Наталья Максименко
Внедрение ФГОС посредством модернизации основ системы образования в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетное направление ДОУ художественно – эстетическое развитие детей, и в связи с этим главной задачей нашей работы - максимальное развитие личности каждого воспитанника, формирование ее готовности к дальнейшему саморазвитию.
Образовательная программа ДОУ разработана на основе :
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Публикация «Внедрение ФГОС посредством модернизации основ системы образования в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития» размещена в разделах
2. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Под редакцией Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной. Развивающая среда нашего ДОУ выступает как важный компонент – составляющей интеграционного пространства, стержнем которого является искусство. Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация
детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно,
согласовано по цвету, форме, величине и т. п. с у четом этих требований обустроены групповые комнаты нашего ДОУ, холлы и территория, музыкальный, физкультурный залы, картинная галерея, зимний сад, экологическая тропа и спортплощадка. В ДОУ ведется кружковая работа: «Бисероплетение», «Квилинг», «Бумагопластика», «Хореография», «Спортивный танец» и «Театральная гостиная». Кружковая работа проводится по желанию педагогов, 1-2 раза в неделю, в зависимости от возраста.
Мы используем связи с консультационными, дополнительного образования учреждениями города и района. В ДОУ действует выездной пункт библиотеки, где проводятся литературные беседы, выставки книг.
Коллектив ДОУ участник мероприятий района и города, Сибирской ярмарки, фестиваля детского творчества, дважды занимали первые места в профессиональном конкурсе «Воспитатель года», с 2008 года участвуем в мероприятиях района совместно с ТОС.
В соответствии с современными требованиями и в рамках происходящих изменений в образовании мы разработали образовательную программу ДОУ. В соответствии с принципами, выдвигаемыми ФГОС к основной образовательной программе.
В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников мы постарались отразить в Вариативной части программы следующие элементы современного искусства:
1. Архитектура («застывшая музыка»)
2. Изобразительное искусство : скульптура, живопись, графика, мозаика и др.
3. Художественная литература
4. Музыкальное искусство
5. Хореография
6. Театральное искусство
7. Эстрадное искусство
8. Киноискусство
9. Цирковое искусство
10. Декоративно-прикладное искусство
11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство
12. Компьютерное художественное творчество и др.
Художественно – эстетическое воспитание в нашем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.
Основная цель приоритетного направления : формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств
Решить которую, мы стремимся через задачи:
1. Организовать детский быт в соответствии с эстетическими требованиями
2. Приобщать детей к сокровищнице мировой культуры и искусства и пробуждать творческую активность ребенка
3. Развивать познавательные способности воспитанников
4. Создавать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области художественно - эстетического воспитания.
5. Оказывать помощь в устранении, смягчении негативных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовному миру человека.
В своей работе опираемся на принципы художественно – эстетического развития :
Принцип всеобщности и обязательности художественно-эстетического развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.
Принцип тесной взаимосвязи художественно-эстетической деятельности детей с окружающей жизнью, искусством.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, мы выделяем
следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
– эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные
основы эстетической культуры личности;
– художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и
художественно-практическом выражении, формирующее культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
эстетическое самообразование и самовоспитание,
– воспитание творческих потребностей и способностей.
Среди последних
особую значимость имеют так называемые конструктивные способности:
индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Основной принцип, который лежит в основе реализации приоритетного художественно - эстетического направления это синтез искусств, который реализуется в следующих формах работы: полихудожественные занятия, театрализованную деятельность, ознакомление с искусством (В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, развлечения, досуги, театральные конкурсы, выставки детского рисунка, выставки, в ДОУ постоянно действует картинная галерея. Все эти формы работы включены в учебный план вариативной части программы и являются обязательными для выполнения педагогами. Они включены в режим дня, как совместная деятельность во вторую половину дня и в вечерние часы Так образовательная деятельность дополнена занятиями по ознакомлению с искусством на 9 часов в год в каждой возрастной группе, полихудожественными на 9 часов в год во вторых младших и средних группах и на 18 часов в старших и подготовительных. литературными вечерами на 9 часов в год со второй младшей, театральными вечерами на 9 часов в год со средней, экскурсии в природу на 4-5 часов в год во всех возрастных группах.
С самого раннего возраста через игровую деятельность мы приобщаем ребенка активному к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт
формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к
действительности и к искусству.
Уже с 2-3 – летнего возраста, детей приобщают к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым, утверждая их в понимании того, что
красота – дело рук человеческих.
Организуем занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации, так называемый прием «Ожившая кукла». Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.
Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность.
Эстетическое воспитание ребенка происходит не только в детском саду, но и дома с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда, его родители не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Поведение окружающих, настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье. В нашем учреждении ежегодно планируется совместная деятельность с родителями воспитанников, отвечающая интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Работа ведется в трех направлениях:
- работа с коллективом ДОУ по организации новых форм взаимодействия с семьей,
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, обмену опытом
Консультативная работа проводится в следующих направлениях: здоровьесбережение, познавательное, художественно-эстетическое через формы деятельности: наглядно-информационные, досуговую деятельность, совместная деятельность, индивидуальную работу.
Формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов, так и нетрадиционные формы (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах и массовых мероприятиях, выставка родительских работ по изо деятельности, организация работы родительского комитета, традиционный день рождения ДОУ, общение в группах «В контакте» интернета).
Где предоставляем возможность окунуться родителям в мир искусства. В каждой группе имеются материалы, по культуре поведения, культуре речи, изобразительному творчеству, музыке, игре. Работа с родителями захватывает каждую образовательную область :
Например «Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;
Таким образом, качество понимается нами, как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы, являющимся основным показателем его интеллектуальном и физическом развития личности, и способствующему самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
После окончания пяти лет образования в ДОУ дети могут выделять некоторые виды мирового художественного наследия, сформирована эмоциональная отзывчивость на произведения искусства. Различают человеческие эмоции и могут определять, контролировать свои. Дети активно используют полученные изобразительные навыки в самостоятельной деятельности, легко ориентируются в изобразительных средствах, основных жанрах музыки, театра, различают некоторые особенности архитектуры, совместные достижения детей и родителей выражаются в многочисленных проектах, реализуемых в ДОУ и в показателях педагогической диагностики.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к
творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и в искусстве, таким образом, полностью решая задачи художественно – эстетического развития воспитанников дошкольного учреждения.