Парухина Марина
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. Ученые назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом «Я сам!»
В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать, стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.
Публикация «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.
Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах :
Индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
Групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
Методы формирования навыков самообслуживанияI группа методов
Показ действия
Пример взрослого или других детей
Метод приучения
Целенаправленное наблюдение
Метод игры
Методы формирования навыков самообслуживанияII группа методов
Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра
Рассматривание иллюстраций, картин
Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы
Формы работы с родителями по формированию КГН и навыков самообслуживания у детей :
индивидуальные беседы;
консультации;
стендовая информация;
анкеты –опросники;
родительские собрания;
выставка литературы (художественной, методической).
Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснения.
Потом он начинает сам выполнять отдельные действия.
И наконец, выполняет работу полностью, под контролем взрослых.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.