Наиля Гусакова
«Внимание, трудный возраст». Технологии социально-педагогической работы с особыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Как это ни удивительно, даже у совсем маленьких людей случаются жизненные кризисы, которые меняют их жизнь.
Сегодня речь пойдет о переменах в жизни ребенка, где вместе с его ростом и развитием, постепенно формируется и его речь. Обсудим, как они протекают, как проходит ряд качественно различных ступеней и компонентов речевого развития.
Знакомьтесь, это Я (фото ребенка). И, конечно, в первую очередь, следует рассказать вам о том, какие именно новообразования провоцировали моё речевое развитие, что позволило в будущем успешно адаптироваться и реализоваться в современном обществе.
Этапы развития Компоненты речевого развития Alarm! Alarm!
Публикация «„Внимание, трудный возраст“, Технологии социально-педагогической работы с особыми детьми» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Взрослые, внимание
Мне 2-3 месяца У меня отмечаются первые попытки в артикуляции звуков -это гуление. В начале, это простые певчие и гортанные звуки, затем они становятся более разнообразными. Мне необходимо видеть вас, я пытаюсь повторить артикуляционные движения губ взрослых.
6 месяцев Я уже довольно четко произношу отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинаю перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп и тон – лепет – это ступень лепетной речи. Вот в этой лепетной речи, уважаемые взрослые, «собраны» все языки мира. В это время у меня повышается чувствительность к освоению языков.
Если же говорить об особенности детей в отношении изучения двух языков, то здесь необходимо заметить, что в это время у ребенка, как мы уже сказали выше, наблюдается повышенная чувствительность к освоению языков. Но здесь есть одно «НО» : при условии, если у него нет отставания в психофизическом развитии.
Мне 9-10 месяцев Как известно, я начинаю говорить не сразу, у меня присутствует период так называемой автономной речи. Я создаю свой собственный язык, понятный только посвященным в него людям: родителям.
Вооружаетесь записными книжками и ведите в них словарь вашего сокровища.
Более того, Я создаю язык, в котором существуют сложные синтаксические правила, то есть правила, по которым происходит соединение слов. Например, один мой приятель, взглянув на пруд, на котором плавали утки, сказал: «Уа». По-видимому, это означало «пруд» или «уток». Но затем его «уа» стало обозначать молоко и сок. То есть оно распространилось на все жидкости. Если же «уа» произнесено в комнате, то это значит, что он хочет играть с пуговицами.
Эти иллюстрации выявляют важные моменты нашей детской речи, которые отличают ее от языка взрослого человека. Во-первых, язык ребенка полностью зависит от ситуации «уа» на улице значит «пруд», а в комнате «уа» «хочу играть с пуговицами». Во-вторых, слова ребенка не могут замещать предметы, которые отсутствуют в восприятии. Ребенок одного года не может сказать «стул», имея в виду тот стул, который он видел в другой комнате.
От 1 года до 2-ух лет
Этапы развития Компоненты речевого развития Alarm! Alarm!
Взрослые, внимание
Мне уже 1 год Я произношу отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа, баба).
За этот год Я усвоил эти звуки:
а, у, и, п, б, м Мной словарный запас составляет 10-15 слов
Если раньше Я использовал свою собственную речь автономную, то сейчас, Я – ваше сокровище, перехожу к языку взрослых людей.
- Ну, вот теперь и поговорим.
2 года Мой активный словарь насчитывает примерно 300 слов. В этот период у меня возрастает способность к подражанию вашей речи. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.
Я с легкостью произнесу эти звуки:
о, н, т', д', т, д, к, г, х, в, ф Прошу вас, не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда вы взрослые, умиленные моим лепетом малыша, подстраиваетесь под мое произношение, коверкаете звуки и слова.
Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя со мной: ведь Я учусь своим первым словам именно у вас, и если Я начну картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся вы родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.
3 года
Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в моей жизни. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Я, отделяясь от взрослых, пытаюсь установить с вами новые, более глубокие отношения. Изменение моих позиций, возрастание самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки.
Условия моей жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Я открываю для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, испытываю сильное желание включиться в эту взрослую жизнь. Кроме того, не менее сильно я стремлюсь и к самостоятельности. Из этого противоречия у меня рождается ролевая игра — моя самостоятельная деятельность, моделирующая жизнь взрослых.
Этапы развития Компоненты речевого развития Alarm! Alarm!
Взрослые, внимание
3 года
Мой словарный запас по сравнению с предыдущим периодом увеличивается в 3-4 раза.
Моя речь пополнилась рядом новых звуков:
й, л', с', э Говорите, говорите и говорите со мной.
Развивайте как активный, так и пассивный словари.
Уделите особое внимание на лексический и смысловой окрас слов.
Мой мозг в этом возрасте, как аккумулятор, заряжается, а в будущем генерирует. И, кстати, в данном возрастном этапе мне доступно отгадывание простых загадок, заучивание стихов, пересказывать и составлять простые рассказы.
Развивайте мои интеллектуальные способности.
Вернемся к особенностям речевого развития детей в двуязычных семьях. По данным ряда исследователей, считается, что владение двумя языками положительным образом складываются на многих функциях ребенка. У него быстрее развивается память и умение понимать. Он лучше анализирует и обсуждает явления языка, более сообразителен, математические навыки и логика усваиваются лучше, да и реакция у него быстрее. Абстрактные науки усваиваются ими лучше других, литература иностранные языки также.
Вообще усвоение на раннем этапе развития речи не одного, а двух языков – задача достаточно трудная для ребенка, если ребенок овладевает двумя языками в возрасте после 3 лет. В этом случае он проходит две стадии: в первой – он смешивает два языка, а во второй – начинает отделять один язык от другого.
На процесс развития ребенка сильно влияет возраст, в котором начато овладение вторым языком. Усвоение языков у ребенка происходит параллельно, при условии, что ребенок с рождения живет в двуязычной семье и информацию о языках получает равнозначную, когда родителя говорят на языках одинаково хорошо и одинаково много с ним занимались.
Письменная речь.
Особый интерес вызывает вопрос о предпосылках и условиях формирования у меня наиболее сложного вида речи — письменной. Формирование этой способности закладывается в раннем дошкольном детстве и связано с появлением графической символики. Если мне, ребенку 3—4 лет дать задачу записать и запомнить фразу, то сначала я как будто «записываю», оставляя на бумаге бессмысленные черточки, каракули. Однако, когда вы попросите меня «прочитать» записанное, то будьте уверены, я создам впечатление, что читаю свои изображения, указывая на вполне определенные черточки, как будто для меня они обозначают что-то конкретное. Эти нарисованные черточки в моем возрасте, превратились в мнемотехнические знаки — примитивные указатели для смысловой памяти. Эта мнемотехническая стадия является началом будущего письма.
4 года
Этапы развития Компоненты речевого развития Alarm! Alarm!
Взрослые, внимание
4 года Мой словарь составляет 1500-2000 слов различных частей речи.
Звуковая культура моей речи, наконец, познакомилась «свистульнискими» звуками:
ы, с, з, ц
Я попрошу выслушивать меня. А кому еще мне высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей меня действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
В этом возрасте у меня отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. В начале, эгоцентрическая речь органически вплетена в процесс моей практической деятельности. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению моего внимания на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно мои эгоцентрические речевые высказывания переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. К концу дошкольного детства эгоцентрическая речь постепенно исчезает, и этап планирования речи замещается внутренней речью.
Письменная речь.
Мой рисунок является символьно-графической предпосылкой письменной речи. Установлено, что первоначально в письменном воспроизведении слов я копирует ритм произносимой фразы в ритмике записываемых знаков и в длине «записи», то есть записывает короткие слова штрихами соответствующей длины, а длинные — большим количеством каракулей. Естественно, мне как малышу, которому с помощью пиктограммы сложно изобразить какое-либо слово или фразу, поступаю следующим образом: Я рисую легко изображаемый, но связанный с запоминаемым словом по смыслу предмет. Иногда предмет заменяется изображением только какой-либо одной его части или схемой.
5 лет
Этапы развития
У меня юбилей, мне 5 лет.
И нет ничего страшного в том, если Я неправильно изменяю глаголы, не согласовываю слова в роде, в числе. Будьте уверенны, Я верно понимаю значения «взрослых» слов, хотя и применяю их иногда своеобразно, чувствую связь между изменением слова и изменением его смысла. Слова, создаются мною по законам грамматики родного языка, и всегда узнаваемы, иногда очень удачны и оригинальны. Кто знает, может эту мою детскую способность к самостоятельному словообразованию, которую часто называют словотворчеством, найдут отражения в рубриках детских журналов: «Я уже начаёпился, а вы?», «У лысого голова — босиком»,
То, что Я усвоил грамматические формы языка и приобрел большой активный словарь, позволяет мне в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Я могу пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, четко и ясно передать свои впечатления окружающим об увиденном.
Зато:
Компоненты речевого развития Alarm! Alarm!
Взрослые, внимание
Словарь 2500-3000 слов дает мне возможность полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли, аргументировать свой ответ.
Это время окончательного усвоения этих звуков Я четко произношу ВСЕ гласные и согласные звуки. К ним присоединились:
ш, ж, ч щ, л, р, р'
К школьному возрасту Я умею правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.
В общении со сверстниками у меня развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т. п.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Поэтому, дорогие родители, поощряйте мое полноценное общение с другими детьми, оно становится важным фактором моего речевого развития.
