Галина Николаевна Черниговская
Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Ду-ховность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Результаты формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию.
Публикация «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Примером такого подхода является русская культурная традиция, которая, во-первых, предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, уже пропитанный духовностью и нравствен-ностью.
Один из вопросов изучения - благодаря каким особенностям русская куль-тура является исключительно эффективной основой воспитания и обучения? Результатом этой кропотливой работы стала программа " Родничок: русская народная культура детям".
Основная цель программы - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.
В соответствии с целью были определены следующие воспитательно-образовательные задачи :
• знакомство дошкольников с различными формами культуры;воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
• поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
• содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
• формирование нравственно-патриотических чувств и развитие художественно-творческой активности детей.
В работе над программой были учтены две распространенные ошибки: вульгаризация русской культурной традиции (представление ее в виде выхолощенного концертного фольклора) и сведение ее только к народно-крестьянской традиции. А ведь наши традиции - это еще и русская классика в поэзии, литературе и музыке, и открытость восприятию шедевров культур соседних народов. В этом смысле русская культура "над-этнична", поэтому, оставаясь русской, она оказывается универсальной в таких полиэтнических коллективах, как большинство наших детских садов и школ.
Реализация программа предполагает использование народных методов воспитания и образования, введение в педагогический процесс всего богатства русской культуры, систематическую работу по приобщению к народной культуре по разным направлениям, с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и их родителей, а также установление внешних связей. Педагогическая деятельность планировалась в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, а также праздники. В рамках работы над программой на первом, подготовительном, этапе изучения была выделена такая важная особенность русской культур ной традиции, как приоритет ду-ховного, т. е. умение за разными конкретными предметами и явлениями видеть их духовную и душевную стороны, без чего не может быть гармоничной личности. Исходя из этого, были определены четыре концептуальных аспекта.
Все, что на протяжении нашей истории было сделано доброго и великого, удалось именно благодаря укорененному в сознании русского человека приоритету духовных ценностей над прагматической выгодой. Этим прио-ритетом пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смысл плясок и танцев, которые целомудренно взращивают из мальчиков мужчин, а из девочек женщин.
Одухотворенность любой работы, в т. ч. самой простой, вытекает из приоритета духовного. Народная традиция учит видеть творчество даже в технически примитивных работах, в ежедневном труде и быте. В традиционных русских семьях не было обучающих занятий, не связанных с реальными потребностями. Все поделки, изготовленные даже маленькими детьми, использовались по назначению и со смыслом. Это, во-первых, стимулирует творчество, а, во-вторых, помогает осмыслить поручения внешне неинтересные, привычку к которым так же важно воспитать, как основу будущего навыка систематического труда.
Приоритет духовного пронизывает и народный календарь, служащий канвой годового цикла жизни. Детям доставляют огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка к ним. И тут попутно, без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дошкольники знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Кроме того, на "посиделках" и других праздниках в разных формах и всевозможными способами осуществляется своего рода социализация детей, им сообщаются этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать во взрослой жизни.
И еще один аспект - освоение народной традиции с раннего возраста. В педагогике четко определены требования к детям определенного возраста, что естественно для интеллектуального и физического развития, но эмоционального и духовного уровней это не касается. А именно эти уровни определяют и самосознание, и будущий потенциал интеллектуального роста.
Интуитивная жизнь трехлетнего ребенка не менее активна, чем в старшем возрасте, но она приходится на период формирования характера, первых опытов по адаптации в коллективе. Применительно к раннему возрасту преимущество методов народного воспитания в том, что первичны эмоциональная, душевная стороны, а именно к ним наиболее восприимчивы маленькие дети. Интеллектуальная сторона тоже разовьется быстрее и сильнее у тех, кто в раннем возрасте получил эмоциональный и душевный заряд, зало-женный в самой природе народного воспитания, традиций и фольклора.
Прекрасная русская пословица гласит : "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле". Поэтому уже в группах раннего возраста с 2-летними детьми педагоги поют народные песенки, колыбельные, пе- стушки (от слова "пестовать" ребенка). Они способствуют усвоению условных связей между названием и предметом, т. е. обучают языку. Важно, что освоение языка начинается с усвоения эмоциональных форм, а не назидательно. Простые напевы - первая ступенька к постижению многообразной и сложной народной музыкальной культуры. Даже дети, не умеющие говорить, стараются повто-рить интонации этих колыбельных, а слушая веселые плясовые песни, начинают приплясывать.
В процессе практической реализации про- л граммы и на основе изученных материалов была выявлена еще одна характерная для
русской культурной традиции особенность - приоритет коллективного.
В русской традиции приоритет коллективного - это не просто "общественное выше личного". Это скорее одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом. Ведь без этой гармонизации мощное инициирование личности, ее раскрепощение в результате применения народных методов воспитания, обернулись бы эгоцентризмом, выраженным в крайней форме "вседозволенности". Но этого не происходит именно потому, что в народной традиции любое частное мыслится главным образом в связи с более высоким общим. На практике следствием этого являются:
• необходимое сочетание личной свободы для каждого с авторитетом старшего;
• быстрая социализация детей, которые приходят в группу в середине года;
• традиционное гостеприимство.
В методическом плане эти позиции представлены в работе детского сада следующими положениями. Во-первых, никакой избирательности в подборе групп, т. е. принципиальная неэлитарность исходного коллектива. В реальных народных праздниках, обрядах, играх не было просто зрителей. Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в со-ответствии со склонностями и способностями: кто- то лучший плясун и первым выходит в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием их исполня-ет. А если у человека нет ярко выраженных музыкальных или актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми? участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает индивидуальность благодаря импровизационному характеру народных праздников и обрядов. Для ребенка стать "действующим лицом" особенно важно, т. к. освоение навыков идет быстрее, они лучше закрепляются.
Во-вторых, для развития индивидуальности необходима свобода, направляемая органичной коллективной координацией. Игровая и импровизационная атмосфера, свойственная народным обрядам и празд-никам, позволяет детям максимально развивать индивидуальность. Народные праздники и обряды имеют характер коллективной игры, которая:
• прививает навыки самоконтроля в рамках коллективной дисциплины;
• учит постоянному вниманию к сигналам лидера, в частности воспитателя.
В-третьих, детский сад - модель сообщества, где взаимодействуют не только сверстники и взрослые но и дети разного возраста. В традиционной русской семье малышами занимались не только родители, но и старшие братья и сестры. Младшие перенимали от старших игровые и поведенческие навыки не в порядке "уроков", а путем наблюдения, осмысления и творческого воспроизведения. Также и в детском саду дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших воспитанников. Поэтому важно приглашать малышей на праздники и досуг детей старших групп.
Поддерживать интерес к познанию жизни своих предков, развивать художественно-творческую активность дошкольников помогают созданные в ДОУ этнографический музей "Русская изба" и мастерская- студия "Капелька" по росписи произведений народного искусства. В музее дети не только знакомятся с предметами быта, их названиями, назначением, со способами действий с ними, но и приобщаются к традиции. Например, чаепитие у самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. В мастерской-студии воспитанники под руководством опытного педагога расписывают предметы, игрушки, изготавливают своими руками кукол.
Знакомство детей с народными традициями, активизация речевой деятельности, расширение словарного запаса обеспечиваются также в процессе игровых обучающих ситуаций. В качестве примера в приложении представлен сценарий активизирующего общения "Ай, ай, месяц май: и тепел, и холоден (не холоден, так голоден)" для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание дошкольников в русле русской культурной традиции - это не только средство духовного и интеллектуального развития личности, но и про-филактика таких характерных для нашего времени деформаций личности, как эгоцентризм, увлечение "вещизмом" или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. Поэтому наш путь - это обращение к российской старине, попытка реализовать в современных условиях традиционные ценности, фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы.
Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.
Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. К. Д. Ушинский отмечал, что для дошкольника праздник совсем не то, что для нас, взрослых. Дети считают свои дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы детство без праздников.
Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, поскольку начинались они, когда "солнце поворачивает на лето", т. е. в декабре, а заканчивались поздней осенью сбором урожая.
Основу всех праздничных традиций составляли языческие представления об устройстве. мира, о взаимодействии людей с космосом, природой. Праздник ассоциировался с образом колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота - макушки лета. В его канун проявляются темные силы природы, от которых можно уберечься или перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.
Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствуют сближению всех членов семьи, жителей села, деревни, города, выполняют образовательную функцию, т. к. в процессе общения люди обмениваются впечатлениями и новостями.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, коллектив ДОУ преследовал цель приобщения вое питанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников. Основной задачей стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника, особенностями организации действа и гостевым этикетом. Немаловажен для коллектива и положительный эмоциональный подъем, радостное настроение детей.
• По мнению педагогов, дошкольники должны приобщаться к праздничной культуре, существующей в стране на протяжении длительного времени. Соглас-но общепринятой классификации различают следующие виды праздников:
• народные и фольклорные (Зимние святки, Масленица, Красная горка (весенние игрища и забавы, Праздник русской березки, Осенины);
• государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);
• международные (День защиты детей, Международный женский день - 8 Марта);
• православные (Рождество, Пасха, Вербное воскресение, Покров);
• бытовые и семейные (дни рождения детей, выпускной, праздники мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов и др.).
