Папки-передвижки

Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста

Елена Минаева
Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение темы "Влияния дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста" является актуальной на сегодняшний день.

Средства развития мыслительной деятельности детей активны и разнообразны. Во всестороннем развитии детей приобретение математических представлений имеет существенное значение. В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика играет особую роль в развитии интеллекта и личности ребенка.

Публикация «Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Важное место в обучении дошкольников математике отводится организации поисковой деятельности. Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса к учебной и поисковой деятельности является дидактическая игра. Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи, в игровой форме, сближают игровую и обучающую деятельность детей, о том какие благоприятные условия создают дидактические игры для реализации творческих проявлений детей.

Дидактические игры заключаются в своеобразных структурных элементах, которые характеризуются большой умственной активностью, где дети учатся анализировать, сосредотачиваться, развивают память, внимание, мышление, у них формируются способности сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Дидактические игры содержат в себе большие возможности в образовании детей. Поэтому считаю, необходимо знать функции дидактической игры и использовать их как средство развития математических способностей детей.

[Актуальное направление проблемы на сегодняшний день не вызывает сомнений, так как необходимо знать насколько полно удовлетворяются в образовательном процессе детского сада игровые интересы и потребности детей, каковы источники игрового опыта, позволяют ли существующие педагогические технология обеспечить выполнение структурных элементов дидактической игры, и как обогащаются математические знания и представления в дошкольном детстве – все эти вопросы нуждаются в серьезном изучении.

Вот поэтому, именно преобразовательная направленность выбранной темы "Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста" поддерживает интерес к моделированию, наглядному отображению результатов своей работы.

Исходя из этого, выдвинута цель работы , в которой заключается - повышать уровень математических знаний и представлений детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр.

Из чего определены следующие задачи:

1. Обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач при помощи дидактических игр.

2. Формировать знания и представления детей о множестве, числе, форме, величине, пространственных и временных отношений, используя дидактические игры.

3. Содействовать решению нравственного, эстетического воспитания детей в ознакомлении с математическими зависимостями и отношениями с использованием дидактических игр.

4. Развивать у детей умение понимать правила, последовательность действий, преодолевать трудности, добиваться результата, в решении задач математического содержания.

Для изучения темы существует необходимость подготовки и проведение предварительной работы:это создание условий для игровой деятельности детей по математике с использованием дидактических игр и тесное совместное сотрудничество с родителями в условиях детского сада.

В создание игровой развивающей среды, для развития математических представлений детей дошкольного возраста входит организация игротеки в группе «Уголок занимательной математики» - это наличие дидактических игр математического содержания на развитие умений сравнивать, воссоздавать, изменять, упорядочивать, классифицировать, сопоставлять, варьировать. Руководство играми в уголке направлено на поддержание и развитие у детей интереса к дидактическим играм математического содержания.

Зонирование предметно развивающей среды дает возможность детям иметь пространство дошкольного учреждения, возможность активно в соответствии с желаниями и интересами свободно выбирать и заниматься деятельностью, определять свое отношение к играм, не мешать друг другу.

Так же важна совместная работа с родителямипо формированию у детей математических представлений при помощи дидактических игр.

Для этого составлен план способов знакомства родителей с педагогическим и практическим материалом дидактических игр математического содержания.

Для организации работы с родителями осуществляется подбор разнообразного тематического материала для проведения совместных мероприятий.

Говоря об играх математического содержания, даются рекомендации по их изготовлению, советы, какие игры можно приобрести, советы о создании домашней игротеки, с целью вызвать у родителей желание самим разрабатывать и изготовлять игры.

Важное направление в работе с родителями это участие их в совместной деятельности с детьми, это изготовление разнообразного дидактического материала, его обновление, ремонт, пополнение игротеки, а так же участие в игровом процессе в дни открытых дверей.

В соответствии с образовательной программой "Детство", работа по формированию элементарных математических представлений содержит пять разделов.

Раздел количество и счет

Уже в раннем детстве дети знакомятся с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами.

С помощью дидактических игр дети учатся составлять группы из предметов, дробить группы, выделяя отдельные предметы. Дидактические игры - "Ударь в бубен", "Магазин игрушек", "Разные мячики", "Подарим игрушкам платочки" и др., помогают устанавливать равенства и неравенства множеств, называть количества словами – числительными. Выполняя различные операции с предметными множествами на основе использования игр, у детей развивается интерес к точному определению признаков, сравнению и группировке предметов, пониманию «много» и «один», нахождению равенства, составлению равных групп предметов и наконец определению цифровых знаков (игры - "Кто, что выберет из мешочка?", "Сбор урожая", в игре «Подарим игрушкам платочки, "Возьми столько же", "Столько же", "Закрой цветочек", "Медведь и пчелы", "Вагончики").

Игровые приемы на определение количественных отношений и понятий о натуральном числе активизируют мыслительную деятельность детей, повышают эмоциональный настрой, формируют активный интерес.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослый сможет помочь детям увидеть мир красок, уловить разнообразие цветовых тонов и сформировать у детей устойчивый зрительный образ цвета.

В различении и восприятии цвета, у всех детей сформирован устойчивый зрительный образ цвета, различают цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

В умении детей различать цветовые тона, используются игры на нахождение цвета по соответствию, подбиранию цвета к контуру, сравнению предметов по цвету, различению и подбиранию цветов путём сравнения (игры - "Воздушные шарики", "Спрячем рыбку", "Цветные фоны", "Бегите ко мне!", "Цветовое лото»

Использование игр на различение цвета помогают не только различать цветовые тона путем сравнения, но и видеть эти сравнения на расстоянии, развивая глазомер.

Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Восприятие и выделение формы не происходит само собой, этому нужно учить детей. Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их рукой и глазом одновременно – зрительным и осязательным путем. Для начала дети с помощью игр сопоставляют модели фигур, зрительно воспринимая и подбирая форму. Далее соотносят модели плоскостных фигур, различая и правильно называя некоторые геометрические фигуры, затем группировать фигуры по двум признакам цвету и размер. ("Что катится?", "Чей коврик лучше?", "Геометрическое лото", "Соберем бусы", "Найди такой же").

Правильно подобранные дидактические игры, закрепляют выделенные свойства и качества форм. У детей развивается интерес в экспериментировании с ними, в их обследовании.

Восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеет важное познавательное значение для детей. Дети в быту примитивно измеряют предметы, накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных мер измерения. Но внесение дидактических игр, помогает каждому ребёнку выполняя игровые задачи, использовать несколько игровых действий. Дети при помощи игр распознают различные величины, отражают свои восприятия и представления в словах (игры – "Разберем и соберем", "Раз, два, три – ищи", "Пирамидки", "Игра в поручения» учились воспринимать новые качества величины. Дети с интересом выполняют способы сравнения приложения и наложения, активны в сравнительном анализе предметов.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует обучения, основой которого является накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях.

Как только дети начинают передвигаться, они действенно знакомятся с пространством. Использование игр помогает детям лучше воспринимать задания на ориентировку. Под руководством дети ориентируются в окружающей обстановке по заданным направлениям взрослого, по плану помещения, от себя, на листе бумаги (игры - "На что это похоже?", "Кукла Маша купила мебель", "Кто знает", "Рисуем палочками").

В процессе обучения у детей имеются элементарные представления о близком и далеком пространстве, хотя вначале еще весьма конкретные, но опираясь на подобные конкретные представления, в результате личного игрового опыта, дети постепенно овладеют более широкими обобщениям.

Весь распорядок жизни детей является предпосылкой для формирования у них чувства времени и умения пользоваться соответствующими понятиями: пора, рано, сейчас, потом. Эти представления временных обозначений интенсивно развивается в процессе общения и игровой деятельности детей на протяжении дошкольного возраста. С использованием дидактических игр в обучении временным представлениям «А что потом?», «Когда это бывает?», «Наш день», «Разноцветный круг», «Угадай и назови» дети стали понимать назначением слов вчера, сегодня, завтра.

Использование игрового метода, позволило однообразный материал сделать более интересным для детей, придать ему занимательную форму.

Таким образом, детей необходимо заинтересовывать предстоящей работой, воспитывать у них интерес к получению знаний. Дети лучше воспринимают, понимают и запоминают материал, когда применяется дидактическая наглядность. Соответственно можно сделать вывод, что использование дидактических игр является эффективным средством в развитии математических представлений у детей.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 июля 2014 в 09:42
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Минаева (УИ 223853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД