Программа «Вальс — жанр танцевальной музыки»

Елена СМирнова
Программа «Вальс — жанр танцевальной музыки»

1. Краткая характеристика раздела основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

«От красивых образов мы перейдем

к красивым мыслям, от красивых мыслей

к красивой жизни и от красивой жизни

к абсолютной красоте.

Платон.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость.

Значимость музыкально – ритмической деятельности у детей дошкольного возраста отмечали ученые на разных этапах развития дошкольной педагогики. Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак – Далькроз(1865-1950).

Суть его методики состоит в развитии у детей музыкального слуха, памяти, пластики с помощью специальных упражнений. Карл Орф – в 1978 году создал систему тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов- притопов, хлопков, щелчков.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др

Создатели отечественной системы музыкально-ритмического воспитания (Н. Александрова, Е. Бабаджан, М. Метлов, Н. А. Ветлугина, и др.) выделяли музыкально-ритмические движения как отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которой осуществляется целенаправленное развитие чувства ритма, позволяющее в полной мере раскрыть творческие способности ребенка посредством танца, упражнений и творческих заданий.

Н. А. Ветлугина А. В. Кенеман, а в дальнейшем М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина, Е. Н. Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста.

Для развития музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста используют разнообразные парциальные программы музыкального воспитания Например, в программе музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной, главной задачей, является овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах, в разделе «Музыкально-ритмические движения «акцентирует на то, что именно музыкально ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений.

Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новооскольцева ориентирована на возраст детей от 3 до 7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» Буренина А. И. Цель программы: развивать ребёнка в возрасте от 3 до 9 лет, формируя средствами музыки и ритмических движений разнообразные умения, способности, качества личности.

Главная цель программы Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика».– привить интерес детей к хореографическому искусству. Развить их творческие способности посредством танцевального искусства и сформировать разностороннюю творческую личность. Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развиваются способности к самостоятельному творческому самовыражению.

Программа «Путешествие в страну хореографии» А. А. Матяшина предназначена для дополнительного образования в средней, старшей, подготовительной группы. Дошкольники знакомятся с историей танца, некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии от классики до современности.

Целью программы «В мире бального танца Автор Н. П. Циркова. - развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства, формирование пластики, культуры движений.

В последние десятилетия в системе дошкольного образования появились новые комплексные образовательные программы: «Развитие», «Детство», «Истоки», «Камертон», «От рождения до школы» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно – методическое обеспечение.

Данные мониторинга по освоению раздела «Музыкально- ритмические движения» детьми старшего возраста нашего детского сада показали, что детям трудно выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, нет уверенности в себе во время выполнения танцевальных движений, плохо развита координация движений, ориентировка в пространстве, отсутствует пластика рук, красивая осанка. Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении.

Данная методическая разработка предполагает серию занятий направленных на обучение детей основным движениям вальса, составлена на основе основной общеобразовательной программы в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой

Методическая разработка направлена на развитие музыкальной культуры, музыкальных, творческих способностей детей посредством танцевального искусства, определяет цели, задачи, содержание и предусматривает ожидаемые результаты.

2. Цели и задачи раздела

Цель: всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и индивидуальных качеств, средствами музыки и танцевального искусства.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей целостно воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

Познакомить детей с жанром «танец», дать понятие «Вальс»-жанр танцевальной музыки.

Познакомить детей с историей возникновения и развития танца разнообразием вальсовой музыки разных эпох и разных композиторов;

Учить узнавать вальс, во всех видах музыкальной деятельности; слышать и отмечать в движении музыкальные фразы, самостоятельно менять движения со сменой трехчастной музыки

Разучить основные элементы танца «Вальс»:

• основные элементы:

- «Шаг вальса». Ис. п.: стойка на носках. Выполняется на счет: «Раз, два, три». На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, слегка сгибая колено /мягко пружиня/ ; на «два, три» - два небольших шага вперед левой, затем правой ногой на носках /ноги прямые/.

Боковой приставной шаг с кружением по одному.

«Лодочка» с продвижение в бок, (шаг, шаг поворот и продвижение, мальчик спиной в круг, девочка снаружи).

приставные шаги другу к другу и поворот на 90 градусов.

переходной вальс.

• работа в паре:

положение рук в паре.

кружение парами.

• простые танцевальные комбинации.

Развивающие:

Формировать красивую осанку, выразительные, пластичные движения в танце.

Развивать чувство ритма, точность, координацию движений.

Развивать творческие способности детей, умение использовать знакомые движения в свободном вальсе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес,желание к исполнению бального танца- «вальса»

Воспитывать умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия

и освоения содержания раздела программы в соответствии

с возрастными особенностями

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития.

Восприятие происходит через зрение, слух, ощущения На музыкальных занятиях в детском саду мы говорим ребятам: музыка – «живая», в ней «бьётся сердце». Музыка умеет говорить, у неё своя, особенная речь, которую надо учиться понимать. Как всё живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зёрнышка, затем прорастает, развивается, приобретает определённую форму… А раз музыка живая, к ней надо относится, как к другу: уметь её услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. При знакомстве детей с вальсом учу детей слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

В восприятии произведений развивается -мышление. Так как в этом возрастной период преобладает наглядно – образное мышление, а к семи годам начинается формироваться словесно – логическое мышление, то при знакомстве с музыкальным произведением, с элементами танца, это поможет формировать у детей умение самостоятельно рассуждать, проговаривать правильность выполнения движений, давать характеристику музыки.

Полученная на основе восприятия информация далее фиксируется памятью. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений,возрастает быстрота, последовательности и точности запоминания движений в танце.

Значительный объём информации,хранящийся в памяти у ребенка способствует созданию представлений.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных ранее. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Поэтому планируя работу по знакомству детей с танцем, использую наглядность.

Тема методической разработки была выбрана не случайно. Мои наблюдения за детьми в НОД и в самостоятельной деятельности по освоению раздела «Музыкально-ритмические движения» показали, что детям трудно выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, нет уверенности в себе во время выполнения танцевальных движений, плохо развита координация движений, ориентировка в пространстве, отсутствовала пластика рук,красивая осанка. Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении.

Поэтому считаю, что методическая разработка раздела «Музыкально- ритмические движения» ,тема «Вальс- жанр танцевальной музыки» для детей старшего дошкольного возраста актуальна и необходима.

4. Ожидаемые результаты освоения детьми раздела основной

общеобразовательной программы.

Задачи Ожидаемые результаты

Образовательные:

Учить детей целостно воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

Познакомить детей с жанром «танец», дать понятие «Вальс»-жанр танцевальной музыки.

Познакомить детей с историей возникновения и развития танца разнообразием вальсовой музыки разных эпох и разных композиторов;

Учить узнавать вальс; слышать и отмечать в движении музыкальные фразы, самостоятельно менять движения со сменой трехчастной музыки

Разучить основные элементы танца «Вальс».

Дети определяют настроение, характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, форму).

Определяют жанр;

Имеют представления о жанре вальса.

Дети знают историю танца, называют композиторов.

Сравнивают характер конкретных произведений одного жанра, произведений с одинаковым названием;

Различают метро-ритмический рисунок вальса

Слушают музыку, самостоятельно начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкальной фразой.

Называют отличительные особенности вальса.

Выполняют основные элементы:

Развивающие:

Формировать красивую осанку, выразительные, пластичные движения в танце.

Развивать чувство ритма, точность, координацию движений.

Развивать творческие способности детей, умение использовать знакомые движения в свободном вальсе,

Дети исполняют движения выразительно, плавно и легко, держат правильную постановку корпуса, рук и ног.

Движения в танце более пластичные, легкие; свободно ориентируются в пространстве.

Умеют хлопать сильную долю в 3-х дольном размере, выделять метрический пульс, передавать ритм вальса в звучащих жестах (притопы, хлопки, шлепкит т. д.)

Импровизируют под вальсовую музыку самостоятельно, придумывают небольшие танцевальные композиции с атрибутами.

Воспитательные:

Воспитывать интерес,любви к музыке,желание к исполнению бального танца- «вальса»

Воспитывать умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

Проявляют интерес к бальным танцам. к музыке, желание станцевать вальс.

Соблюдают культуру общения, чувство такта в танце.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации.

Задача музыкального руководителя организовать музыкальную деятельность таким образом, чтобы полученные знания были результатом их собственных поисков.

Успешное решение поставленных задач на занятиях с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов, приемов обучения.

Развитие восприятия музыки и выразительного движения проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:

Принцип воспитывающего обучения.

Мы воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь.

Принцип доступности.

Заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний

и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.

Принцип наглядности.

Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это

образец. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала, освоение элементов танца.

Принцип сознательности, концентричности.

Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми, и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствую

осознанности восприятия музыкального произведения, передачи музыкального образа через движение.

Принцип прочности.

Закрепление знаний о танце, о музыке должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного

повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.

Принцип адаптивности, гибкости.

Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения репертуара, отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.

Принцип интеграции.

Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя,

музыкального руководителя инструктора по ФИЗО, психолога.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения в непосредственно – образовательной деятельности использую различные методы:

• наглядный,

• словесный.

• практический.

Наглядный метод может быть:

• наглядно-слуховым (исполнение музыки) В процессе прослушивания мелодии напоминала, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

• наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий). Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы. Приемы применения зрительной наглядности (картины, рисунки).

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетая восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Метод показа – разучивание новых движений.

Игровой метод – подбор игр отвечающие задачам занятия по возрасту.

Импровизационный метод – придумывания движений вместе с детьми.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Этапы обучения:

I этап –этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений.

II этап – углубленное разучивание;

III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.

Обучение на первом этапе направлено, на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают первичные сведения о характере музыки, о форме движений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.

Используются приемы

• Объяснение;

• Выразительное исполнение;

• Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Прием "вовлекающий показ" (по С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).

• Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

• Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

На втором этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Обязательно постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки. В результате активной работы педагога и детей на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).

Используемые приемы:

• Приём «погружения в музыку» ничего не показываю и не рассказываю. Только призываю внимательно "вслушаться в музыку" и попробовать пофантазировать: "А что это такое?" или "Кто это?" (Не обязательно сразу все конкретизировать, дети могут ответить на эти вопросы не словами, а движением). Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

• Приём исполнения музыки движением, жестом – зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, побуждаем ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально ­ритмического движения

Третий этап закрепления, совершенствования – образование двигательного навыка, перевод его в творческое самовыражение. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, проведения движений под различную музыку

Современные педагогические технологии.

Технология игрового обучения, которая лежит в основе обучения. Речь идет о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом. Каждая музыкальная игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание, что делает музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность.

Технология проблемного обучения. Основой данной технологии является постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Для сравнения использую контрастные произведения одного жанра (например, два вальса: «Лирический вальс» и «Вальс-шутка»

Д. Шостаковича).Ребенок берет на себя активную роль в поиске решения. в результате получает знания.

Информационно – коммуникационная технология позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей. Делает обучение детей более понятным и доступным, т. к. при применении презентаций дети с огромным желанием включаются в обучение танцевальному искусству.

Здоровьесберегающие технологии помогают сохранять и укреплять здоровье воспитанников в процессе образовательной деятельности. Их применение заключается в следующем: в соблюдении СанПиН; в создании обстановки доброжелательности, положительного настроя, ситуации успеха и эмоциональных разрядок, т. к. результат любого труда зависит от настроения, от психологического климата; в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастики, упражнений для правильной осанки и т. д.

6. Система знаний и система деятельности при освоении раздела.

Система знаний Система деятельности

- Дети знают музыку разных композиторов.

-Дети знают историю танца.

-Имеют элементарные представления о жанре танцевального искусства – вальсе.

-Умеют различать музыкальные жанры (полька,вальс современный танец) и выражают в движениях.

-Знают, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности: темп, (разнообразный)динамику (громко – тихо, регистр (высоко-средний -низко, ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии, различать 2-3 частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

-Умеют изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения.

- Выполняют основные элементы вальса.

-Умеют находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность.

Владея элементами танцевальной культуры дети становятся участниками доступных возрасту концертов и музыкальных спектаклей.

Посещая концерты, могут высказывать впечатления и эмоции от танца, музыкального произведения.

Благодаря многократному повторению детьми элементов вальса, запоминания техники выполнения движения, накапливается опыт практических действий. (репродуктивная деятельность)

Дети на основании предложенных элементов придумывают и исполняют танец, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. (продуктивная деятельность).

Охотно участвуют в танцевальных импровизациях.

Дети используя знания о вальсе придумывают свой танец на предложенную музыку, импровизируют (творческая деятельность).

Публикации по теме:

Новогодний танец «Вальс Снегурочки и Снежинок»Новогодний танец «Вальс Снегурочки и Снежинок» Уважаемые коллеги, предлагаю вам авторскую разработку вальса Снегурочки и снежинок к "Песне Снегурочки" Авторы музыки и текста М. Мокшенко.

Коллективная поделка «Зимний вальс»Коллективная поделка «Зимний вальс» Воздушные, танцующие снежинки сами по себе радуют глаз и украшают любой праздник. Представьте, что сказочные балерины превращаются в настоящих.

Конспект интегрированного занятия «Севастопольский вальс» 1. Вступительная беседа. -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие и проводим мы его в музыкальном зале. - Скажите пожалуйста,.

Конспект интегрированного занятия «Вальс цветов» .

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Танец для новогоднего утренника «Вальс снежинок» Описание танца для новогоднего утренника «Вальс снежинок» для детей средней группы музыка А. Варламова песня «Серебристые снежинки» Описание.

Сценарий танцевальной программы в детском саду «Году литературы посвящается» Составитель музыкальный руководитель Веревкина О. А. Сценарий проведения танцевального конкурса На сцену под музыку появляется Незнайка.

Стихи на мелодию «Прощальный вальс» Стихи,посвящённые выпускникам группы "Лучики" на выпускном вечере За поворотом четыре лошадки Лихо промчались,у нас не спросив, Вот уж.

Танец «Вальс» для детей 6–7 лет Видео Предлагаю вниманию коллег танец "Вальс", на музыку из мультипликационного фильма "Анастасия", для детей шести - семи лет. Этот "Вальс" мы.

Вальс с зимними веточками Исполняется под "Вальс до-диез минор" Ф. Шопена Дети стоят тройками по линии танца: две девочки по краям, мальчик между ними. Дети держать.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Программа «Вальс — жанр танцевальной музыки»
Опубликовано: 2 июня 2016 в 23:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»...
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке детей к...
Фотоотчет о празднике к Дню защитника Отечества в группе раннего развития
Фоторепортаж о празднике «День Защитника Отечества» в ясельной группе. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая...
Проект «Лэпбук — новое дидактическое пособие»
Проект "Лепбук - новое дидактическое пособие" Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера....
Конспект НОД во второй младшей группе «Зимние забавы»
Цель: Обобщение знаний детей о времени года – зима и о зимних развлечениях. Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах. Обогащать...
Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в...
Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок...