Ирина Хантимерова
«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Публикация «„Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы. Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края.
Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
Основы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, где культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. д.
Малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное - большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством.
Самостоятельно проводимый ребенком эксперимент, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок само реализует себя.
Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. Даже малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?
Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов при ознакомлении с окружающим миром, является сочетание традиционных занятий и опытно-экспериментальной деятельности. Чтобы начать работу по экспериментальной деятельности, необходимо создать развивающую среду. Одним из важных условий реализации системы экологического образования является и правильная организация развивающей среды.
Преследуя цель, формирование у детей экологической культуры, можно предложить следующие методы.
1. Беседы и занятия экологической тематики
-«Мы спасатели природы», «Что такое заповедник»,
-«Вода, кругом вода» - занятие с элементами исследовательской деятельности,.
-«Необыкновенный мир магнитов», «Волшебные стеклышки».
2. Чтение книг авторов-природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, знакомство с энциклопедической литературой, рассматривание картин, иллюстраций.
3. Демонстрация фильмов о жизни животных:
- «Мама львица», «Медвежата»;
4. Просмотр презентаций:
- «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
- «Кого можно встретить в зимнем лесу?», «Как зимуют звери?»;
5. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых; труд в природе;
Наблюдения и уход за комнатными растениями, за посадками в «огороде на подоконнике», ведение дневников наблюдений, календаря погоды.
6. Создание:
- картотеки дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
- картотека наблюдений на прогулке;
-картотека загадок с заданиями-раскрасками;
- 7. Подготовить «Уроки доброты», «Экологические акции» :
- «Как заботиться о комнатных растениях?»
-«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»
-«Когда я был добрым к природе?»
-«Строим замки для птиц» (Домашнее задание)
-«Покормите птиц зимой!»
8. Экспериментальная деятельность :
- опыты с магнитом, песком;
- эксперименты с водой и воздухом, льдом и снегом, силой тяготения;
- работа с лупой и термометром;
- проращивание семян.
Все проведенные опыты необходимо оформлятьв альбоме «Экспериментальная деятельность нашей группы»
7. Закрепление знаний всегда проходит через продуктивную деятельность.
(Лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).
Экспериментально – исследовательская деятельность даёт понять детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даёт возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых для организации экологического воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В дошкольном возрасте основной формой организации исследовательской деятельности являются опыты. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и не живой природы. Специально организованные опытные ситуации, в отличии от простых наблюдений, позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта меняющихся внешних параметрах, условий, которые вызвали изменения, сравнение разных объектов.
Эксперименты и наблюдения бывают случайные и плановые.
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо него непонятыми и незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование педагога, кроме того и постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что, гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж их знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины. Нужно давать возможность работать с увлечением, тихо вести беседу, быть раскрепощёнными.
Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры- экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах.
Ребенок дошкольник сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все больше интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Этот вид детской деятельности очень важен для развития интеллектуальных способностей ребенка. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности- прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.
Отдельно хотелось бы остановится на здоровьесберегающих технологиях, которым уделяется большое внимание в нашем детском саду. Ведь наша задача не только сохранить здоровье наших детей,но и научить их бережно относиться к себе, ценить свое здоровье и здоровье окружающих их людей. Помочь получить им элементарные гигиенические знания. Узнать как устроен их организм и как он функционирует.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.