Гузель Хасанова
Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Хасанова Г. А,
(МБДОУ №8 «Березка», г. Альметьевск)
Статья на тему
«Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи»
Публикация «Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
Актуальность проблемы определяется тем, что задачи, стоящие сегодня перед педагогами ДОО, требуют необходимости нововведений в сотрудничество с родителями по вопросу физического воспитания детей дошкольного возраста, в частности старшего дошкольного возраста, разработки и внедрения системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Педагоги часто испытывают затруднения во взаимодействии с семьями детей старшего дошкольного возраста, так как не учитывают потребности родителей в вопросах физического воспитания своих детей, используют неэффективные методы и формы взаимодействия с родителями или просто не готовы к сотрудничеству с ними.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать педагогические условия взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников по воспитанию физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников по воспитанию физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Для правильного понимания сущности педагогических условий взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста необходимо раскрыть понятие «педагогические условия».
М. В. Зверева связывает педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают как компонент педагогической системы. Данная система, в свою очередь, отражается в следующей совокупности [2, с. 55] :
- внутренних элементов, обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса;
- внешних элементов, содействующих реализации процессуального аспекта системы элементов, которые обеспечивают её эффективное функционирование и дальнейшее развитие.
Б. В. Куприянов и С. А. Дынина считают, что педагогические условия являются планомерной работой по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, которая должна обеспечивать возможность контроля результатов научно-педагогического исследования [8, с. 70].
Нашими педагогическими условиями, при реализации которых взаимодействие педагогов ДОО с семьями воспитанников по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, являются:
1. Реализация проектной деятельности во взаимодействии с родителями по физическому воспитанию детей.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с родителями.
Первое педагогическое условие – реализация проектной деятельности во взаимодействии с родителями по физическому воспитанию детей.
Становление новой системы образования требует существенных изменений, как в педагогической теории, так и в практике ДОО, совершенствования педагогических технологий. На сегодняшний день любая ДОО в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и сконструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, формирование у них интереса и потребностей к активной деятельности. Так одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который, в свою очередь, помогает успешно организовывать тесные связи и взаимодействие с родителями.
Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Проектная деятельность позволяет развивать не только данную цель, но и с привлечением родителей помочь появлению в семье новых общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием. Организация и проведение семейных проектов способствует развитию понимания у родителей того, что совместные усилия нужны, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития.
Л. С. Киселева рассматривает проект как цель, принятую и освоенную детьми, актуальную для них; как конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели; как метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды [7, с. 34].
Второе педагогическое условие - повышение профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с родителями.
В развитии компетентности педагога важную роль играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен обладать компетентный педагог.
В последнее время педагоги все чаще сталкиваются с низкой компетентностью родителей в вопросах физического воспитания. Полноценное воспитание детей дошкольного возраста невозможно без помощи родителей. Поэтому основная задача педагогов ДОО сделать так, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками. Но иногда при организации взаимодействия между педагогами ДОО и родителями возникают трудности.
Таким образом, мы рассмотрели понятие «компетентность» с позиции разных авторов и выбрали понятие, близкое нашему исследованию. Мы согласны с точкой зрения И. А. Зимней [3, с. 114], которая рассматривает компетентность как актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека. Также мы рассмотрели понятие «компетентность» через профессионально-педагогические способности.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов можно выделить следующие формы:
- семинар: позволяет педагогам обсуждать сообщения и доклады, тем самым углублять их знания для самостоятельного применения в собственной деятельности;
- мастер-класс: позволяют продемонстрировать педагогам знания и практические умения применения различных дидактических средств обучения, определять эффективные методы и формы сотрудничества с семьями;
- консультация: организуются для уточнения каких-либо вопросов, возникающих в результате решения задач образовательного процесса группы;
- круглый стол: позволяет обсудить проблемы и сложности в организации образовательного процесса, привлечения родителей к нему;
- посещение профессиональных интернет-сайтов: позволяет обогатить знания педагогов в области дошкольного образования, познакомиться с достижениями других педагогов;
- курсы повышения квалификации: способствуют повышению профессионализма педагогов в области сотрудничества с семьями воспитанников;
- чтение специализированных книг, журналов: позволяет познакомиться с передовым опытом ученых и исследователей по вопросам организации взаимодействия ДОО и семьи, тенденциями современного образования.
- тренинги: позволяют получать педагогам новую информацию, формировать (развивать) новые умения, навыки, установки, которые можно будет применить на практике.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность реализации проектной деятельности подтверждается во ФГОС ДО и является эффективным средством сотрудничества ДОО и семьи. Выделяются разные типы проектов, выбор которых обусловлен целями и задачами сотрудничества. Проектная деятельность позволяет приобщать родителей к образовательному процессу ДОО. Компетентность, на наш взгляд, предполагает формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников является важным направлением деятельности ДОО по установлению сотрудничества с родителями. Значимым в этом процессе является пересмотр содержания и форм работы с педагогами с учетом их личностных особенностей, причин трудностей в общении, а также введение активных форм взаимодействия с коллективом.
Список литературы
1. Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2013. – 322 с.
3. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 4–е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2014. – 112 с.
4. Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия" / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2013. – № 2. – С. 210.