В этом возрасте двуязычные дети окончательно перестают смешивать языки. Кроме того, ребенок стремится к контактам со сверстниками, ему нравится рифмовать слова. У него появляется стремление к познанию предметов, он непременно хочет знать, что обозначает то или иное слово.
Письменная речь.
На следующей стадии я уже рисую вместо предмета какой-либо условный знак. Этот путь ведет к переходу от пиктографического к символическому или к привычному для нас знаковому письму. Развитие письма идет по пути превращения недифференцированной записи в настоящий знак.
7 лет
Этапы развития Компоненты речевого развития Alarm! Alarm!
Взрослые, внимание
Здравствуй, школа! Мне 7 лет К концу дошкольного возраста мой процесс фонематического развития завершен.
У меня младшего школьника, по сравнению с ребенком раннего возраста, вполне сформирована одна из более сложных, самостоятельных форм речи — монологическая речь.
Я овладеваю всеми формами устной речи, присущими вам взрослым. За исключение, конечно, тезаурус сокращенных слов. Да и мне пока не в досуг использовать в собственных речевых высказываниях такие слова как ЛДПР, МБОУ НШ ДС или ЗАМ ДИР ПО АХЧ.
В монологическом высказывании Я передаю другим не только то новое, что узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.
При достижении данного возраста билингвы активно используют язык в игре со своими сверстниками. Но, существует мнение, что абсолютное владения двумя языками невозможно, так как абсолютный билингвизм означает совершенно идентичное владение языками во всех различных жизненных ситуациях. Речь идет о ситуациях эмоциональных связанных с семьей – это один вопрос, и ситуация связанная с учебой - это уже другое.
Проблема возникает, когда ребенок овладевает вторым языком в возрасте школьника. В этом случае обычно говорят о так называемом СУКЦЕССИВНОМ, или последовательном билингвизме и овладение языком происходит по-другому. Вспомните возраст 3 лет, когда ребенок уже отделили два разных языка друг от друга. Ребенок школьного возраста в таких случаях только еще постоянно сравнивает эти два языка, и звуки ими воспринимаются «в контрасте» со звуками первого языка. То же происходи и с грамматикой, а о последствиях мы знаем. Если сложились так обстоятельства, что ребенок изучает два языка в этом возрасте, очень важно подчёркивать положительную оценку билингвизма, чтобы у него отложилось в памяти, что знать два языка – это хорошее качество, которое дает в жизни дополнительные возможности.
Таковы этапы развития речи в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое- либо отклонение, не пускайте все на самотек. Поскольку речь не является врожденной способностью человека, то для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка- слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, были также достаточно развиты. Очень большое значение имеет окружающая среда. Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. Этот процесс включает разные линии развития. Однако, суммируя вышесказанное важно отметить, что процесс речевого развития не завершен – он продолжается, а речь совершенствуется на протяжении всей нашей жизни.
Нужно помнить, что семья может быть как помехой в изучении языка, и, наоборот, быть катализатором этого процесса, а также отношение семьи к своей и чужой культуре. Для успешного речевого развития в двуязычных семьях стратегия интеграции наиболее приемлемая. При интеграции совмещаются собственные культурные ценности и ценности принимающего общества. Именно она синтезирует две культуры, и именно при использовании этой стратегии меньше всего развиваются различные психологические расстройства. Она позволяет уменьшить последствия того шока, который вызывает новая культура, и положительно влияет на поддержание самоидентификации
Увеличение активного. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.
Чтобы было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
0-1 год 1-2 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет
а, у, и,
п, б, м о
н, т', д',
т, д, к, г, х,
в, ф й, л', э,
с', э ы
с, з, ц
ш, ж, ч щ,
л, р, р'
Речь взрослых- образец для детей, помните об этом, Уважаемые родители!
Развитие речи у детей дошкольного возраста 4-7 лет
Рейтинг: / 0
Худшая Лучшая
Компоненты речевого развития.
Грамматика речи
В раннем возрасте развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В младшем и среднем дошкольном возрасте с понятием «слово» дети нередко идентифицируют целое предложение, что свидетельствует о том, что слово для них — целая мысль. Для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении.
Следующий шаг в осознании и расчленении детьми речевого потока связан с выделением в предложении субъекта и предиката со всеми относящимися к ним словами. Например, на вопрос: «Сколько слов в предложении «Маленькая девочка ест сладкую конфету»?» — ребенок-дошкольник может ответить: «Два». Когда его просят назвать первое слово, он произносит: «Маленькая девочка». На просьбу назвать второе слово отвечает: «Ест сладкую конфету». Далее дети начинают постепенно выделять остальные члены предложения и части речи, кроме союзов и предлогов, и, наконец, многие из них к концу дошкольного детства оказываются в состоянии выделить и назвать все части речи и члены предложения
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.
Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.
Развитие речи у детей 4–5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.
Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4–5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи. Нередко малыш пытается сам придумать новые слова, заменяя такими «придумками» общепринятые обозначения: например, вместо «вертолет» говорит «винтолет» или «ветролет», вместо «пластилин» — «лепин», вместо «лопатка» — «копатка».
Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.
Для развития речи у детей в этом возрасте характерно проявление интереса к звуковой стороне каждого слова. Дети пытаются изменять знакомые слова, пользуясь уже имеющимся опытом с другими словами. Правда, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей, дошкольники допускают ошибки: «много окнов», «ручков» ( по аналогии с другим известным им существительным: «дом» — «домов», «там висят польты», «мы с папой были в кине» (они еще не знают, что слова «пальто» и «кино» не склоняются).
Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4–5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому. В этом возрасте еще довольно сложно описать своими словами содержание картинки, чаще всего дети при взгляде на нее лишь называют изображенные на картинке предметы, людей, животных, сопровождая краткими пояснениями: «Котик спит», «Цыпленок бежит», «Мальчик одевается» и т. д. Практически все дети в возрасте 4–5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.
Совершенствуется и произношение ребенка. Даже если еще недавно малыш затруднялся произнести некоторые звуки, такие как «с», «з», обычно к 5 годам все эти трудности остаются позади. Почти все дети уже правильно выговаривают сложные звуки «ы», «х», «э». Правда, шипящие еще остаются для многих «пятилеток» непреодолимым барьером, вместо коварных «ш», «ж», «ч», «щ» им приходится произносить «с», «з» («сётка» вместо «щётка»).
Довольно часто в одной детсадовской группе находятся дети, которым свойственны значительные отличия в степени овладения речью. Если некоторые дошкольники в 4–5 лет уже свободно владеют практически всеми звуками и умеют правильно выстраивать фразы, то другие дети такого же возраста затрудняются в произношении чуть ли не половины алфавита, общаются только при помощи односложных предложений. Обязанность воспитателя — уделять «отстающим» детям больше внимания, указать на особенности развития речи детей дошкольного возраста их родителям и вместе с ними найти пути решения проблемы.
Четвертый год жизни — время, когда ребенок серьезно улучшает собственное произношение, овладевает связной речью. Этот период отмечается большинством родителей как некий переломный этап в развитии речи детей дошкольного возраста : ребенок уже хорошо знает, как называются окружающие его дома и в детском саду предметы, четко выговаривает эти названия. Помимо существительных и глаголов, в его речи начинают присутствовать и другие части речи — предлоги, прилагательные, наречия. Ребенок уже пытается произнести мини-монолог, рассказать об увиденных событиях простыми распространенными предложениями. В 4 года ребенок уже замечает, если его сверстник допускает звуковые ошибки. Многие дети в этом возрасте без особого труда пересказывают знакомые сказки, декламируют наизусть стихи. Более того, ребенок постоянно стремится к общению, проявляет инициативу.
К 5– 6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия. Благодаря такому детскому стремлению разнообразить свою речь появляются смешные и забавные словечки, придуманные детьми : вместо «я съел макароны» малыш говорит: «я намакаронился», вместо «не выспался» — «не отсонился». Ребенок пытается создавать новые словообразования, но по незнанию законов языка делает это не вполне удачно.
Пятый год жизни ребенка — период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, иногда даже приводя взрослых в изумление и замешательство образностью выражений. Кроме того, ребенок начинает внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.
Ребенок уже способен произнести небольшой монолог, уверенно оперируя однородными обстоятельствами. Правда, не все еще умеют самостоятельно, без посторонней помощи, связно и последовательно пересказать сказку: некоторым это не удается.
Наблюдая за 4–5-летним ребенком, родители отмечают, что в этом возрасте он уже способен на слух узнать практически любой звук. Ребенок по просьбе взрослых довольно бойко называет слова, начинающиеся на заданный звук. Гораздо лучше выполнение этого задания получается у тех детей, которые уже подготовлены воспитателем или родителями и способны к фонематическому восприятию.
Дети 4–5 лет вообще отличаются высокоразвитым речевым слухом. Очень быстро они замечают, когда взрослый понижает или повышает тон, говорит быстрее или медленнее, более или менее выразительно. Очень хорошо, если взрослые поощряют интерес детей к этой стороне речевого развития: предлагают ребенку, вслед за взрослым, рассказать стихотворение с выражением, понижая и повышая голос, выдерживая паузы, делая ударение на отдельных словах.
Еще один отличительный признак этого возраста — более длинный выдох. Благодаря этой особенности ребенок способен длительно тянуть гласные звуки, до 4–7 секунд. Большинство пятилетних детей уже свободно произносят все звуки, лишь некоторые могут испытывать затруднения при произношении шипящих и звука «р».
Речь пятилетнего дошкольника становится заметно более чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение небольших монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Развитие продолжается и на шестом году жизни. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему