Лучший педагог года

Проект во второй младшей группе «В стране тактильных и сенсорных ощущений»

Наталья Груздева
Проект во второй младшей группе «В стране тактильных и сенсорных ощущений»

Проект во 2 младшей группе № 6

«В стране тактильных и сенсорных ощущений»

МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара

Воспитатели: Груздева Н. Ю.

Актуальность.

Публикация «Проект во второй младшей группе „В стране тактильных и сенсорных ощущений“» размещена в разделах

Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Необходимо с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы.

Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.

Новизна.

Замечательная фраза «Книга – источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку, и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова. Незрячие дети – особенные дети. По мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым последствиям. Могут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи. Среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста. Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги.

В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

Продолжительность проекта:

долгосрочный:(5 месяца: октябрь – февраль).

Цель:

применение в работе с детьми нарушением зрения тактильной книги и тактильных дощечек для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики, а так же вовлечение в работу по созданию пособий родителей.

Задачи:

• Расширять представления детей об окружающем мире.

• Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

• Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

• Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

• Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов.

• Обогатить словарь детей новыми словами.

• Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обследование поверхностей с различной текстурой).

• Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Участники проекта: дети второй младшей группы №6,тифлопедагог, воспитатели, родители.

Формы реализации проекта:

Октябрь

-Беседа: «Что такое книга? Как нужно ухаживать за книгами?».

Цель:Закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность. Воспитывать любовь, интерес к книге.

-Анкетирование родителей «Книга в вашем доме».

Цель:Выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.

-НОД «Какие бывают книги».

Цель:Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг. Закреплять правила культурного обращения с книгами.

-Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет» Цель:Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

-Дидактические игры: «Собери мячи в ведерко», «Подбери предметы похожие по цвету», «Заплатка на ковер», «Бабочки цветы», «Домино», «Занимательная коробочка», «Пирамидка», «Украсим елочку».

Цель:Закреплять у детей умения группировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Помогает развивать мелкую моторику. Обогащает чувственный опыт ребёнка.

-Чтение сказок: Л. Н Толстой «Три медведя», К. Д Ушинский «Сказки», А. Плахотник «Мистер крококот и другие», Э. Успенский «Необычный слон», «Наш дом».

Цель:Воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно. Сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию соблюдений элементарны правил послушания. Развивать целостное восприятие: узнавать сказку по иллюстрации. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

-НОД (лепка): «Пусть всегда будет солнце».

Цель:Учить скатывать из пластилина «шарик», сплющивать его, дополнять работу деталями из трубочек для коктейля; учить детей наблюдать за солнцем и за настроением людей в солнечный день; обобщить знания детей об осени, её характерных признаках;

подвести детей к мысли о радости и пользе солнечного света; совершенствовать умения отвечать на вопросы; обращать внимание детей на изображение солнышка художниками при иллюстрировании книг; совершенствовать приёмы лепки, развивать мелкую моторику пальцев рук;

Ноябрь

-НОД (аппликация) «Ежик». Привлекать ребят к работе с бросовым материалом. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Цель: Воспитывать аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделки

-Сюжетно-ролевые игры: «В библиотеке».

Цель:Закрепить правила поведения в общественном месте, воспитывать бережное отношение к книгам, воспитывать отзывчивость и уважение к труду библиотекаря.

-Дидактические игры: «Угадай предмет», «Чудесный мешочек» «Четвертый лишний»,«Найди такой же», «Найди домик», «Узнай форму», «Разложим мишкам мисочки». Цель:Учиться обследовать форму предмета рукой. Учиться ориентироваться в форме предметов без участия зрительного анализатора.

-Рассматривание тактильных книг: М. Покровская «Капризная мышь»; Художник Нина Любавина «Царевна лягушка»; Художник Е. Даменцева «Братья Гримм», «Бременские музыканты»; Г. Х Андерсен «Огниво»; Шарль Перро «Кот в сапогах»; Братья Гримм «Беляночка и розочка».

Цель:Развивать целостное восприятие, учить обследовать изображение с помощью осязания. Познакомить с материалами, из которых сделаны изображения. Развивать мелкую моторику рук.

Декабрь

-Дидактические игры: «Сенсорные дорожки», «Шнуровка», «Рыбалка», «Завяжем куклам банты», «Разбитые тарелки», «Липучки», «Пуговицы».

Цель:Развивать мелкую моторику рук. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно с закрытыми глазами;

-НОД «В царстве царя -Разноцвета».

Цель:Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;

-Консультация для родителей «Этапы создания тактильной книги».

Цель:Познакомить родителей с технологической последовательностью изготовления тактильных книг.

-НОД (Лепка) «Зернышки для петушка».

Цель:Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом.

Январь

-Памятка для родителей «Основные требования к тактильной книге»

Цель:Познакомить родителей с требованиями необходимых при создание тактильной книги.

-Рассматривание книжек – игрушек: «На даче», «Как дойти до десяти».

Цель:Развивать целостное восприятие, учить обследовать изображение с помощью осязания. Познакомить с материалами, из которых сделаны изображения. Развивать мелкую моторику рук.

-Мастер - класс для родителей «Тактильные карточки».

Цель:Научить родителей, как самостоятельно изготовить игры - пособия для развития тактильных ощущений у детей младшей группы.

-Дидактические игры «Разложи по величине», «Мозаика», «Пуговицы», «Солнечный зайчик», «Где звонят?», «Найди лишний предмет», «Большой - маленький», «Что в мешочке?», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Самая длинная, самая короткая», «Дальше, ближе», «Собери».

Цель:Закрепить представления о форме, цвете, размере. Развивать зрительное чувство. Развитие слухового внимания. Учить соотносить предметы между собой, сравнивать их. Знакомить с величиной. Развитие тактильных ощущений.

Февраль

-Оформление выставки «Тактильные книги».

Цель:Привлечь родителей к творчеству. Обеспечить детям свободный доступ к тактильным книгам, для рассматривания иллюстраций, обследования изображений. Активизация родителей к совместной с педагогом в работе по развитию сенсорных эталонов.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление тактильных книг, карточек родителями на группу.

Ожидаемые результаты:

1. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

2. Формирование у детей знаний о внешних свойствах предметов: цвет, форма, величина).

3. Познакомить со способами действия с предметами (погладить, надавить, пощупать).

4. У детей пополнится словарный запас.

5. Дети знают правила культурного обращения с книгой

6. Понимание родителями важности своего участия в сенсорном развитии детей.

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 2005.

3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение.

4. http://www.tagillib.ru/bibliofeels_club/club_program/a_special_children_special_books/. Особенности тактильных рукодельных изданий и необходимые условия для их создания.

Публикации по теме:

Традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений (из опыта работы) Нетрадиционный метод развития мелкой моторики. Криотерапия - контрастная терапия (эффективна при ДЦП, дизартрии) Это воздействие на кисти.

Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений детей раннего возраста «Сенсорная панель»Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений детей раннего возраста «Сенсорная панель» Дидактическое пособие «Сенсорная панель» включает в себя 20 квадратиков на липучках с различными на ощупь материалами. Пособие предназначено.

Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Ёжики»Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Ёжики» Хочу вас познакомить с дидактическим пособием, сделанным своими руками,для развития тактильных ощущений. Это пособие можно использовать.

Конспект занятия по познавательному развитию «В стране ощущений» в средней группе .

Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений  Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами понимаешь, что одним из главных способов познания.

Проект по ПДД во второй младшей группе «В стране дорожных знаков»Проект по ПДД во второй младшей группе «В стране дорожных знаков» Манаева Ирина Проект "В стране дорожных знаков" Актуальность. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного.

Проект в первой младшей группе «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через использование дидактических игр» Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов,.

«Путешествие по стране смеха». Музыкальное развлечение во второй младшей группе Путешествие по стране смеха. Цель: Развить позитивное самоощущение, связанное с состоянием уверенности в себе. Задачи: * Доставить детям.

Развлечение по ПДД во второй младшей группе «В стране Светофории» Цель: Закрепить знания правил дорожного движения, напомнить правила поведения на улице, уточнить понятия о светофоре, пешеходном переходе,.

Сценарий развлечения по ПДД во второй младшей группе «В стране Светофория» Сценарий развлечения по ПДД во второй младшей группе «В стране Светофория»Подготовила воспитатель:Гафурова. Ю. И Цель: — Закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект во второй младшей группе «В стране тактильных и сенсорных ощущений»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 00:20
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД