Лариса Мурашова
Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но он также направлен на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Публикация «Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в - коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности, а также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В нашем ДОУ мы разработали и реализовали проект «Сказка в гости к нам пришла». Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении целей, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребенка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным, «взрослым». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта: создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Наш проект в своей реализации проходил в три этапа.
На подготовительном мы провели анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка; оформили книжный уголок в группе по теме проекта «Русские народные сказки»; создали консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Нравственное воспитание детей»; подобрали необходимый наглядно-дидактический материал для реализации данного проекта.
С целью заинтересовать родителей темой проекта на основном этапе провели консультации с родителями; с детьми провели беседу «Что такое русская народная сказка?», сформировав представления о русских народных сказках. Также с детьми, для восприятия и формирования зрительных образов сказочных героев, развития эмоционального отношения к действиям и героям сказок, рассматривали иллюстрации, читали и рассказывали русские народные сказки, беседовали по содержанию и обсуждали героев и их поступки. Для закрепления содержания сказок дети пересказывали их содержание, обыгрывали с помощью настольного и пальчикового театра. Использование дидактических игр «Узнай сказку», «Собери сказку»; «Кто лишний» на данном этапе способствовало развитию мышления, памяти, мелкой моторики. Для развития интереса к чтению мы с детьми посетили библиотеку, где сотрудники учреждения в интересной и доступной форме рассказали о русских народных сказках. С целью развития фантазии, воображения, умения составлять композиции, умения работать в коллективе мы провели подгрупповое занятие по лепке по сказке «Колобок». Также на данном этапе было проведено занятие по рисованию на тему «Мой любимый сказочный герой» с целью развития фантазии, воображения и возможности посредством рисунка выразить свое собственное отношение к героям сказок, воплотить свои переживания. Совместно с родителями была проведена работа по изготовлению масок, костюмов для драматизации сказки «Заюшкина избушка».
На заключительном этапе была проведена выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», а для родителей мы с детьми показали драматизацию сказки «Заюшкина избушка».
Подводя итог проделанной работы в нашем ДОУ, можем сказать, что в ходе системного использования русских народных сказок у наших дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на любимых героев, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились понимать такие нравственные категории, как добро и зло; хорошо и плохо; можно и нельзя, научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, в особенности на нравственное воспитание. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Хотелось бы закончить словами А. С. Пушкина «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Список литературы:
1. Ведерникова В. М. Русская народная сказка. М. : Наука. 1975. 136 с
2. Горбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 18-22
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006. 64 с.
4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С.
6. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду. / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. //Дошкольная педагогика. № 4. 2013. С. 9-15
7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М. : Мозаика Синтез. 2012.
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Сфера. 2002. 185 с.
9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Ярославль: ГЦРО. 2011. 108 с.