Опыт работы школы по теме «Внеурочное занятие как основа развития творчества учащихся»

Зухра Латыпова
Опыт работы школы по теме «Внеурочное занятие как основа развития творчества учащихся»

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал для реализации личных планов и созидательной деятельности.

Одним из способов выявления и развития индивидуальных способностей, а также интереса к изучению истории ребенка является научно-исследовательская работа и внеурочная деятельность по краеведению. Краеведение – это школа первичного мышления, формирования понятий об общем и особенном, а также о приемах анализа и синтеза. Исследовательская работа учащихся применяется на уроках истории, где присутствует параллель «История моей семьи – в истории родного края и страны» или «История страны и родного края – в истории моей семьи». При изучении темы «Великая Отечественная война советского народа» используется большой краеведческий материал, подготовленный самими учащимися 9 – 11 классов в форме презентаций, рефератов, сообщений, интервью по теме «Дорогами бойцов-земляков», «Мой дед освобождал Берлин», «Моя семья в годы войны» и т. д. Ребята используют научную и справочную литературу, документы, Интернет, фотоматериалы из семейного архива, воспоминания родственников, очевидцев тех событий и узнают значительно больше, чем в рамках учебного материала, проникаясь чувством уважения к прошлому. Большой интерес вызывает у детей изучение послевоенного времени нашей страны, 60-70гг и 80-90гг прошлого столетия; ведь это время – комсомольская юность их бабушек и дедушек, пионерские годы их родителей. С большим интересом учащиеся 11 классов работали над темами «Целина в истории моей семьи», «Советские автомобили», «Мода 70-80 годов», «Здравницы СССР и отдыхающие», которые помогают в восстановлении истории страны, способствуют выработке исследовательских умений и творческого начала, расширяя детский кругозор.

Нужно отметить, что родители учащихся всегда поддерживают своих детей, оказывая им всяческую помощь, одновременно становятся исследователями. На таких уроках присутствует доверительная атмосфера, познавательный интерес и лучшее усвоение нового материала.

Исследовательская работа учащихся во внеурочное время - важная составляющая современной школы. В нашей школе работает научное общество учащихся «Квант», которое состоит из физико-математической, естественнонаучной и гуманитарной секции, куда относится краеведение.

Задача НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной, творческой деятельности, учитывая его способности и желание. Дети учатся находить нужный материал, систематизировать, отбирать исторически выдержанные факты, правильно оформлять работу и защищать ее на школьной научной конференции. Лучшие работы представляются на городском и республиканском уровнях. Краевед – лицо, не имеющее профессионального образования, но занимающийся изучением родного края в определенной области. Краеведение – междисциплинарный научный вид деятельности, комплекс более широких знаний, оно отражает интерес любви к своему родному краю, его природе, историко-культурному наследию.

Краеведение – краелюбие, но не следует его навязывать, главное увлечь ребенка и в нашей школе многое делается в этом направлении.

В честь 450 летия добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства проводились всевозможные конкурсы творческих работ учащихся. Силами учителей родных языков, музыки, истории и учащихся школы было поставлено инсценирование народного обряда «Невестин сундучок», которое в Республиканском фестивале народного творчества заняло второе и третье места. Исследовательская работа учащихся по краеведению, была направлена на изучение корней своей семьи, малой Родины. Уважение к предкам, как выразился Пушкин, к родственным преданиям, имеет большое воспитательное значение, укрепляет семейные и родственные узы, взаимосвязь поколений. Исследования истории семьи, составление генеалогии, т. е. выявление данных о линии родовых связей показали много интересного: в некоторых семьях знают только бабушек и дедушек, а в некоторых – предков до 15 поколения. А ведь человек, который не ведает истории своего народа, своей родословной, не знает свое настоящее, и будущее. Образованный человек должен знать свою родословную до 7 колена. Чесноков Олег, исследуя свою родословную по линии матери, выявил родство с Заки Валиди; Муртазин Руслан, составил родословную семьи до 15 поколения, Арасланова Алина написала исследовательскую работу о своей семье, которая корнями уходит в Рязанскую область и Стерлибашевский район, Хизбуллина Рида, Сагитова Регина, Александрова Елизавета, Латыпова Неля, Хайдарова Аделя и многие другие, которые являются многократными победителями городских и республиканских конференций по краеведению. Многие из них, успешно окончив школу, нашли достойную дорогу в жизни и с благодарностью вспоминают школу. Сейчас идет работа по исследованию истории создания и становления школы №32, огромное поле деятельности – изучение названий улиц нашего микрорайона Солнечный, который является малой Родиной наших учеников.

Любовь к родной земле, вкус к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой и сердечной привязанностью, и оттого она сплачивает и родственников разных поколений, и учителей, и учащихся. Процесс познания начинается с того, что тебе ближе, виднее, ощутимее, потому-то краеведческие знания лежат в основе воспитания, обучения достойного подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. С. Сухомлинский. 1. Актуальность Уважаемые коллеги, позвольте представить.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» Учиться любви с раннего детства. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей,.

Опыт работы «Изучение культурных традиций народа как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Г. Н.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
  • Искусство
Автор публикации:
Опыт работы школы по теме «Внеурочное занятие как основа развития творчества учащихся»
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 21:18
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 декабря. Международный день чая

Те, кто придумал Международный день чая, обладали изрядным чувством юмора, установив его на день «бостонского чаепития» – бунта американских колонистов против английской метрополии. Когда они побросали...

15 декабря. Праздник новогоднего рисунка на МААМ

Этот праздник надо встречать с мольбертом и кисточками в руках. Рисовать новогоднюю пору — одно удовольствие, ведь она такая красочная. Колоритные герои и сказочный декор так и просятся в картину.

Байкальский заповедник презентация к занятию познавательное развитие
Более ста лет назад, был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Хотите узнать? Заповедник - это место,...
Фотоотчёт занятия «История создания стекла. В мире стекла». Старшая группа
Целью данного занятия было расширить и систематизировать знания детей о производстве стекла, особенностях стекла и стеклянной посуды, а также познакомить с...
Мастер-класс «Игрушка своими руками для ёлочки» для детей с ОВЗ и для родителей
Мастер-класс «Игрушки своими руками для ёлочки» для детей с ОВЗ и для родителей. Учитель-логопед Марьина О. В. ГБОУ Школа № 935 г. Москва Мастер-класс...