При организации детских праздников как особой
формы проведения свободного времени соблюдались следующие принципы, характерные для русского досуга : душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного уклада жизни, состояние всеобщей гармонии.
В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником: проводами зимы, радостью собранного урожая, летними гуляньями. Из всего многообразия коллективом ДОУ были выбраны наиболее значимые праздники.
Осенины - встреча осени, отмечается в октябре. Праздник встречали у воды. Рано утром выходили к берегам рек, озер, прудов встретить матушкуФсени- ну с овсяным хлебом. Основными целями организации этого праздника с детьми являются расширение социально-коммуникативных умений, осмысление дошкольниками истоков народных праздников. Перед торжеством с детьми проводится предваритель-ная работа. Так, например, специально для выставки "Дары природы" или "Осень урожайная" дошкольники вместе с родителями изготавливают поделки из овощей и других даров природы. Каждая группа оформляет осеннюю композицию, придумывает свой девиз. О своеобразии народного земледельческого календаря дети узнают во время интегрированных занятий познавательного цикла.
Христианские праздники на Руси всегда соседствовали с народными. Накануне Рождества в селах и деревнях девушки и парни группами ходят по улицам от одного дома к другому и под окнами поют колядки. Цели проведения данного праздника с детьми - путем создания цепочки соответствующих ситуаций способствовать более полному осмыслению исторического наследия прошлого; воспитывать любовь к Родине, своему народу, уважение к русскому языку. В рамках предварительной работы педагоги организуют выставки "Елочная игрушка" или "Народные шумовые инструменты". Воспитанники вместе с родителями изготавливают из бросового материала оригинальные игрушки или шумовые инструменты для проведения колядок. Во время интегрированных занятий дети узнают об обычаях и традициях русского народа, особенностях зимних праздников.
Цели проведения Масленицы - представить дошкольникам особенности народных масленичных гуляний; воспроизвести яркие обрядовые моменты праздника; воспитывать гуманизм, человеческое достоинство, гражданскую позицию. Погружению детей в атмосферу древнего народного праздника способствовали создание вместе с родителями тряпочных кукол в русских народных костюмах, а также роспись деревянной посуды по мотивам народного прикладного искусства. Детские поделки были представлены на выставках "Русский народный костюм" и "Культура русского быта". Приобщению к народной праздничной культуре также способствовали интегрированные занятия, организованные с детьми на тему "От праздника пробуждения медведя (Комоедицы) до широкой Масленицы". Дошкольники с удовольствием и интересом принимали активное участие в народных играх и гуляньях, организованных педагогами.
Воспитать художественный вкус, пробудить желание создавать из обычного необычное стало главной целью организации совместной работы детей, родителей и воспитателей по росписи яиц разнообразными способами. Оформленные композиции были представлены на выставке, предшествующей празднованию Пасхи.
Создать условия для выражения детской радости, хорошего настроения помогла работа по изготовлению кукол из бросового материала. В помощь родителям воспитатели оформили специальные памятки с описанием разных технологий изготовления народной куклы. В преддверии Святой Троицы в детском саду также организуется выставка. В качестве примера в приложении представлен сцен^|Ьий праздника Солнечный хоровод у березки'.
Подготовка к празднику всегда вызывает у дошкольников интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральные качества личности. Участие воспитанников не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и взрослых. Активная деятельность в этом направлении обеспечивает социализацию ребенка, формирует его активную позицию и приобщает к человеческой культуре, сохранению традиций и обычаев русского народа. Самое главное, чтобы дошкольник не оставался пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем, и задача взрослого всячески этому способствовать. Подготовка к празднику также имеет огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У дошкольников постепенно появляются навыки и умения, связанные с организацией праздничного веселья, складывается культура проведения подобных мероприятий. Старшему воспитателю следует позаботиться о том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к празднику, наметить совместные действия педагогического коллектива и детей, чтобы день прошел весело и интересно. В первую очередь необходимо продумать программу праздника, в составлении которой принимают участие все сотрудники ДОУ и конечно же дети старшего дошкольного возраста.
Особое внимание в ДОУ уделяется организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Она выражается в творческой продуктивной деятельности по подготовке к празднику. Изготавливаются элементы праздничного оформления, аксессуары народного костюма, разучиваются песенки, народные игры, хороводы.
При оформлении музыкального зала и групп используются рисунки и поделки детей. Родители являются хорошими помощниками в этой работе. Они активно участвуют в подготовке к праздничным мероприятиям (например, изготавливают образцы народного праздничного костюма, обшивая кукол и т. п., часто становятся участниками самого веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь, дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера и ментальности.