Получи документы

«Воспитание у детей интереса и любви к природе». Консультация для родителей

Липина Оксана
«Воспитание у детей интереса и любви к природе». Консультация для родителей

КОНСУЛЬТА ЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «Воспитание у детей

интереса и любви к природе».

ЦЕЛЬ: Формирование экологического сознания у родителей, вовлечение их в совместную работу с педагогами ДОУ. Пробудить интерес у родителей к миру природы.

Публикация «„Воспитание у детей интереса и любви к природе“, Консультация для родителей» размещена в разделах

ПЛАН

1. Путешествие в мир природы.

2. Роль книги в эстетическом воспитании детей.

3. Дошкольный возраст - «возраст сказок».

4. Рисование - как один из действующих методов воспитания любви и

бережного отношения к природе.

5. Игра - путь детей к познанию мира.

6. Природа - главный наставник ребенка в воспитании.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: Повысился уровень экологической культуры

среди родителей; появилась заинтересованность воспитывать у своих детей любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней, используя художественную литературу, произведения искусства.

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашке и фартучке нарисованы зайчики и цыплята; он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на папу и маму, - это кошка, собака, птица, рыбка в аквариуме! В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок начинает путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и, несомненно, самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Еще великий Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». Начало этому должно быть положено в семье.

Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании малышей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Предметом чтения могут стать прежде всего произведения таких писателей, как В. Бианки и М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервурд, Д., К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто и др. Если дети хотя бы один раз увидели книгу с картинками, услышали чтение доступных их возрасту рассказов или сказок, они уже полюбили книгу. В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших. Родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти навстречу детским желаниям, читать им, приобретать для них и брать в библиотеке книги.

Выбирая книгу, обратите особое внимание на то, чтобы в ней было как можно больше картинок, раскрывающих шаг за шагом весь ход событий. Рисунки в книжке подчас более важны для ребенка, чем сам текст, особенно для ребенка двух-четырех лет. Для детей постарше полезны и книги, где рисунков меньше, но важно, чтобы художник сумел помочь ребенку разобраться в основной идее книги. Особенно любят малыши сказки.

Сказка заняла настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Сказочные образы близки по своему характеру образам воображения ребенка. Детям младшего дошкольного возраста (двух-четырех лет) интереснее сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста (пять-семь лет) доступны и многие волшебные сказки. Ребенок очень живо и эмоционально воспринимает описанные события, мысленно участвует в них. Он активно сопереживает героям, радуется и горюет вместе с ними. Когда в детском саду малышам читают сказку «Волк и семеро козлят», пятилетние дети в негодовании бьют кулачками по картинке, на которой изображен злой волк и, наоборот, нежно целуют, гладят нарисованных козлят. Двухлетний мальчик, рассматривая картинку, где нарисован волк, бегущий за зайцем, из сочувствия к зайцу перегибает картинку пополам и тем самым пытается его спасти.

Сказки можно использовать и в более узких, но очень важных воспитательных целях - в привитии детям санитарно-гигиенических и культурных навыков. Сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», наряду с замечательными стихами В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и А. Барто «Девочка чумазая», могут служить в семье прекрасным и действенным средством воспитания привычки к чистоте и любви к порядку.

Другая существенная особенность эстетического восприятия дошкольника состоит в том, что нравственная оценка, которую ребенок дает произведению искусства, влияет и на эстетическую оценку ребенком этого произведения. Для малыша, например, «хорошая» сказка - это та, в которой «хороший» конец и где справедливость торжествует. Отмечается своеобразный подход ребенка к некоторым видам художественных произведений, как к образам реальности, когда он начинает оценивать художественные произведения, в том числе и сказку, с точки зрения их соответствия окружающей жизни. В этом присутствует так называемый «реализм детского воображения». Так, шестилетняя девчушка, рассматривая иллюстрации к сказке К. Чуковского «Федорино горе», где тарелки, убегающие от Федоры, изображены с крылышками, замечает, «что было бы лучше, чтобы они катились, а не летели».

Дети придирчиво следят за тем, чтобы изображенное не противоречило тому, что они видели в жизни. Так, пятилетний Игорь недоволен неправдоподобным изображением волка со светлым хвостом и белесыми глазами: «У волков не бывают белые глаза», - говорит он с уверенностью.

Дети младшего дошкольного возраста (два-три года) не всегда могут отличить возможное от невозможного, ведь их опыт еще очень мал. Порой они готовы согласиться с любым вымыслом. В этом возрасте восприятие рисунков, которые не соответствуют действительности, может привести к возникновению у детей неправильных представлений. Поэтому взрослые должны помочь малышам разобраться, «как же бывает на самом деле и как не бывает». Воспитывая вашего сына или дочь, вы должны учитывать эти особенности детского восприятия.

В дошкольном возрасте ребенок уже может «оценить» и поэтические произведения. Первый интерес к стихам, яркой рифме и четкому ритму начинает проявляться очень рано - в полтора-два года. Та любовь к стихам устойчива на протяжении всего дошкольного возраста, но особенно велика в младшем и среднем дошкольном возрасте. Недаром К. Чуковский возраст от двух до пяти лет называл «стиховым периодом».

В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, позже, в возрасте от двух до пяти лет, стихи-небывальщины, или, как их называл К. Чуковский, «лепые нелепицы». К шести-семи годам ребенку становятся доступны детские сатирические стихи на моральные темы, например, стихи А. Барто.

При выборе книг необходимо учитывать, что дети особенно любят стихи, в которых дети - действующие лица. Хорошо, когда для чтения отведено постоянное время. Лучше не больше часа в день.

Для того, чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы решается через изображение растений, животных.

Рисование - один из действенных методов воспитания любви и бережного отношения к природе. Уже первые наблюдения детей дают им представления о временах года, сезонных явлениях природы. Дети воспринимают и поэтические, и художественные картины времен года. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Когда ребенку пойдет второй год, гуляя с ним, дайте ему палочку и покажите, как можно чертить ею линию на песке или снегу. С карандашом его рука еще не справится, но дома он будет с интересом наблюдать, как что-то несложное рисует взрослый. Сам же взяться за кисть (кисточкой и

красками ребенку рисовать легче, чем карандашом) ребенок сможет на третьем году. К этому времени дайте ему пластилин, а еще лучше - мягкую глину.

Детям можно предложить раскрасить изображенные листья деревьев, отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают, нарисовать те или иные растения, тех или иных животных. Вы прочли своему трехлетнему сыну сказку «Петушок и чудо-ме ленка». Малыш изъявил желание нарисовать, «как петушка бросили слуги в колодец», Малыш нарисовал петушка - голову с клювом и палками-ногами, которые непосредственно идут от головы, колодец, где уровень воды изображен не горизонтальной линией, а полукругом, объяснив при этом, что в уголках воды нет, потому что петушок ее уже выпил. Вы начинаете расспрашивать сынишку - где у его петушка туловище и хвост и может ли вода в колодце располагаться горкой. Малыш задумывается, вопросительно смотрит на вас. Вы берете стакан с водой и демонстрируете ему «опыт» - отпиваете воду и обращаете внимание ребенка на то, что сейчас же это место заполняется водой. После этого мальчик вместе с вами внимательно рассматривает изображения красивых петушков в детской энциклопедии и выбирает того, который ему больше всего понравился. И естественно, что, когда он начинает рисовать петушка во второй раз, его рисунок становится богаче, содержательнее.

По-разному можно рассказывать детям о животных. Весело и озорно, как А. Милн в знаменитом «Винни-Пухе», или изобретательно и предельно достоверно, как В. Бианки, или иронично и поучительно, как Р. Баумволь, повествующая о «клетчатом» гусе и о козе с грустными глазами. Однако, ясно одно - об этом нужно рассказывать талантливо. К сожалению, не всегда «на высоте» авторы телевизионных передач для детей, в частности «Спокойной ночи, малыши!».

Существуют сотни превосходных мультипликационных и кукольных фильмов, диафильмов, записей радиопередач. Можно использовать пластинки с записями детских радиопередач: здесь и история забавного страусенка Рокки, и «трилогия о слоненке», который пошел учиться, и всемирно известный доктор Айболит, и трудолюбивая прачка-ежиха Ухти-Тухти и др. Содержание образов детского воображения обогащается в играх и развлечениях. Они становятся устойчивее, количество творческих элементов в них увеличивается. Замечено, что дети в самостоятельных, внешне не управляемых, играх чаще всего воспроизводят известные им действия, так или иначе освоенные с помощью или по инициативе взрослых или сверстников.

Источником обучающей информации могут быть и картинки в книжках, и действия героев детских фильмов и телевизионных передач. Однако не каждый ребенок умеет самостоятельно найти себе интересное полезное занятие. В таком случае взрослому надо осторожно и ненавязчиво помочь малышу. Чтобы способствовать развитию у ребенка фантазии, нужно создать все необходимые условия для самой разнообразной творческой деятельности малыша. Ребенку нужны игрушки или то, чем их можно заменить, например, шишки, палочки, кубики и т. п. Чем богаче опыт ребенка, тем богаче содержание его собственной творческой деятельности, его рисунков, сочиненных им сказок, стихов.

Для того, чтобы игры и рисунки детей были разнообразными и содержательными, надо позаботиться, чтобы такими же были их впечатления и знания об окружающем мире. А эти знания и впечатления ребенок черпает из совместных с вами прогулок, экскурсий. Многое может дать ребенку, например, посещение театра, цирка, выставки детской игрушки, зоопарка, елки. Но и здесь, как и во всем, надо соблюдать чувство меры, постепенно дополняя старые впечатления новыми. Если вы перегрузите ребенка впечатлениями, у него возникнет пресыщение, а проще говоря, ему станет скучно.

Ребенка пяти-шести лет можно повести в театр на детский балет или детскую оперу, предварительно рассказав ему содержание предстоящего спектакля. Если вы уже водили своего малыша в детский театр, то, вероятно, убедились, как активно переживают дети все, что происходит на сцене. Маленькие зрители криками предупреждают героя о грозящей опасности, советуют, как поступить в том или ином случае. Иногда дети переходят от слов к делу.

И все-таки не книги, не радио, не телевидение, а сама природа во всей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании.

Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. Вероятно, есть немало семей, где тяга детей, естественная в их возрасте, к миру природы пробудила интерес к ней и у родителей и стала неотъемлемой частью нравственного воспитания в семье. Родителям и воспитателям можно рекомендовать богато и красочно иллюстрированный шеститомник «Жизнь животных» Брема, а также «Язык животных» Д. Хаксли и Л. Коха и другие книги, которые во множестве появились на книжных прилавках.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе» «Воспитание у детей любви к родной природе». Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из.

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю» В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему,.

Анкета для родителей дошкольников «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме: «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» 1. Есть ли у Вас дома.

Консультация для родителей «Воспитание у детей интереса к художественной литературе» Консультация для родителей. Воспитание у детей интереса к художественной литературе. Художественная литература открывает и объясняет ребенку.

«Воспитание любви к природе». Консультация для родителей В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства.

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви и интереса к книге» В наш век информации интерес к книге упал. В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств и.

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе в семье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 города Ейска муниципального образования.

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к малой Родине» Детство – ответственный этап в становлении личности каждого ребенка. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе» Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно.

Консультация для родителей на тему «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание у детей интереса и любви к природе». Консультация для родителей
Опубликовано: 2 января 2019 в 11:31
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД