Лучший педагог года

Влияние сенсорного воспитания на самостоятельную деятельность детей при взаимодействии ДОУ и семьи

ИРИНА Пинегина
Влияние сенсорного воспитания на самостоятельную деятельность детей при взаимодействии ДОУ и семьи

План.

Введение.

Основная часть.

1. ФГОС ДО Приказ №1155 от 17 октября 2013 года. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

2. Понятие «Сенсорное воспитание»

3. Значение сенсорного развития.

4. Задачи сенсорного развития.

5. Средства выполнения основных задач.

6. Самостоятельная деятельность детей.

6. Взаимодействие ДОУ с родителями :

Публикация «Влияние сенсорного воспитания на самостоятельную деятельность детей при взаимодействии ДОУ и семьи» размещена в разделах

- формы взаимодействия с семьей.

Заключение.

«Успешность умственного, эстетического и

нравственного воспитания зависит от уровня

сенсорного развития детей : насколько совершен-

но ребенок слышит, видит, осязает окружающее.»

Л. А. Венгер

Введение.

Основная часть.

1. Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Приказ№1155 от 17 октября 2013 года. В главе 3 пункта 3.1 говорится о требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Развитие личности ребенка невозможно себе представить без сенсорного воспитания, направленное на формирование восприятия окружающей действительности. Служит основой познания мира.

2. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда.

Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно - речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаза ; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может называть предмет и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

В настоящее время, с переходом на качественный уровень воспитания и развития детей, возникает необходимость разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, а также целенаправленного развития речи, в обогащении пассивного и активного словарного запаса детей, что является актуальным в сенсорном развитии

3. Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти детей.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов- обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов.

Для сенсорного развития детей необходимо :

- создание условий для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;

- обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей на основе интеграции различных игр (речевых, настольных, подвижных и т. д.);

- формирование у родителей интереса к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ через посещение занятий, развлечений, родительских собраний.

Занятия разрабатываются с учё том принципов:

• принцип взаимосвязи обучения и развития;

• принцип индивидуального подхода;

• принцип интеграции, основанный на разнообразных видах детской деятельности;

4. Средства выполнения основных задач:

- развитие памяти и внимания через дидактические, сенсорные игры, через пальчиковые игры, сказки, «оживлялочки»- стихи с движениями;

- развитие коммуникативных качеств через игры-забавы и театральные постановки;

- развитие координации мелкой моторики через создание простейших картинок, сувениров и т. д.

5. Особое внимание при организации образовательного процесса уделяется комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях, самостоятельной деятельности.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в разделе» Психолого-педагогические условия реализации программы» написано, что «Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется если взрослые создают для этого условия. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли :учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями…» «Игра- одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте- со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.»

Через игру развиваются память, внимание и образное представление, обогащается чувствительный опыт и умение фиксировать его в речи.

Самостоятельная деятельность детей регламентируется Сан Пином, где в пункте 11.8 прописано, что «на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов».

Для развития самостоятельной деятельности ребенка очень важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, размеру, форме, материалу. Следует подбирать предметы для игры контрастные по одному из признаков и сходные по другим, например: мячи, шарики одного цвета, но различные по размеру или коробочки с крышками, одинаковые по величине, но различные по цвету. Также игрушки: мишки, куклы и т. д., сделанные из разного материала: матерчатые, резиновые, резиновые, деревянные. В процессе действия с этими предметами развивается способность различать и находить сходство признаков предметов, способность обобщать однородные предметы. В процессе игр и занятий с детьми по сенсорному воспитанию следует обращать внимание ребенка на основные признаки предметов, называть их: большой, маленький, красивый, красный, синий, мягкий и т. д.

Дети раннего возраста уже могут пользоваться в самостоятельной деятельности пирамидками, вкладными чашечками, стаканчиками, катанием цветных шариков с лотка, занимательними кубиками, втыканием разноцветных втулочек, грибочков, макси- пазлами, строительным материалом. Во время самостоятельной игры также следует постоянно обращать внимание детей со стороны как воспитателя, так и родителей на то, как с этими предметами надо играть правильно. Без обучения у ребенка могут надолго закрепиться примитивные, однообразные действия :берут игрушки в рот, стучат, перекладывают их, разбрасывают. В этом возрасте следует развивать способность различать контрастные формы предметов, например, большие кольца от маленьких. К трем годам дети должны уже отличать и некоторые называть геометрические формы.

Для развития элементов конструктивной деятельности как в детском саду воспитателем, так и дома родителем предлагаем детям игру со строительным материалом. Ребенок под руководством взрослого овладевает умением ставить кирпичики вертикально – это ворота. У детей формируются некоторые пространственные понятия- рядом, подальше, впереди.

Для развития слухового восприятия как в детском саду, так и дома предлагаем детям озвученные игрушки, побуждаем прислушиваться к звукам, вслушиваться в слова детей через познавательно – речевые игры с дидактическим и нетрадиционным материалом.

Правильно организованная непосредственно образовательная деятельность и подбор иллюстрированного демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их в речевом сопровождении.

6. Работа по сенсорному воспитанию не будет иметь положительных результатов без активного взаимодействия с родителями

Так, в Приказе №1155 ФГОСДО в главе №3 о «Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте3.2.5. говорится о «взаимодействии ДОУ с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

А в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» написано, что «Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.»

Взаимодействие организуется через различные формы:

- родительские собрания, консультации, индивидуальная работа с родителями;

- совместные мероприятия;

-дни открытых дверей;

- выставки литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;

- практические рекомендации, например: «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;

Заключение.

Таким образом, внедряя разнообразные формы работы с родителями, устанавливается тесный контакт с воспитателем, что дает положительный результат в сенсорном воспитании детей.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетические способности ребёнка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов и звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

___

.

Список используемой литературы:

1. ФГОС ДО Приказ №1155 от 17 октября 2013г.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15 мая 2013г. №26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13».

3. От рождения до школы / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2015.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Дошкольная педагогика и психология. - М., 2014.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М. ; Мозаика- Синтез, 2009.

6. Павлова Л. И., Маврина И. В.. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей. М., 2002.

7. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста/ под ред. Пилюгина Э. Г. ,М., 2011.

8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М., 2012.

9. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию.

«Эффективность использования нетрадиционных форм работы при взаимодействии с семьями воспитанников» Семья и детский сад – два социальных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Мастер-класс «Влияние стиля воспитания на психическое здоровье ребенка в условиях семьи и детского сада» Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоровья ребенка.

Необходимость сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание необходимо для полноценного развития ребенка. Во многом успешность человека в будущем, его умственное, физическое,.

Проект по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросу нравственного воспитания дошкольников: «Я и моя семья» (Старший возраст). Пояснительная записка: Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности,.

Проектная деятельность. Взаимодействие семьи и ДОУ в физическом воспитании детей. Актуальность проекта: Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном.

Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. ПРОГРАММА Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. (из опыта работы) Составила воспитатель.

Развитие творческой активности дошкольников во взаимодействии ДОУ и семьи Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье, Она для нас основа всех начал! Е. А.

Рекомендации воспитателям при взаимодействии с гиперактивными детьми Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сенсорного воспитания на самостоятельную деятельность детей при взаимодействии ДОУ и семьи
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 12:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД