Ольга Мякушина
«В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие «В саамской деревне…» старшая группа.
Автор: Мякушина Ольга Александровна музыкальный руководитель МБДОУ г. Мурманска № 80.
Цель: Познакомить детей с культурой коренных жителей Кольского полуострова.
Задачи:
1. учить детей слушать нетрадиционную вокальную музыку;
2. учить петь протяжно, чётко произносить слова, передавая характер музыки;
Публикация «„В саамской деревне“, Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
3. формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
4. воспитывать интерес к истории и культуре родного края, обогащать музыкальные впечатления детей.
Материал: саамский костюм, муляж костра, проектор и экран для показа картинок, варган, маска волка, 4 обруча.
Ход занятия:
Дети входят в зал. На экране изображение саамской деревни.
М. Р. : Здравствуйте дети. Сегодня я приглашаю вас посетить саамскую деревню. Кто-нибудь знает, кто такие саамы?
Ответы детей
М. Р. : Саамы – это малочисленный народ Крайнего Севера. Жили и живут они в Мурманской области. Устаревшее название этого народа - «лопари».
Посмотрите на следующую картинку (на картинке изображена саамская семья с оленем). Как вы думаете, чем занимаются саамы?
Ответы детей
М. Р. : Саамы – оленеводы. Это значит, что они выращивают оленей. Сейчас я хочу познакомить вас с игрой, которая называется «Важенка и оленята». (выбрать одного волка). Волк до слов «Волк идёт» сидит в сторонке, а остальные, подняв ручки над головой и сложив ладошки вместе тыльной стороной, изображают оленят – бегают под музыку по всему залу врассыпную, высоко поднимая колени. Когда звучат слова «Волк идёт» - «волк» должен догнать «оленят». А «оленята» прячутся в домики-обручи. Игра.
Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, кто же такая «важенка», как вы поняли?
Ответы детей
М. Р. : Правильно, ребята, так называют самку северного оленя.
Посмотрите на следующую картинку: вы видите изображение настоящей саамской деревни. Эти необычные дома называются «кувакса». Повторите – кувакса. В доме посередине всегда горит костёр. Давайте и мы с вами представим, что находимся в куваксе и сядем у костра. (Дети садятся на пол вокруг костра). Саамы – кочевой народ. Как вы думаете, что это значит?
Ответы детей
М. Р. : На самом деле это значит, что лопари никогда не живут на одном и том же месте, они постоянно переезжают – кочуют. И для того, чтобы удобнее было перевозить с собой дома, куваксы делаются из легких, но прочных материалов. Посмотрите на изображение: основа куваксы – жерди, они покрываются оленьими шкурами. Внутри на полу тоже лежат оленьи шкуры. А наверху оставляют отверстие. Как вы думаете – для чего?
Ответы детей
М. Р. : Правильно, для того, чтобы дым от костра выходил наружу. Молодцы!
(показ костюма) Это – национальный саамский костюм. Что нашито впереди?
Ответы детей
М. Р. : Правильно – это солнце. Так как саамы северный народ, то им, как и нам с вами, не хватает солнца. Поэтому в украшениях и одежде присутствуют солнечные символы.
Сейчас я хочу рассказать вам немного об одном интересном музыкальном инструменте и необычной технике пения. (показ варгана) Этот музыкальный инструмент называется «варган». Повторите вместе - «варган». Послушайте как он звучит (игра на варгане). Понравилось? Но варган – это не единственная особенность саамского народа. Есть еще очень интересная техника исполнения песен – горловое пение, когда звук зарождается в глотке и гортани. Послушайте небольшой музыкальный отрывок. Вы сможете услышать, как используется в музыкальных произведениях варган, и та самая особенная техника горлового пения. (Слушание) Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?
Ответы детей. Пробуют петь в технике горлового пения.
М. Р. : Немного мы засиделись, поэтому давайте разомнём наши ручки. (пальчиковая гимнастика «Гном и гром»). Не случайно мы сейчас про гномика вспомнили. Есть у саамов сказочное существо – гномик Чахкли. Посмотрите на картинку. Это маленькие человечки, ростом не больше годовалого ребенка. У них есть свои маленькие куваксы, олени. Ходят они голыми, даже в самый сильный мороз. Чахкли очень веселые и любят над людьми подшучивать. Послушайте песенку про этих озорных гномиков (исполнение песни «Гномик» стихи О. Вороновой, перевод В. Смирнова, муз. В. Матвеева). Я предлагаю вам разучить первый куплет этой песенки (разучивание первого куплета, разбор непонятных фраз).
М. Р. : Ещё я хочу вас познакомить с танцем, который называется «Льдинки, ветер и мороз». Для этого нам нужно встать парами. На первую часть музыки, приседая, поднимаем поочередно правую и левую руки вверх, затем две вместе, через стороны опускаем. «Позвонили» у ушка. На вторую часть музыки «льдинки» разлетаются по залу врассыпную. На третью часть музыки, после слов «мороз», вы снова в парах кружитесь, держась за правые руки. (исполнение танца)
М. Р. : Вот мы и познакомились с некоторыми особенностями саамской культуры. Напомните мне, как называется саамский дом – кувакса, кто такая важенка – олениха, как называется этот музыкальный инструмент (показ) – варган, как зовут сказочного гномика – Чахкли. Молодцы! Все запомнили!
Я даю вам книгу писательницы Ирины Ядринцевой «Волшебный полуостров» про гномиков Чахкли. Вы её прочитаете, после чего на занятии нарисуете этих сказочных существ. А я обязательно их посмотрю. Спасибо за занятие, До свидания!