Елена Булахтина
Валеологическое содержание работы в ДОУ для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ДОУ ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»
Новизна: заключается в том, что навыки здорового образа жизни формируются и закрепляются в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности детей, а также в самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
Цель: формирование у детей младшего раннего возраста осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивация к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Задачи:
-сформировать навыки ухода за телом;
-научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
Публикация «Валеологическое содержание работы в ДОУ для первой младшей группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
-дать основное представление о строении и функциях тела;
- формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
- формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Возраст участников: 2-3 года.
Состав участников: вся группа.
Срок реализации: в течении года.
Тип проекта: данный проект носит комплексный характер. Включает в себя исследовательско – творческую, познавательную и практическую деятельность.
Практические методы:
1. Создание здоровьесберегающей развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
2. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
Словесные методы:
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Заучивание стихотворений.
4. Дидактические игры.
5. Сюжетно - ролевые игры.
6. Подвижные игры.
7. Развлечения.
8. Моделирование ситуаций.
9. Консультации для родителей.
10. Наблюдения.
Наглядные методы:
1. Сбор фотоматериалов.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Чтение детской художественной литературы:
-Благинина Е. «Обедать»;
-«Знай своё тело», «Микробы и мыло»;
- Чуковский К. «Мойдодыр», «Федорино горе»;
- Барто А. «Девочка чумазая», «Купание»;
- Потешки «Водичка-водичка»;
- Михалков С. «Грипп», «Чудесные таблетки»;
- Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Результативность:
Все это позволит найти способы укрепления и сохранения здоровья детей данной группы.
Мы считаем, что приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, при условии постоянной работы над данной проблемой.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Используемые в работе по валеологическому образованию занятия, упражнения, игры, загадки и сказки помогли сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Дети учатся понимать, как надо себя вести и как не надо, чтобы сохранить здоровье.
Ход проекта. Актуальность.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в ранний период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
На современном этапе развития общества выявлены тенденции к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
У детей все чаще отмечаются значительные распространенность и выраженность нервно - психических нарушений, утомляемость, более низкая сопротивляемость организма. С каждым годом чаще фиксируется количество детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, хроническими патологиями, выше уровень агрессивности и конфликтности.
Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является собственной тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической и физкультурной образованности дошкольников.
Интеграция с различными образовательными областями:
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека);
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья);
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и жизни человека);
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
Выполнение проекта.
Формы работы :
Месяц Игровые задания и упражнения Совместная деятельность воспитателя с детьми
Сентябрь «Умоем куклу Таню». Правила гигиены.
Октябрь «Я – мальчик, я – девочка» «Девочка чумазая» дидактическая игра;
«Я вырасту, буду сильным» рассматривание картинок.
Ноябрь «Мои умные помощники» (для чего нужны руки, ноги). «Ручки-ножки» подвижная игра.
Декабрь «Здоровый образ жизни». «Витамины, полезные продукты и здоровый организм», рассматривание картинок.
Январь «Зимние забавы»
(рассматривание картины). «Одежда» рассматривание картинок.
Февраль «Если хочешь быть здоров». «Доктор» сюжетно-ролевая игра;
«Осторожно – лекарство».
Март «Как я устроен». «Мы разные» ( рассматривание друг друга: рост, величина ладошки).
Апрель «Режим дня». «Что мы делаем утром, вечером» - подвижная игра;
Рассматривание картинок.
Май «Если хочешь быть здоров». «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»
Подводя итог в данной работе, можно сказать, что проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной. Многие учё ные отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей.
В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека мало эффективен. Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного российского общества с присущими ему особенностями социально – экономического, научно – технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок – проблема первостепенного значения.
В конце проделанной работы мы ожидаем, что благодаря данным формам работы у детей возрастут знания о своем здоровье и физической культуре.
Библиография
1. Т. И. Бабаевой «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду», СПб. : «Детство-Пресс»-2000;
2. А. А. Вахрушев Здравствуй мир. Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей., М. : «Баласс»,2001;
3. А. С. Галанов «Игры, которые лечат», «Сфера» М. -2004;
4. Ю. Ф. Змановский Авторская программа «Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях». // Дошкольное воспитание. – 1993;
5. С. А. Козлова «Мой организм».- М. -2001;
6. С. А Козлова Я – человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М. -2003;
7. Л. М. Шипицина Азбука общения (основы коммуникации) : Программа развития личности ребенка, навыков его общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 2 до 6 лет) СПб. : «Детство-Пресс» - 1998.