Папки-передвижки

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников

Нестеренкова Оксана
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников

Содержание

Введение….

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью подвижных игр…

1.1Общая характеристика физических качеств…..

1.2. Значение подвижной игры для формирования физических качеств старших дошкольников….

1.3. Характеристика двигательной активности старших дошкольников…

Публикация «Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников» размещена в разделах

1.4. Влияние физического развития и физической подготовленности на систему физического воспитания старших дошкольников….

1.5Классификация подвижных игр в старшем дошкольном возрасте….

Выводы по первой главе…

Глава II. Педагогические условия определения уровня физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр….

2.1 Методы оценки физических качеств дошкольников…

2.2 Оценка физических качеств у дошкольников ….

2.3 Сравнительный анализ физических качеств во время проведения подвижных игр….

2.4 Система работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год ….

Выводы по второй главе….

Заключение….

Список литературы….

Приложения….

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящем ущерба организму выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).[1, 12]

В современном обществе огромное внимание уделяется развитию детей, в том числе развитию их физических качеств. Именно в детстве закладывается основа личности. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровое поколение – основа любого государства, именно поэтому выбранная тема работы является актуальной.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Актуальность выбранной темы обусловлена ещё и тем, что среди педагогов-теоретиков существует спор о том, на сколько физические качества зависят от врождённых факторов и есть ли необходимость их специального развития у дошкольников.

Исследованием по проблеме физической подготовленности дошкольников занимались Н. Лескова, Л. Ноткина, Е. Я. Бондаревская и др. ; тему проблемы развития физических качеств дошкольников исследовали В. Н. Занефский, З. И. Кузнецова, М. Х. Спаева; проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ уделяли внимание в своих работах Я. Э. Степаненкова, В. А. Страновского, Е. А. Тимофеева.

Объектом исследования проекта является влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.

Предметом исследования проекта выступают физические качества детей старшего дошкольного возраста.

Целью проекта является изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Исследовать исторические и теоретические аспекты проблемы;

2. Определить физические качества детей дошкольного возраста;

3. Классифицировать подвижные игры;

4. Составить систему работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год;

5. Систематизировать диагностические тесты на выявление уровня физических качеств у дошкольников.

Перед началом исследования выбранной темы выдвигалась гипотеза о том, что подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств дошкольников, как сила, ловкость, быстрота и выносливость. Но следует отметить, что положительно сказываются на развитии физических качеств только такие подвижные игры, в которых дети принимают активное участие, то есть, осуществляют сознательную деятельность.

В настоящее время медики обеспокоены тем, что дети физически не развиты. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось : снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Проблема исследования заключается в разработке и поиске новых методических подходах к использованию подвижных игр в развитии физических качеств старших дошкольников как основы их физической подготовленности. Разработка вопроса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы дипломной работы, заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов к использованию подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности.

Методы исследования проекта.

Теоретические:

- анализ педагогической литературы по теме исследования;

- интерпретация литературных источников;

- обобщение;

Эмпирические:

- наблюдение;

- тестирование;

- беседа;

- методы математической обработки данных эксперимента.

Проект проводился на базе МАДОУ № 64 «Искорка».

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью подвижных игр

1.1 Общая характеристика развития физических качеств.

Люди разговаривают на разных языках, но язык движения един для всех. Движение по праву считается одним из самых эффективных способов коммуникации, самовыражения ребенка, демонстрирующих его открытость миру. Двигательно-игровая форма организации образовательной деятельности предоставляет ребенку и возможность совершенствования собственной двигательной активности за счет обеспечения природной потребности в движении и игре, что поддерживает его эмоционально положительный тонус, а следовательно и уровень здоровья. [21, 2]

«Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов» - В. В. Гориневский. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.

Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. [10, 42] Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой или слабостью, подвижностью или инертностью и т. д., которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.

«Выигрывая в проявлении одних физических качеств, человек проигрывает в других» - С. Н. Рычков. [ 2; 12]

У детей с раннего возраста необходимо развивать физические качества. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими физическими качествами. С развитием силы, быстроты и ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость помогает детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления,соблюдение направления при ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные физические качества. [ 17; 19]

Далее рассмотрим наиболее важные физические качества личности.

Сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.

Сила – это способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений мышц) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.

В процессе жизнедеятельности мышцы человека, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются. Такая работа называется преодолевающей. Противодействуя какому-либо сопротивлению, мышцы при напряжении могут и удлиняться, например, если удерживать очень тяжёлый груз. В таком случае работа мышц называется уступающей. Оба эти режима объединяются под одним названием - динамического. Сила, проявляемая в движении, то есть в динамическом режиме называется динамической силой.

Быстрота - это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель.

Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы (ЦНС) и её двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата (НМА). Показатель, характеризующий быстроту (быстродействие) как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени (темп).

Скоростные качества человека определяются прежде всего такими факторами, как наследственность, возраст, пол, состояние нервно-мышечного аппарата (механизм, времени суток и др.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки, её интенсивности, или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.

Гибкость – это свойство опорно-двигательного аппарата, связанное со способностью к мышечной релаксации.

Гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорость движения, выносливость, увеличивая при этом затраты энергии и, снижая экономичность работы организма. Зачастую отсутствие гибкости приводит к серьёзным травмам мышц и связок.

Гибкость зависит и от пола. Так подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей примерно на 20-30%. Процесс развития гибкости индивидуализирован. Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно.

Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениями, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость.

Образовательная программа «Из детства в отрочество» нацеливает педагога на то, что приоритетными задачами в области физической культуры является охрана и укрепление здоровья детей, формирование правильных двигательных умений и навыков выполнения жизненно необходимых основных движений, развития физических способностей. [9; 24]

Образовательная программа «От рождения до школы» рекомендует создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников. [5; 87]

Комплексная образовательная программа «Истоки» ориентирует педагога на разностороннее развитие ребенка; обеспечение для всех детей равного старта развития; формирования универсальных способностей; сохранение и укрепление детского здоровья. [12; 31]

Основными задачами по физическому воспитанию детей комплексной программы «Радуга" являются: сохранять и укреплять здоровье детей и формировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; содействовать полноценному физическому развитию; приобщать детей к миру физической культуры. [12; 26]

1.2 Значение подвижных игр для формирования физических качеств старших дошкольников.

Важное место в занятиях с детьми 5-6 лет занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе). Главное, чтобы занятия и игры в помещении и на площадке детского сада приносили детям удовольствие и радость, прибавляли уверенности в своих силах, развивали самостоятельность. [11; 3]

«Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами»- К. Д. Ушинский. [13; 13]

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. [10; 27]

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью».

Это положение подтверждается работами педагогов М. М. Конторович, А. И. Быкова, Н. Н. Кильпио, Э. Я. Степаненкова, С. Я. Лайзане, которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения подвижных игр в детском саду. [14;42]

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е. А. Аркина, В. В. Гориневского, Н. А. Метлова, А. В. Кенеман, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой.

Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

«Детская игра - это не забава». П. Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. Главная роль здесь отводится педагогу, который должен целенаправленно, используя научный подход, подбирать комплекс подвижных игр.

Одним из главных значений подвижной игры является развитие физических качеств ребёнка. Игра, - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость.

Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, необходимо подбирать игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности. Понятно, что если несколько часов играть в одну и ту же игру, то она надоест и будет не интересна для детей. Кроме этого, если игры будут однообразны, - это тоже в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Здесь можно посоветовать чередовать игры из различных классификаций. Например, сначала провести игровую гимнастику, затем подвижную не командную игру, которая не требует больших затрат энергии. Далее можно для разнообразия поиграть в шуточную игру, затем провести командную игру с большой физической нагрузкой, затем поводить хоровод (музыкальная игра) и т. д. Будет целесообразно между подвижными играми «вставлять» интеллектуальные, не подвижные игры, или заняться рисованием или лепкой. Чем чаще меняется ситуация (в разумных пределах, тем легче поддерживать интерес у ребёнка к определённой деятельности. Тесное взаимодействие педагога и ребёнка должно вести к определённым положительным результатам, направленным на развитие полноценной личности.

Дошкольники разных возрастных категорий предпочитают разные игры.

В возрасте 2-4 лет дети предпочитают игры, в которых можно поразмяться, поползать, полазить, потолкаться, пошуметь.

В возрасте 4-6 лет дети начинают играть в игры, требующие силу, быстроту и координацию движений: они любят прыгать, скакать, бегать, перепрыгивать.

Как показал анализ различных библиографических источников, большинство дошкольных учреждений совершают одну и ту же ошибку, связанную с созданием штампов. Например, в ДОУ создаются традиционные игровые уголки для подвижных сюжетных игр с неизменными типами. Необходимо понимать, что однотипность (штамп) снижает мотивацию, что ведёт к неактивной деятельности, препятствует проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей.

1.3 Характеристика двигательной активности старших дошкольников

Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.

Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.

Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребенка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако это не следует расценивать положительно.

Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребенок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.

К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям. Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельем; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие — заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки.

Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью, обучение детей спокойным, настольным играм и совместная деятельность детей и взрослых.

Публикации по теме:

Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие дошкольников Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной.

Консультация для воспитателей «Формирование волевых качеств личности у дошкольников в процессе организации подвижных игр» На тему: «Формирование волевых качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр». В дошкольном детстве.

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольниковЛенточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества,.

Опыт работы «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения» Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого.

«Совершенствование физических качеств детей посредством подвижных игр и физические упражнений». Педсовет Педсовет. Деловая игра с педагогами ДОУ. Тема: «Совершенствование физических качеств детей через подвижные игры и физические упражнения».

Развитие физических качеств у детей среднего возраста При организации образовательного процесса, педагог должен оптимизировать двигательную активность детей во всех видах деятельности. Так как.

Развитие физических качеств у дошкольников Упражнения для развития быстроты. Упражнения на развитие быстроты реакции:бег со старта из разных исходных положений;стоя,сидя,из упора.

Развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ. [/b] Дошкольный.

Опыта работы по теме «Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников» Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Проблема.

Развитие у детей физических качеств в подвижных играх «Развитие у детей физических качеств в подвижных играх» Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2018 в 19:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД