Екатерина Ивановна Сарайкина
Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста.»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребёнок развивается. Но такой эффект можно получить только при правильном проведении игр.
Игра - серьёзная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. В процессе игры расширяется кругозор, психические процессы, творческая способность, формируется характер и отношение к действительности, вырабатываются трудовые и познавательные навыки.
Публикация «Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Уже в младшем возрасте в процессе игры дети самостоятельно, по своему желанию общаются со сверстниками. В процессе игры формируются взаимоотношение, поведения детей. Очень важно, чтобы в процессе игры воображение ребёнка было направлено на осуществлении то или иной цели.
Выделяют несколько классов игр:
- творческие игры (по инициативе детей);
- дидактические игры (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
- народные игры (созданные народом).
В процессе творческой игры, дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры. Чаще всего берут за основу деятельность человека и отношения между людьми.
Творческие игры делятся на:
- сюжетно - ролевые игры;
- театрализованная деятельность;
- конструкторские игры.
Особое место занимает сюжетно - ролевая игра. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, например, когда мама готовить еду, или когда папа делает ремонт и т. д. Творческая игра наиболее формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитании.
Театральная деятельность делится на две группы: режиссёрские и игры — драматизации.
В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы.
Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей, это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.
Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя.
Дидактическая игра является методом обучения детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания ребёнка. Дидактическая игра бывают двух видов: игры — занятия и дидактическая игра.
В дидактической игре ведущая роль принадлежит воспитателю. Он использует разнообразные игровые приёмы, которые создают игровую ситуацию, передаёт детям определенные знания. Дидактические игры используются при обучении детей на различных занятиях.
Виды дидактических игр :
- Игры с предметами (используются игрушки и реальные предметы). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. С помощью этих игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цвет, величина и т. д.).
- Настольно - печатные (парные картинки, лото, пазлы и другие).
- Народные игры пришедшие к нам из очень давних времён.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.