Ольга Васильева
Воспитание у дошкольников чувства уважения к своей семье, родному дому, национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному дому, родному селу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Воспитание у дошкольников чувства уважения к своей семье, родному дому, национальной культуре» размещена в разделах
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Система моей работы в данном направлении строится следующим образом:
- семейные традиции (семейные альбомы, генеалогическое древо)
- культура и обычаи народов Поволжья (мини-музеи, игры, изучение традиций и обычаев)
- художественная литература и элементы фольклора (сказки, стихи, рассказы)
- знакомство детей с традициями народа (календарные и православные праздники)
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
2. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего села, края, страны, экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Моя работа основывается на постоянном контакте с родителями. Они сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни детского сада и моей группы, то есть принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», днях открытых дверей, оказывают помощь в организации и в проведении мероприятий, встреч, экскурсий, праздников.
Ежегодно каждая семья принимает участие в осенней выставке творческих работ из природного и бросового материала, в конкурсах, праздниках и акциях, которые проходят в детском саду, совместно с детьми ведут «Альбом ребёнка».
Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в детском саду стало насыщенным и интересным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Я использую разнообразные формы работы с детьми: беседы, экскурсии, праздники, развлечения, досуги, поисково-исследовательскую деятельность, мини-проекты, игры.
В нашей группе есть национальный уголок, где дети могут познакомиться с символами народов Поволжья. Имеется большое количество дидактических игр: «Угадай вид росписи», «Лото», «Наряди куклу»и т. д. Дети имеют возможность рисовать, лепить, рассматривать книги, альбомы, вести наблюдения. Созданная в группе среда способствует познавательному развитию и творческой активности детей.
В детском саду создан музей народных традиций. На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, сравнить прялку с веретеном в действии. Средства музейной педагогики помогают развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Успешно использую в своей работе проектную деятельность. В этом направлении был начат педагогический проект «Моя семья». В ходе его реализации проведен совместный с родителями досуг «Семейные традиции». Активное участие приняли не только родители, бабушки, дедушки, но и прабабушки и прадедушки. С какой гордостью дети рассказывали о своей семье, как бережно они относились к семейным фотографиям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. … Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко предлагал использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Я знакомлю своих воспитанников с культурой и традициями своего народа. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Особое эмоциональное впечатление дети получают в ходе экскурсии к Мемориалу Славы, Неизвестному солдату. Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы с детьми проводится литературно-музыкальные праздничные выступления с приглашением в детский сад ветеранов войны и труда, которые рассказывают детям о трудной жизни в военное время.
Очень нравится детям принимать участие в народных и православных праздниках: «Масленица», «Пасха», «Рождество», «Святки», «День Земли», «Сорокин день» и другие. При этом они учатся не только веселиться, но осмысливать содержание праздника.
Стало традицией ежегодно отмечать праздник День Земли. Этот праздник проходит совместно с родителями, проводится акция «Чистый двор». Дети пишут свое послание людям с просьбой беречь свою землю.
Работники детской библиотеки приглашают нас на тематические праздники, викторины, инсценировку сказок. С большим интересом дети посещают районный краеведческий музей для знакомства с народными промыслами. Музыкальная школа оказывает помощь в разработке сценариев развлечений, в организации концертов.
Родное село. Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей, и всё им не в тягость, а очень интересно. Я стараюсь вложить в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца. Каждый день я тороплюсь к своим маленьким непоседам, чтобы снова увидеть их лучезарные улыбки, услышать их звонкие голоса, чтобы поделиться с ними частичкой своего сердца и теплотой души.