Получи документы

Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта «Сказка в гости к нам пришла»

Лариса Мурашова
Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но он также направлен на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Публикация «Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в - коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности, а также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В нашем ДОУ мы разработали и реализовали проект «Сказка в гости к нам пришла». Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении целей, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребенка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным, «взрослым». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Наш проект в своей реализации проходил в три этапа.

На подготовительном мы провели анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка; оформили книжный уголок в группе по теме проекта «Русские народные сказки»; создали консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Нравственное воспитание детей»; подобрали необходимый наглядно-дидактический материал для реализации данного проекта.

С целью заинтересовать родителей темой проекта на основном этапе провели консультации с родителями; с детьми провели беседу «Что такое русская народная сказка?», сформировав представления о русских народных сказках. Также с детьми, для восприятия и формирования зрительных образов сказочных героев, развития эмоционального отношения к действиям и героям сказок, рассматривали иллюстрации, читали и рассказывали русские народные сказки, беседовали по содержанию и обсуждали героев и их поступки. Для закрепления содержания сказок дети пересказывали их содержание, обыгрывали с помощью настольного и пальчикового театра. Использование дидактических игр «Узнай сказку», «Собери сказку»; «Кто лишний» на данном этапе способствовало развитию мышления, памяти, мелкой моторики. Для развития интереса к чтению мы с детьми посетили библиотеку, где сотрудники учреждения в интересной и доступной форме рассказали о русских народных сказках. С целью развития фантазии, воображения, умения составлять композиции, умения работать в коллективе мы провели подгрупповое занятие по лепке по сказке «Колобок». Также на данном этапе было проведено занятие по рисованию на тему «Мой любимый сказочный герой» с целью развития фантазии, воображения и возможности посредством рисунка выразить свое собственное отношение к героям сказок, воплотить свои переживания. Совместно с родителями была проведена работа по изготовлению масок, костюмов для драматизации сказки «Заюшкина избушка».

На заключительном этапе была проведена выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», а для родителей мы с детьми показали драматизацию сказки «Заюшкина избушка».

Подводя итог проделанной работы в нашем ДОУ, можем сказать, что в ходе системного использования русских народных сказок у наших дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на любимых героев, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились понимать такие нравственные категории, как добро и зло; хорошо и плохо; можно и нельзя, научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, в особенности на нравственное воспитание. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

Хотелось бы закончить словами А. С. Пушкина «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Список литературы:

1. Ведерникова В. М. Русская народная сказка. М. : Наука. 1975. 136 с

2. Горбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 18-22

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006. 64 с.

4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С.

6. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду. / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. //Дошкольная педагогика. № 4. 2013. С. 9-15

7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М. : Мозаика Синтез. 2012.

8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Сфера. 2002. 185 с.

9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Ярославль: ГЦРО. 2011. 108 с.

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках реализации проекта «Сказка в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» Духовно – нравственное воспитание детей в рамках.

Конспект проекта «Осень в гости к нам пришла» для детей 1.6–2 лет Проект «Осень в гости к нам пришла» Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Осень». Задачи: Знакомить детей с доступными осенними.

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы) В настоящее время перед обществом необычайно.

Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр» РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР. «Маленькие дети…играют, как птица поет». Н. К. Крупская. Нравственное.

НОД «Сказка в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевской городской округ «Детский сад №34» КОНСПЕКТ НОД «СКАЗКА В ГОСТИ.

НОД «Сказка в гости к нам пришла» по развитию речи по мотивам сказок «Теремок», «Колобок, «Репка» Конспект НОД «Сказка в гости к нам пришла» по развитию речи (по мотивам сказок: «Теремок», «Колобок, «Репка») Цель: Развивать и активизировать.

Педпроект «В гости Сказка к нам пришла» Краткосрочный творческий, информационно-познавательный. педагогический проект"В гости Сказка к нам пришла" 1. Информационная карта проекта.

Самообразование «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок» Пояснительная записка. «Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.

Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». Сухомлинский В. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта «Сказка в гости к нам пришла»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 13:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта «Сказка в гости к нам пришла»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мурашова (УИ 432071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД