Лучший педагог года

Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся

ИРИНА ЖДАНОВА
Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся

Жданова И. В. ,

воспитатель МКОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

«Верх-Чебулинсий районный детский дом»

п. г. т. Верх-Чебула, Кемеровская область

Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся.

Публикация «Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся» размещена в разделах

В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней и внешней деятельности по преобразованию себя и социума. Необходимость развития у детей социальной активности отражено в целях и задачах стандартов нового поколения, результатом которой должно стать воспитание нравственного, гармоничного и ответственного гражданина России.

В самом общем определении социализация «есть процесс и результат социального формирования детей и молодежи, включения их в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения». Результатом социализации ученые называют социализированность личности.

В социализации ребенка самый продуктивный период - школьный, в котором формируется ценностная устойчивость и гибкость (наличие собственных взглядов и умение аргументировать свою точку зрения, появляется устойчивый интерес к чему-либо, ответственное отношение к делу, людям, умение понимать другого человека, сотрудничать в группе, наличие жизненных планов, толерантность, реализация в разных видах деятельности.

Уверены, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся. Сложность этапа социализации обусловлена разнообразными системами ценностей и взглядами на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учителя, сверстники и т. д., а также стремлением добиться определенного статуса и играть свою социальную роль. Возрастает значение социальной микросреды, товарищеского окружения. Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности обучающихся : готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, само развиваться и самосовершенствоваться.

Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.

Волонтерство - это понятие, которое возникло с появлением человечества, на основе благотворительности, бескорыстности и помощи нуждающимся. Оно обретало новые формы на протяжении многих веков.

В современном мире волонтерство - это добровольный труд, осуществляемый людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей и решение проблем общества.

Волонтерская деятельность представлена в различных добровольческих организациях, которые активно функционируют и развиваются в России и за рубежом.

В волонтерских движениях принимает участие активная молодежь не равнодушная к проблемам других людей, своей деятельностью молодые волонтеры решают достаточно острые, социально значимые проблемы, что, несомненно, способствует интенсивному общественному развитию. Любой желающий в нашей стране может оказывать волонтерскую помощь, для этого достаточно просто прийти в какую-либо организацию, изъявить желание и от ее имени оказывать помощь нуждающимся. Волонтерство полезно не только для тех людей, которым оказывается помощь, но и для общества в целом, волонтер активно преобразует социум и самого себя. Особое значение — это утверждение приобретает в отношении молодежи, так как молодежь находится на стадии развития, а их деятельность в составе волонтерского движения закладывает в них такие качества как милосердие, человеколюбие толерантность и многие другие качества которые просто необходимы современному обществу.

Сфера компетентности добровольческой деятельности — это сфера заботы, внимания, социального участия и защиты. Это непрофессиональная сфера занятости людей, по собственной воле принимающих на себя ответственность за заботу о людях, окружающей среде, состояние культуры и др.

Сферой компетентности добровольчества выступает поле безвозмездной деятельности, в котором не действуют экономические формы расчета и вознаграждения. Поэтому здесь не работают условно-договорные, юридические отношения в рамках взаимной прагматики. Забота — это односторонний процесс, она требует постоянной отдачи, вложений, усилий, непрестанного внимания и т. д. без ожиданий симметричной взаимности.

Волонтерская деятельность может стать одним из продуктивных видов деятельности, которые помогают достичь личностных результатов, таких как активное участие в общественной деятельности, проявляют гражданскую активность, способны к социальным преобразованиям, а также обладают возможностью самостоятельного выбора принципов, норм, образцов мышления формируют собственную точку зрения, творческий подход к делам и нестандартное решение ситуации.

Социализация - процесс и результат социального формирования школьников, включения их в социальные отношения.

В социализации ребенка самый продуктивный период школьный, в котором формируется ценностная устойчивость и гибкость, появляется устойчивый интерес к чему-либо, ответственное отношение к делу, людям, умение понимать другого человека, сотрудничать в группе, наличие жизненных планов, толерантность, реализация в разных видах деятельности.

Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности, учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.

Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!

Склонность молодежи к индивидуальным и нерегулярным формам общественного участия во многом затрудняет рост ее организованной гражданской активности. Вместе с тем во многом такие предпочтения общественного участия связаны с низким уровнем информированности молодежи об институализированных вариантах социальной активности, в том числе о некоммерческих организациях.

Привлечение молодежи к общественной деятельности не может быть успешным без активной информационной поддержки различных общественных (гражданских) инициатив.

Основным источником информации об общественных инициативах некоммерческих организаций на сегодняшний день являются неформальные связи с другими людьми («сарафанное радио», в то время как средства массовой информации используются для этих целей недостаточно активно.

Слабо используется и потенциал Интернета, особенно для целевого обращения к молодежной аудитории, которая, по данным всех исследований, значительно чаще, чем представители старшего поколения, обращается к этому источнику получения информации. С помощью Интернета молодежь может регулярно получать информацию об общественных и социальных событиях, об акциях, мероприятиях и других общественных действиях.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995, №4. - С. 29 - 35.

2. Волонтер и общество. Волонтер и власть. Научно-практический сборник. /Сост. C.B. Тетерский. Под ред. Л. Е. Никитиной. -М. : Academia, 2000 160 с.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3.Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3. «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся
Опубликовано: 2 октября 2020 в 15:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД