Лариса Зайцева
Воспитание звуковой культуры в классе фортепиано
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры в классе фортепиано
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»
Статья
«Воспитание звуковой культуры в классе фортепиано»
Зайцева Лариса Николаевна
преподаватель по классу фортепиано
г. Железногорск 2021г.
Публикация «Воспитание звуковой культуры в классе фортепиано» размещена в разделах
С раннего детства нужно воспитывать звуковую культуру у учащихся. Мы часто наблюдаем, что ученики играют «слабым» звуком. Их исполнение отличается скудной динамикой или же злоупотреблением форте. Это связано с недостаточной содержательностью и непониманием смысла музыки. Проблеме звуковой культуры в начальном этапе обучения надо уделять достаточно много времени. С первых шагов нужно воспитывать внимание к звуку, к прикосновению. Учащиеся часто торопятся, не дослушивают звуки, комкают концы фраз. Если ухо не слушает звук до конца, то каждый следующий звук мелодии не «перетекает» из предыдущего, а берется как бы заново. Недослушивание звука и недостаточное ощущение горизонтальности движения музыки являются основными недостаткам исполнения кантилены. На первых уроках следует учить ребенка слушать затухающий звук и при переносе руки на другую клавишу, как бы «нести» звук. Это умение слушать звук в сочетании с ощущениями живого движения поможет исполнять легато более певуче. Можно попросить малыша дослушать до конца взятый на фортепиано звук в виде игры : кто из нас дослушает звук, я или ты?
Клавиши нужно ощущать. Чтобы научить играть ребенка полнозвучно, надо чувствовать «дно» клавиш. А чтобы придать звукам глубину, нужно связывать кончики пальцев со всем пианистическим аппаратом, вплоть до корпуса. Необходимо иметь контакт с клавишей. С ранних лет нужно учить ребенка слушать самого себя и развивать фантазию. Выбирать не примитивные пьесы, а желательно программные, которые рождают фантазию, будят воображение. М. Клементи говорил: «звук нужно предвосхитить перед нажатием клавиши». Это умение услышать, представить и затем проконтролировать получившийся результат нужно формировать с первых шагов обучения. Мысленно представить звук до его взятия - это функция внутреннего слуха. Можно попросить пропеть ученика звук голосом. Научить ребенка предслышать звук. Для разнообразного звучание своих произведений педагогу нужно развивать тембровый слух у учеников, воспитывать потребность в поиске разнообразных красок, сравнивать с пением птиц, шумом дождя и т. д.
Чтобы развить звуковую культуру у ученика в классе фортепиано важно научить играть живую музыку, что бы она «дышала». Обязательно в соответствии с музыкальной фразой и с характером произведения. Дыхание будет способствовать организации исполнительского процесса, помогая выразить музыку ярче и облегчая двигательную задачу исполнителя. Важно дослушивать не только звук, но и паузы, а правильное дыхание объединит фразу, поможет осуществить задуманную динамику.
Работа над богатством звуковой палитры, красотой звучания, поиски выразительных средств, соответствующих художественному образу произведения, не прекращаются никогда. Это важный, кропотливый, каждодневный, но очень увлекательный труд пианиста.
Список литературы
1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики : Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX в.) : Хрестоматия. Киев: Муз. Украiна, 1974. 163 с.
2. Алексеев А. Д. Творчество музыканта - исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности / Александр Алексеев; ВНИИ искусствознания. М. : Музыка, 1991. 102 с.
3. Тамакин Е. «воспитание пианиста» М. : Советский композитор, 1989. 89 с.