Получи документы

Дополнительная программа для формирования представлений о взаимосвязи природы и человека в старшей группе «Вода. Воздух»

Марина Позднякова
Дополнительная программа для формирования представлений о взаимосвязи природы и человека в старшей группе «Вода. Воздух»

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Публикация «Дополнительная программа для формирования представлений о взаимосвязи природы и человека в старшей группе „Вода, Воздух“» размещена в разделах

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которую сам ребенок может организовать как экспериментальную в простейшем виде. Ведь дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Кроме того, они любят играть. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Понимая значение экспериментирования в игровой, увлекательной форме для развития мышления, самостоятельности детей, я занялась поиском путей, направленных на привлечение воспитанников к поисково–познавательной деятельности естественно – научной направленности. Считаю, что при условии правильно выстроенных отношений с ребенком, его «пробующие» действия существенно изменятся и превратятся в сложные формы поисковой деятельности в будущем.

Любая наука опирается на закономерности, имеющиеся в природе. Научит их видеть – дело совсем не простое. Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Собственные открытия даже «нехитрых» секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию, что является одним из аспектов подготовки его к школе.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Данный вид мышления начинает формироваться уже в старшем дошкольном возрасте. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Практика показала, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале, в игровой форме способствуют развитию активности мышления, творческого мышления, самостоятельности и системности мышления. А организация речевой активности дошкольника направлена на развитие коммуникативных способностей, на развитие словаря ребенка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства. При этом, помощь взрослых не должна подавлять детскую активность, наоборот, нужно стремиться разумно ограничивать своё участие и подсказки, с тем, чтобы дать простор детскому творчеству и самостоятельности.

Новизна программы «Маленькие ученые» заключается в том, что занятия по данной теме соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривают поисково – познавательную деятельность детей, одновременно обучая дошкольников организации проектной деятельности, что и составляет естественно – научную направленность программы.

Реализация программы «Маленькие ученые» рассчитана на один год обучения. В реализации программы участвуют дети от 5 - 6 лет (старшая группа). Работа с детьми по дополнительному образованию по поисково – познавательной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в две недели). Длительность занятий – 20 минуты.

Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени детей. Выявление и поддержка детей, проявляющих способности, учитывая возрастные и индивидуальные их особенности.

Задачи:

Обучающие:

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностях.

- Формировать представления о способности человека и других живых существ чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи).

- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.).

- Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление ветра).

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину.

- Учить фиксировать результаты исследований.

Развивающие:

- Расширение кругозора детей.

- Развивать творческое мышление, воображение.

- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания картины мира, способствующих развитию речи, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

- Формировать опыт выполнения (соблюдения) правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- Развить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, а так же установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения и фиксировать результаты доступными методами.

- Развивать практические умения и навыки поисково-исследовательской работы с учетом гуманного обращения с живыми объектами (растения).

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Развить у детей самостоятельность, поддерживать инициативу в решении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности и умение осуществлять поисковую деятельность.

Воспитательные:

- Воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать настойчивость.

- Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

- Воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

- Воспитывать терпимое отношение к чужому мнению, уважение к противоположному мнению.

- Воспитывать умение довести начатое дело до конца.

- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Планируемые результаты освоения программы :

К концу года ребенок должен уметь:

- наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- пользоваться специальной терминологией;

- с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

- доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;

- пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами;

- следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;

- фиксировать результаты исследований.

К концу года ребенок должен знать:

- об использовании человеком факторов природной среды;

- о способности человека и других живых существ чувствовать состояние среды;

- о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- различные свойства веществ и основные виды и характеристики движения;

- некоторые свойства почвы и входящих в ее состав песок и глину.

Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы :

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Учебный план

Наименование модуля Количество часов

1. Вода. Воздух. 11

2. Песок. Глина. Камни. 2

3. Свет. Звук. 5

Итого 18

Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать выставки детских работ в детском саду.

Календарный учебный график

1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в 2 недели.

2. Продолжительность учебного периода: 36 недель.

3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.

4. Возрастной состав:

- старшая группа (шестой год жизни) – 15 человек

Сетка занятий

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2 неделя месяца

15.40-16.00

4 неделя месяца

15.40-16.00

5. Образовательная нагрузка:

Продолжительность ДОД Количество ДОД в месяц Месячная образовательная нагрузка

20 минут 2 20 мин. Х 2 = 40 мин.

Содержание изучаемого курса

Модуль «Воздух. Вода»

Дать детям первоначальные сведения о детской лаборатории, представления о культуре поведения в детской лаборатории. Познакомить воспитанников с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Познакомить с приборами для измерения веса – чашечными весами. Научить способам их использования. Объяснить, для чего они нужны человеку. Развивать познавательную активность детей.

Учить выявлять свойства предметов : тяжелее, легче. Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Учить обнаруживать воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха. Показать, как форма крыльев влияет на полет бумажного самолета.

Уточнить представления детей о свойствах воды. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Познакомить детей со свойствами мыла. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

Познакомить с круговоротом воды в природе. Доказывать правильность своего мнения.

Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Уточнить представления о свойствах льда : прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду.

Модуль «Песок. Глина. Камни»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка). Познакомить детей с песочными часами.

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Формировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек). Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Модуль «Свет. Звук»

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством.

Подводить детей к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстоянии.

Учить находить предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.

Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Литература

Агаева Е. Л. «Чего на свете не бывает?» - Москва «Просвещение», 1991

Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» - Москва Творческий центр, 2007

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - Москва Творческий центр, 2010

Маневцева Л. М. «Мир природы и ребенок» - Санкт-Петербург изд. «АКЦИДЕНТ», 1998

Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск «Асар», 1996

Рунова Е. М. «Исследовательская деятельность на прогулках» - Волгоград, 2014

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015

Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов» - Санкт-Петербург Творческий центр, 2010

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста в подготовительной группе Сентябрь 1-2. Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера) Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления.

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад № 6» «Страна детства» дополнительная программа.

Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей»Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей» Учитывая интересы и запросы родителей, мною разработана программа дополнительного образования «Информатика для малышей». Данная программа.

«Вода, воздух и магнит». Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Цель:формирование представлений о свойствах воды, воздуха и магнита. Задачи: 1. Расширять и обогащатьзнания у детей о различных свойствах.

Конспект занятия в старшей группе «Вода в жизни человека» Открытое занятие в старшей группе на тему: «Вода в жизни человека» Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека Задачи:.

Опытно экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми по формированию представлений о взаимосвязи живой и неживой Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивные отношения к природе, к "рукотворному.

План работы по физическому воспитанию на один день для старшей группы «Солнце, воздух и вода наши верные друзья» Утро. Беседа о здоровом образе жизни. Утренняя гимнастика. Массажные дорожки. Занятие. Физкультурное развлечение на улице «Джунгли зовут».

Проект формирования первичных представлений об особенностях природыПроект формирования первичных представлений об особенностях природы "Проект формирования первичных представлений об особенностях природы" Старший воспитатель Степанова Валентина. Викторовна. г. Уфа МБДОУ Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа для формирования представлений о взаимосвязи природы и человека в старшей группе «Вода. Воздух»
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 09:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД