МААМ-картинки

«Воспитание и развитие интеллектуальной и творческой личности». Консультация для педагогов ДОУ

Гульнара Абдулаева
«Воспитание и развитие интеллектуальной и творческой личности». Консультация для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Готовить ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество - самовыражение и самоутверждение личности.

Каждый ребёнок индивидуален, имеет определенные задатки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации – задача весьма важная. Пытаясь понять мир, дети фантазируют, поскольку не могут ещё объяснить те или иные явления реальности. По мере накопления жизненного опыта ребенок всё больше узнаёт и умеет делать. И чем больше и шире объём его знаний, чем богаче и разнообразнее представления и воображение, тем больше уверенности и изобретательности в умениях и навыках, а значит, любознательности и заинтересованности в различных видах деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям». Если же у него недостаточно знаний, умений, он не может выразить свои мысли и чувства, в полной мере. Это грозит потерей интереса, сужением кругозора, отказом заниматься тем или иным видом деятельности. «Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».

Публикация «„Воспитание и развитие интеллектуальной и творческой личности“, Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах

Сможет ли ребёнок не растерять, перенести с собой во взрослую жизнь то лучшее, что даёт ему детство, - от этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. И важная роль в воспитании творческой натуры, раскрытии творческого потенциала и направлении творческой деятельности в нужное русло принадлежит взрослым. Научить преодолевать препятствия, вселить уверенность в собственные силы, привести к успеху - вот задача родителей, воспитателей, педагогов. Безразличие к судьбе ребёнка может обернуться угасанием творческой энергии, потерей любознательности, интереса к деятельности.

Одна из причин потери способности к творчеству - недостаточность или односторонность умственного, эмоционального и эстетического развития. Поэтому весьма важно знать, насколько ребёнок занят деятельностью, требующей применения творческих способностей, воображения, насколько она способствует развитию познавательной сферы, даёт толчок к проявлению фантазии, вызывает положительные чувства. Если деятельность вызывает интерес, захватывает ребёнка, его умственные и физические силы, то возникает установка на преодоление трудностей, а это побуждает к самостоятельному поиску вариантов решения, т. е. к активности.

В детском возрасте потребность в творчестве очень велика, и способность к творчеству проявляется достаточно рано, поскольку в самой природе ребенка заложена восприимчивость и предрасположенность к нему. Как отмечал Выготский Л. С. : «… творческие процессы обнаруживается во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Творческие задатки выражаются в лепке, аппликации, в моделировании одежды для кукол, в сочинении сказок и т. д. игры детей это тоже творчество, где сюжеты дети берут из жизни, и подражание поведению взрослых есть творческое преломление этого поведения в детском сознании. Поэтому структура творческого процесса, его развитие и значение для формирования личности, созревании каждого ребенка – важные вопросы детской психологии и педагогики.

По утверждению И. Я. Лернера, творчеству можно и нужно учить. В первую очередь потому, что оно способствует развитию наблюдательности, внимания, обогащает сознание ребенка новыми представлениями, будит фантазию, развивает мышление, воображение, воспитывает настойчивость и волю, развивает чувства. «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка», - так характеризует творчество педагог А. А. Волкова. - «Поэтому важным моментом в развитии детского творчества является своевременное и правильное руководство со стороны взрослых творческим процессом, которое должно способствовать приобщению каждого ребёнка к самым разнообразным видам деятельности с целью выявления круга познавательных интересов, раскрытия способностей к определённому виду творчества, а в целом - развития творческого потенциала. Как явление "уникальное", "детское" творчество - процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы».

Задача педагогов - научить детей своими руками выполнять различные творческие задания : создать рисунок, аппликацию, вылепить фигурку, спеть, станцевать и т. д. При этом ребёнок должен получить удовлетворение от своей деятельности, то есть и сам процесс творчества, и результаты его должны вызывать положительные эмоции. К тому же художественное творчество - это не только получение новых знаний и умений, но и воспитание волевых качеств личности, прикладывание умственных, физических, трудовых усилий. Поэтому очень важно предоставлять детям самостоятельность в решении творческих заданий, нагружая их содержанием, способствующим формированию эстетических представлении, развитию эстетического восприятия, мышления, воображения, чтобы они не копировали, а осознанно создавали собственные образы в рисунках, лепке, импровизациях и т. д.

Однако не все дети готовы самостоятельно решать творческие задачи, проявлять инициативу, находчивость. И здесь необходима помощь взрослого. Педагог должен организовать работу так, чтобы вовлечь каждого ребёнка в деятельность, направить его, т. е. найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у него желание «сочинять». И здесь важно объяснять, показывать, как происходит сам творческий процесс (процесс рисования, лепки, пения, игры).

Специалисты по проблемам детского творчества (Е. И. Игнатьев, Н. П. Сакулина, Т. Е. Комарова, Т. Я. Шпикалова) подчёркивают, что для успешного творчества детей важно поощрять их деятельность. Инициатива, самостоятельность, находчивость при внесении дополнений, уточнений в собственные произведения не только обогащают и развивают творческое мышление, воображение, но и способствуют удовлетворению потребности в познании, в овладении способами деятельности, умениями и навыками, в самоутверждении. Велика роль взрослого, одобрительно поддерживающего любые творческие начинания и находки ребёнка.

Весьма важное и крайне необходимое условие успешного развития творческого начала в ребёнке - содержание, формы и методы занятий. От глубокого, насыщенного содержания занятий, разнообразных и интересных форм их проведения, от методически грамотного и творческого подхода к занятиям педагогов, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, зависит развитие творческой активности, познавательного интереса, желание заниматься.

Основными педагогическими условиями развития познавательных интересов в процессе творческой деятельности являются:

• организация разнообразной деятельности детей (продуктивной, игровой, обучения, общения). При этом к деятельности ребё нка необходимо предъявлять следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности, положительная мотивация;

• расширение и углубление знаний каждого ребёнка. При этом важно поддерживать у детей чувство удивления перед окружающим миром;

• успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности. По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения интерес с материализованных действий будет переключаться на сами знания:

• включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск знаний, ответов на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность.

Таким образом, при всем многообразии процессов, включенных в познавательный интерес, они не изолированы, и их наличие является условием интеллектуально-творческого развития личности. Познавательный интерес выступает как чувство, воля, влечение, побуждение, мотив, как отношение к окружающей действительности, как направленность личности, и, наконец, как интеллектуальный процесс. Только в единстве всех составляющих этого понятия возможно подлинное, всестороннее развитие познавательного интереса как непременного условия развития личности ребенка.

Литература:

1. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М. : Издательский Дом «Зимородок», 2006.

2. Родительский собрания в детском саду. Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2013.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Роль сказки в формировании личности ребенка «Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект.» «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание и развитие интеллектуальной и творческой личности». Консультация для педагогов ДОУ
Опубликовано: 10 января 2015 в 13:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Воспитание и развитие интеллектуальной и творческой личности». Консультация для педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Абдулаева (УИ 293964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД