Наталья Демченко
«Волшебное путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
в подготовительной группе
[/b]
Лесосибирск 2013г
Тема: «Волшебное путешествие в зимний лес»
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи детей
Задачи:
- обогащать лексический запас детей;
- закреплять умение изменять имя прилагательное по родам и числам;
- учить правильно согласовывать имя существительное с
числительным;
- упражнять в правильном употреблении имени существительного в родительном и творительном падежах;
- учить образовывать СПП с предлогом «потому что»;
Публикация «„Волшебное путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- упражняться в образовании притяжательных прилагательных;
- закреплять умение детей правильно согласовывать имя
существительное с предлогом;
- упражняться в составлении рассказа по сюжетной картинке.
Оборудование: домик Снежной Красавицы, искусственные ели, «сугробы», дикие животные (игрушки, снежинки, «снежки», колокольчик, стульчики, сюжетные картинки, искусственные цветы, муляжи грибов, насекомых, бабочек.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Воспитатель и дети входят в зал и становятся в круг)
- Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
2. Обогащение словарного запаса детей.
- Ребята, какие признаки зимы вы знаете? (дни зимой ещё короче, чем осенью, солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо, часто идёт снег. Метут метели. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на деревьях, реки озёра покрыты льдом, деревья стоят без листьев).
- Какие зимние месяца вы знаете? Назовите по порядку. (Декабрь, Январь, Февраль).
- Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая?
(Волшебная, сказочная, морозная, сверкающая, снежная, вьюжная, холодная, шумная, задорная, белоснежная, вьюжная, праздничная, новогодняя,)
- У слова «Зима» есть много родственных слов. Давайте их назовём (зимний, зимушка, зимовье, зимовать, зимующий, перезимовать, перезимуем,)
3. Изменение прилагательных по родам и числам.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в зимний лес. Готовы? Какую шапку мы с вами наденем? (Зимнюю) Какие штаны мы с вами наденем? (Зимние). Какой пуховик наденут мальчики? (Зимний). Какое пальто наденут девочки? (Зимнее). Итак, в путь! (Музыка. Дети идут за воспитателем. Звуки сильного ветра). – Ребята, что это за звуки? (Это дует сильный ветер) – А как называется сильный ветер зимой? (Метель). – Как по-другому можно назвать сильный ветер? (Вьюга, пурга) (Ветер стихает).
4. Согласование имени существительного с числительным.
- Ой, ребята, посмотрите, домик какой-то стоит. Кто же в нём живёт? Давайте позвоним в колокольчик и узнаем, кто в нём живёт? (Окошки открываются)
-Это Снежная Красавица. – Сколько снежинок в короне С. К.? (В Короне Снежной Красавицы пять снежинок)
- Сколько дорожек ведёт в домик С. К.? (В домик С. К. ведёт три дорожки.)
- Сколько снеговиков стоит перед домиком С. К.? (Перед домиком С. К. стоит два снеговика.)
- С. К. приглашает нас с вами в свой волшебный зимний лес. Пойдём?
5. Употребление имени существительного в родительном падеже.
- С. К. решила с нами поиграть. Она поместила в свой зимний лес то, чего не бывает зимой. Найдите и назовите то, чего не бывает в зимнем лесу. Отвечать нужно полным ответом. (В зимнем лесу не бывает грибов. В зимнем лесу не бывает цветов. В зимнем лесу не бывает бабочек. В зимнем лесу не бывает кузнечиков.)
Физминутка
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой)
По сугробам мы пойдём,
В лес волшебный напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей)
Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали
(помахать ручкой)
А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками)
Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок)
Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
6. Употребление имени существительного в творительном падеже.
- Какие осадки часто выпадают зимой? (Снег)
-Снег зимой, какой? (блестящий, рыхлый, сыпучий, хрустящий)
- С чем можно сравнить снег? (Снег можно сравнить с шапкой, шубой, покрывалом, ватой,)
7. Образование СПП с предлогом «потому что».
- С. К. любит играть в снежки. А вы любите? Вот сейчас и поиграем в игру. Я буду начинать предложение, а вы будете его продолжать со слов «потому что».
-Зимой нужно надевать тёплую одежду, потому что на улице мороз.
- Зимой нельзя купаться в реке, потому что она замерзает (покрывается льдом).
- Зимой нет насекомых, потому что они могут замёрзнуть.
-Зимой нужно подкармливать птиц, потому что они сами не могут добывать себе корм.
-Зимой не растут цветы, потому что им не хватает тепла.
8. Образование притяжательных прилагательных.
- В лесу С. К. обитают дикие животные. Давайте назовём их (лиса, волк, белка, заяц). В холодные зимние дни лапки этих животных мёрзнут. Чьи лапки мёрзнут? (В холодные зимние дни мёрзнут заячьи лапки. В холодные зимние дни мёрзнут волчьи лапки. В холодные зимние дни мёрзнут лисьи лапки. В холодные зимние дни мёрзнут беличьи лапки.)
9. Согласование имени существительного с предлогом.
- В лесу прошёл снег. Как называется такое явление? (Снегопад). Каждый из вас сейчас выберет снежинку и запомнит, где он её нашёл.
(Я нашёл снежинку под ёлочкой. Я нашла снежинку около ёлочки. Я нашёл снежинку в сугробе. Я нашла снежинку за ёлочкой. Я нашла снежинку на ёлке. Я нашёл снежинку около сугроба. Я нашёл снежинку между двумя елями).
10. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Ребята, посмотрите, ваши снежинки одинакового цвета? (Нет) Разделитесь на группы по цвету снежинок. Те, у кого белые снежинки – первая группа. У кого – голубые – вторая группа. У кого – розовые – третья. Каждой группе нужно будет составить рассказ по картинке. (Рассказывает один человек из группы)
11. Итог:
- Ребята, вам понравилось путешествие в зимний лес? Но нам уже с вами нужно возвращаться в детский сад. (Музыка)
- Где мы с вами побывали? (В зимнем лесу)
- Что вам больше всего понравилось в зимнем лесу?
- Ну, а сейчас нас с вами ждёт наша группа. Пойдёмте.