пустыня. Вершина Земли – Северный полюс. Здесь никогда не тают льды и снега, здесь круглый год трещат морозы, воют и стонут ветры. Арктика – это плавучие льды толщиной до 4 метров; это торосы – нагромождение обломков льдин высотой до 5 метров; это айсберги и ледяные острова (ледники, оторвавшиеся от суши. Арктика – это часть суши, покрытая ледниками и подземными льдами; это острова и горы.

4. Что такое Гольфстрим?

Это главное теплое течение Земли, которое формирует погодные условия на прилегающих к Атлантическому океану территориях. Он делает скандинавские страны пригодными для проживания и поддерживает теплый климат в европейских странах. И если Гольфстрим остановился, то нас ждет наступление Ледникового периода. В первую очередь, льдом покроются Англия и Ирландия, северные штаты Америки и Канады, затем резкое похолодание накроет Северную Америку, Европу и Азию. Люди будут вынуждены переселяться в более теплые места. Холод, миграции, неурожай и, как следствие, голод приведут к вымиранию примерно двух третей всего человечества.

5. Что такое «Лапландия»?

Страны «Лапландия» официально не существует. Ее территория поделена между четырьмя государствами: Финляндией, Норвегией, Швецией и Россией (Кольский полуостров). Лапландия – это культурный регион, который традиционно населяли саамы, иногда их еще называют лопарями. В «царстве вечной зимы» Лапландии на самом деле 5 времен года: суровая зима, мягкая весна и осень, недолгое лето и таинственный сезон ночных сумерек – Каамос ( дословно: «полярная ночь»). С декабря по январь он окрашивает окрестности в необыкновенный синий цвет, что делает атмосферу Рождественских праздников в Лапландии еще более волшебной. Лапландия известна, прежде всего, как родина Санта-Клауса, по саамски – Мунь Каллсы. Считается, что Санта-Клаус долгое время жил у самой границы с Россией, на «Горе-ухо» (Корватунтури, но с 1985 года переселился поближе к Северному Полярному Кругу. Теперь его «официальная резиденция» находится неподалеку от столицы Лапландии, города Рованиеми, в Деревне Санта-Клауса. Здесь у него есть собственная почта, которая принимает миллионы писем от детей каждую зиму, и даже парк развлечений – Санта-Парк.

6. Хибины – это… (продолжить предложение).

Хибины – это крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — около 390 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными снежниками. Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200,6 м над уровнем моря). В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр. У подножия расположены города Апатиты и Кировск. У подножия горы Вудъяврчорр — Полярно-альпийский ботанический сад-институт. На территории Хибинского массива в настоящее время установлено около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность, 110 не встречаются нигде больше. Своеобразие геохимии Хибинского массива ведет к накоплению редких минералов и создает месторождения совершенно новых полезных ископаемых. На территории Хибинского массива расположены крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд. Основными минералами, добываемыми в Хибинах, являются: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит.

II раунд. «Животный мир Севера»

1. Действительно ли животный мир Кольского полуострова разнообразен?

Животный мир Кольского полуострова разнообразен. Здесь водятся таежные и тундровые животные:медведь, волк, заяц, куница, лисица, белка, лось, северный олень, росомаха, песец, лемминг-пеструшка, ондатра, норка, бобер. На полуострове около 200 видов птиц. Очень много морской птицы: чаек, кайр, чистиков, тупиков. В тундре живет белая и тундровая куропатки, в лесах - рябчик, глухарь, тетерев. На озерах гнездятся десять видов уток, гуси, лебеди. Кольский полуостров - район, где очень много комаров, мошек и оводов. Озера и реки Кольского богаты рыбой. В них водятся: щука, окунь, голец, ряпушка, хариус, сиг и другие. Особенно ценна семга, промысел которой издавна ведется на полуострове, в крупных озерах встречается кумжа.

2. Кого величают хозяином леса? Почему?

Бурый медведь – самый крупный и сильный хищник, живущий в лесу. Неудивительно поэтому, что его величают хозяином леса. Бурый медведь весит 200-300 кг, но встречаются и великаны – их вес достигает 600 кг. Иногда о человеке с неуклюжей походкой говорят: «Он ходит как медведь». Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, медведь очень быстр и поворотлив, он способен догнать даже лошадь. Медведь не боится воды и отлично плавает, может проплыть больше 10 км. Умеет бесшумно передвигаться, несмотря на большой вес. Свои владения обходит в полной тишине. Бурый медведь ведет в основном ночной и сумеречный образ жизни, но может кормиться и среди белого дня. В конце концов, он – хозяин леса: когда пожелает, тогда и станет расхаживать по своему лесу. Кто ему запретит?

3. Какое животное северного леса самое высокое?

Лось — самый крупный представитель в семействе Оленевых. Он также является самым высоким после жирафа копытным животным. Но если жираф достигает такой высоты за счет длинной шеи, то лось истинный великан. длина тела может достигать 3 м, высота лося переваливает за 2 м, вес составляет 500-600 кг. Туловище лося относительно короткое, а вот ноги очень длинные. Мордой лось тоже не похож на собратьев. Голова у лося большая и тяжелая, морда длинная, большая верхняя губа немного нависает над нижней. Рога у лося характерной формы: основание рога (ствол) короткий, от него вперед, в стороны и назад полувеером расходятся отростки, ствол соединен с отростками уплощенной частью — «лопатой». За эту форму лось получил прозвище «сохатый».

4. Живет ли заяц – беляк на Севере?

На север зайцы-беляки заходят намного дальше, чем зайцы-русаки, и живут большей частью в лесах, хотя нередко встречаются и в безлесной тундре. Но и тут выбирают тундру кустарниковую. Зайцы-беляки не имеют постоянного логова. Только зимой в сильные морозы они делают в снегу небольшие норки. В тайге зайцы-беляки устраивают глубокие норы - до 8 метров - и используют их как постоянные убежища: спят в них, прячутся при опасности. Но это - нетипично для зайцев. Обычно они залегают на дневку в любом подходящем месте, где-нибудь под деревом, в кустах, а зимой - просто на снегу. Заяц-беляк обитает на всей территории Кольского полуострова. Самки зайцев-беляков в среднем крупнее самцов, по окраске не отличаются. Лапы у зайца-беляка покрупнее и ступни, особенно зимой, из-за густой шерсти на них, получаются гораздо шире. Благодаря этой шерсти зайцу легче бегать по снегу: он бежит, как на снегоступах, и не проваливается. Теплую и мягкую перинку зайцы постоянно носят с собой – на животе у них шерсть гуще, чем на других местах. Считают, что заяц самый трусливый зверек в лесу. Даже говорят: «Труслив, как заяц». Но на самом деле заяц умен и хитер, просто главное его спасение – в сильных и быстрых лапах. Кормятся зайцы в сумерках и ночью, а днем ложатся на «лежку». И вот тут-то проявляют свою хитрость. Перед тем, как залечь, заяц развернется и пробежит назад по своему следу с полсотни метров, (это называется «сдвойка»). А потом как прыгнет в сторону от следа на пару метров! (Это уже «скидка»). Отбежит в сторону и заляжет под кустом головой к своему следу. Спит с открытыми глазами, чтобы увидеть врага заранее. А тем временем лиса бежит по заячьему следу, носом водит. У зайца лапы сильно пахнут. А у лисы нюх тонкий. Бежит она и добегает до «сдвойки». След кончается, а зайца нет! Если бы лиса читала след глазами, она увидела бы, что он двойной. Но она доверяет только своему носу. А заяц лежит в стороне, видит лису издалека и думает – только бы она не нашла его «скидку», тогда уж придется улепетывать! Вот ведь какой заяц хитрец, а вовсе не трусишка!

5. Как полярный волк приспосабливается к северным условиям обитания?

У полярного волка есть все, что нужно для существования в Арктике: теплая, не пропускающая ветер шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх. От серого обитателя чащи полярный волк отличается поджаростью и теплой, почти белой шубой. По своей природе волки тянутся друг к другу, помогают себе подобным и при этом жестко соблюдают иерархию, на вершине которой стоят вожак и его избранница; самец во главе стаи имеет побольше полномочий, чем его волчица, а всяк зверь рангом пониже хорошо знает свое место и статус. Если с вожаком или волчицей-матерью что-то случится, освободившееся место достанется кому-то другому, но конкуренция за место во главе стаи редко приводит к драке: волки понимают, что выяснение отношений такого рода может вывести из строя незаменимую в охоте "боевую единицу", и потому противостояния членов одной стаи носят чисто символический характер. Впрочем, любой волк, занимая свою нишу в стае, хотел бы подняться повыше, и когда вся стая собирается вместе, начинаются сложные ритуалы, в ходе которых звери проверяют, должен ли оставаться прежний порядок. Случается, что в такой игре кто-то оттесняет вожака, и тот, оказавшись на заднем плане, не всегда может смириться с поражением и навсегда уходит из стаи. Полярный волк — очень заботливый родитель. Но о малышах также заботятся и другие члены стаи. Если мать уходит на охоту, то молодые волки следят за детёнышами. Когда корма мало, волчат подкармливает вся стая, отрыгивая им в пасти пищу. Два или три месяца спустя волчата уже могут трусить вслед за стаей, и все волчье семейство покидает логово. Волчьи отпрыски пребывают при родителях несколько лет, осваивают премудрости охоты и по прошествии времени уходят, чтобы обзавестись собственными стаями. Волков можно назвать приспособленцами - они едят все, что можно поймать, и всех, кто слабее их. Летом в рацион волков, как это ни странно, входят птицы, лягушки, жуки и даже вегетарианские блюда из лесных плодов и лишайников. В осенний и зимний период стая мигрирует в более пригодные для корма районы. Она движется на юг вслед за северными оленями. Эти животные, а также овцебыки являются основной крупной дичью, которую добывают полярные хищники. Едят они также полярных зайцев и леммингов. Погоню за жертвой волки ведут умело, используя засады, смену гонщиков. Особенности успешно волки охотятся на оленей весной, когда наст подтаивает, олень проваливается в снегу и хищник быстро настигает жертву. Умный хищник старается избегать встречи с человеком. Пути человека и волка пересекаются на одном объекте - северном олене. Нельзя допустить того, чтобы конфликт дикого зверя и человека перерос в слепую, злобную войну на полное истребление зверя, как это было в других странах.

6. Живут ли в Красной книге Мурманской области бобры?

Речные бобры находятся под охраной. Речной бобр – наиболее крупный грызун (длина 75 – 100 -120 см, вес обычно 13 – 20 кг, иногда до 28 кг). Голова округлая, глаза и уши маленькие. Короткие передние ноги хорошо приспособлены для рытья нор, а относительно длинные задние снабжены плавательными перепонками. Плоский, покрытый роговыми пластинками хвост составляет примерно 1/3 длины животного. Окраска от рыжеватой до почти черной. Хорошо плавают и ныряют. Бобры заселяют спокойные речные плесы, глубиной более метра, с высокими, не слишком каменистыми берегами и подступающими к воде березняками и ивняками. Активно создают крупные пруды, перегораживая плотинами ручьи в пологих долинах. Главный корм летом и в начале осени – травы, в остальное время – кора и ветки березы, побеги ивы. Живут оседло, семьями или поодиночке. Молодые покидают родителей летом на третий год жизни и мигрируют по ручьям и рекам, чтобы основать новые поселения.

Бобрята (1-5) рождаются в конце мая – июне. Дело в том, что бобр живет в воде и зимой ведет активный образ жизни. Для этого бобру нужна запруда, достаточно глубокая, чтобы она не промерзла зимой до самого дна. Вот для того, чтобы увеличить глубину речки или пруда, где живет бобр, он и строит плотину, поднимающую уровень воды. В конце лета или осенью бобр запасает еду себе на зиму. Бревна, ветви, кусты срезаются и складываются неподалеку от хатки. Эти склады иногда оказываются больше 1 метра в высоту и насчитывают сотни ветвей и молодых деревьев.

7. Какая птица меняет на зиму цвет оперенья?

Полярная или Белая сова - это практически самый крупный пернатый хищник Заполярья. И действительно тут есть чему удивиться. Некоторые самки в длину бывают до 70 см и весом более 3х килограмм, а размах крыльев превышает полутора метров. Самцы несколько меньше по размеру, тоже имеют очень грозный вид. А из-за того, что сова покрыта толстым оперением, она кажется просто огромной. Толстое рыхлое оперение является своеобразной воздушной прослойкой уменьшающей потерю тепла. Голова у полярной совы круглая, а глаза ярко-жёлтые. На голове небольшие ушки, которые иногда почти не видны. Клюв и когти черного цвета. На лице перья почти полностью закрывают клюв, оберегая его от переохлаждения, а лапы закрыты перьями настолько, что когтей почти не видно. Все это позволяет сове переносить самые суровые морозы. Так как совы - хищники, то они ведут одиночный образ жизни. Только в мае совы разбиваются на пары, которые существуют всего один сезон, до того, как подрастут птенцы. Они устраивают гнезда обычно просто на земле среди камней, устилают его пухом, и самка откладывает яйца. Много названий у этой птицы. Ученые называют ее белой совой – за цвет оперения, полярной – за то, что гнездится только в высоких широтах, а якуты зовут ее ласково – «снежная бабушка».

III раунд «В мире искусства»

1. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»1889 г.

Какие формы работы можно использовать с детьми по развитию интереса к родному краю?

«Утро в сосновом лесу» - одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.

Картина "Утро в сосновом лесу" - очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу.

2. И. Левитан «На Севере».

Какие формы работы можно использовать с детьми по развитию интереса к родному краю?

Левитан на холсте изобразил суровую северную природу. Тут царица лесных просторов – ель. Но есть и соперница – сосна. На полотне мы видим северную реку и небо. Оно потрясающе красиво. Правда, не такое синее, а скорее всё серое, такое кудлатое из-за облаков. Облака отражаются в реке, а ввысь в небе устремились ели, ровные красавицы.

Фомы работы: рассматривание картины, составление рассказов, составление загадок, слушание музыки, «вхождение в картину», «наблюдение в подзорную трубу» и пр.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Спасибо всем за участие, плодотворную работу, умение поделиться педагогическим опытом, умением работать в команде.

Только такие неравнодушные, талантливые, грамотные педагоги смогут воспитать настоящих знатоков родного края и патриотов своей Родины!

Награждение команд и самых активных игроков призами и медалями «Знатоки родного края».

Публикации по теме:

Литературная викторина для детей старшего-подготовительного возраста «В мире сказок». .

Литературная викторина для детей старшего-подготовительного возраста «В мире сказок». .

Малыши в мире природыМалыши в мире природы рирода — источник неиссякаемого духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают.

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «В мире профессий» Уважаемые коллеги! Предлагаем вам стать участниками нашего мастер-класса, сегодня мы представим вам те методы, формы и приёмы, которые.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки природы» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Викторина для детей старшей группы по экологии «Путешествие в мир природы» Викторина «Путешествие в мир природы» Цель: Обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе..

Викторина для педагогов «В народе о природе» Викторина для педагогов: «В народе о природе» Цели: 1. Расширение кругозора и знаний по окружающему миру, раскрыть важность использования.

Викторина для подготовительной к школе группы «В мире сказок и чудес» Цель: - Закрепление и расширение знаний сказок детьми подготовительной к школе группы. Задачи: - Закрепить и расширить знания детей о сказках;.

Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Цель: Систематизировать знания детей о природе. Задачи: 1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях. 2. Продолжать совершенствовать.

Экологическая викторина для старших дошкольников «Знатоки природы» Экологическая викторина для детей старших дошкольников «Знатоки природы» Задачи: формировать навыки экологической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В мире природы». Викторина для педагогов.
Опубликовано: 25 мая 2017 в 15:44
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В мире природы». Викторина для педагогов.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бойчук (УИ 353542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД