МААМ-картинки

«В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы

Ольга Мякушина
«В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексное занятие «В саамской деревне…» старшая группа.

Автор: Мякушина Ольга Александровна музыкальный руководитель МБДОУ г. Мурманска № 80.

Цель: Познакомить детей с культурой коренных жителей Кольского полуострова.

Задачи:

1. учить детей слушать нетрадиционную вокальную музыку;

2. учить петь протяжно, чётко произносить слова, передавая характер музыки;

Публикация «„В саамской деревне“, Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы» размещена в разделах

3. формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

4. воспитывать интерес к истории и культуре родного края, обогащать музыкальные впечатления детей.

Материал: саамский костюм, муляж костра, проектор и экран для показа картинок, варган, маска волка, 4 обруча.

Ход занятия:

Дети входят в зал. На экране изображение саамской деревни.

М. Р. : Здравствуйте дети. Сегодня я приглашаю вас посетить саамскую деревню. Кто-нибудь знает, кто такие саамы?

Ответы детей

М. Р. : Саамы – это малочисленный народ Крайнего Севера. Жили и живут они в Мурманской области. Устаревшее название этого народа - «лопари».

Посмотрите на следующую картинку (на картинке изображена саамская семья с оленем). Как вы думаете, чем занимаются саамы?

Ответы детей

М. Р. : Саамы – оленеводы. Это значит, что они выращивают оленей. Сейчас я хочу познакомить вас с игрой, которая называется «Важенка и оленята». (выбрать одного волка). Волк до слов «Волк идёт» сидит в сторонке, а остальные, подняв ручки над головой и сложив ладошки вместе тыльной стороной, изображают оленят – бегают под музыку по всему залу врассыпную, высоко поднимая колени. Когда звучат слова «Волк идёт» - «волк» должен догнать «оленят». А «оленята» прячутся в домики-обручи. Игра.

Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, кто же такая «важенка», как вы поняли?

Ответы детей

М. Р. : Правильно, ребята, так называют самку северного оленя.

Посмотрите на следующую картинку: вы видите изображение настоящей саамской деревни. Эти необычные дома называются «кувакса». Повторите – кувакса. В доме посередине всегда горит костёр. Давайте и мы с вами представим, что находимся в куваксе и сядем у костра. (Дети садятся на пол вокруг костра). Саамы – кочевой народ. Как вы думаете, что это значит?

Ответы детей

М. Р. : На самом деле это значит, что лопари никогда не живут на одном и том же месте, они постоянно переезжают – кочуют. И для того, чтобы удобнее было перевозить с собой дома, куваксы делаются из легких, но прочных материалов. Посмотрите на изображение: основа куваксы – жерди, они покрываются оленьими шкурами. Внутри на полу тоже лежат оленьи шкуры. А наверху оставляют отверстие. Как вы думаете – для чего?

Ответы детей

М. Р. : Правильно, для того, чтобы дым от костра выходил наружу. Молодцы!

(показ костюма) Это – национальный саамский костюм. Что нашито впереди?

Ответы детей

М. Р. : Правильно – это солнце. Так как саамы северный народ, то им, как и нам с вами, не хватает солнца. Поэтому в украшениях и одежде присутствуют солнечные символы.

Сейчас я хочу рассказать вам немного об одном интересном музыкальном инструменте и необычной технике пения. (показ варгана) Этот музыкальный инструмент называется «варган». Повторите вместе - «варган». Послушайте как он звучит (игра на варгане). Понравилось? Но варган – это не единственная особенность саамского народа. Есть еще очень интересная техника исполнения песен – горловое пение, когда звук зарождается в глотке и гортани. Послушайте небольшой музыкальный отрывок. Вы сможете услышать, как используется в музыкальных произведениях варган, и та самая особенная техника горлового пения. (Слушание) Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

Ответы детей. Пробуют петь в технике горлового пения.

М. Р. : Немного мы засиделись, поэтому давайте разомнём наши ручки. (пальчиковая гимнастика «Гном и гром»). Не случайно мы сейчас про гномика вспомнили. Есть у саамов сказочное существо – гномик Чахкли. Посмотрите на картинку. Это маленькие человечки, ростом не больше годовалого ребенка. У них есть свои маленькие куваксы, олени. Ходят они голыми, даже в самый сильный мороз. Чахкли очень веселые и любят над людьми подшучивать. Послушайте песенку про этих озорных гномиков (исполнение песни «Гномик» стихи О. Вороновой, перевод В. Смирнова, муз. В. Матвеева). Я предлагаю вам разучить первый куплет этой песенки (разучивание первого куплета, разбор непонятных фраз).

М. Р. : Ещё я хочу вас познакомить с танцем, который называется «Льдинки, ветер и мороз». Для этого нам нужно встать парами. На первую часть музыки, приседая, поднимаем поочередно правую и левую руки вверх, затем две вместе, через стороны опускаем. «Позвонили» у ушка. На вторую часть музыки «льдинки» разлетаются по залу врассыпную. На третью часть музыки, после слов «мороз», вы снова в парах кружитесь, держась за правые руки. (исполнение танца)

М. Р. : Вот мы и познакомились с некоторыми особенностями саамской культуры. Напомните мне, как называется саамский дом – кувакса, кто такая важенка – олениха, как называется этот музыкальный инструмент (показ) – варган, как зовут сказочного гномика – Чахкли. Молодцы! Все запомнили!

Я даю вам книгу писательницы Ирины Ядринцевой «Волшебный полуостров» про гномиков Чахкли. Вы её прочитаете, после чего на занятии нарисуете этих сказочных существ. А я обязательно их посмотрю. Спасибо за занятие, До свидания!

Публикации по теме:

Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского»Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского» Ход мероприятия:Музыкальный руководитель:Доброе утро,ребята! На новогоднем утреннике мы с вами исполняли шумовой оркестр на барабанах и.

Конспект и видео музыкального занятия «Ударный музыкальный инструмент-колокольчик» для старшей группы ДОУКонспект и видео музыкального занятия «Ударный музыкальный инструмент-колокольчик» для старшей группы ДОУ Ход занятия: Музыкальный руководитель Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым музыкальным инструментом,.

Конспект комплексного занятия «Литература о котах и кошках» для детей старшей группыКонспект комплексного занятия «Литература о котах и кошках» для детей старшей группы Конспект комплексного занятия "Литература о котах и кошках" для детей старшей группы. Цель: познакомить детей со стихотворением С. Городецкого.

Конспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группеКонспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группе Уже более 950 лет стоит на реке Немиге наш прекрасный город Минск. Ежегодно, во 2-ю субботу сентября, наш Минск отмечает день города. В.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна» Конспект комплексного занятия в старшей группе по теме: «Весна». Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной.

Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла»Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла» Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла» Тема: «Сказка в музыке» Цель: Развитие музыкальных способностей.

Конспект музыкального занятия «Осенние подарки», для детей старшей группы Конспект музыкального занятия «Осенние подарки», для детей старшей группы Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей.

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ «Музыка и время» для старшей группы Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ «Музыка и время» для старшей группыПредлагаю вашему вниманию конспект и презентацию к.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группыКонспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы Цель: Дальнейшее формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 13:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мякушина (УИ 1311025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД