Лучший педагог года

Консультация «Возрождение культурных традиций русского народа»

Светлана Ишпаева
Консультация «Возрождение культурных традиций русского народа»

Пояснительная записка

Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства

Публикация «Консультация „Возрождение культурных традиций русского народа“» размещена в разделах

Тип проекта: творческий.

Срок реализации проекта: один год

Участники проекта:

1. Дети старшей и средней группы;

2. Родители;

3. Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.

Объект исследования: русские народные календарные праздники.

Актуальность:

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток замечаем, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта:

1. познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Коляда», «Сороки», «Масленица», «Пасха»;

2. вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки. Знакомство с обрядами народных празднований.

3. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

4. воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Чтение художественной литературы.

3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.

4. Участие в игровой деятельности.

5. Самостоятельная деятельность.

6. Проведение ситуативных бесед.

7. Заучивание стихов и песен.

8. Организация выставки работ «Русское народное творчество».

9. Организация и проведение мероприятия совместно с родителями «Ярмарка».

10. Подведение итогов проекта.

Методы и приё мы:

1. Наблюдения;

2. Беседа;

3. Сбор информации;

4. Работа с литературой;

5. Обработка собранной информации;

6. Творческая работа.

Содержание работы:

Осуществление проекта по основным видам деятельности

Познавательная деятельность:

1. «В гостях у хозяйки»

2. «Как на Руси весну встречали»

3. «Как на святки в вечерок девицы гадали»

4. «Собран с поля урожай…»

5. «Традиции и обряды русского народа»

2. Совместная деятельность:

1. наблюдения за изменениями в природе

2. создание уголка «Русской избы»

3. Беседы:

1. «Что нам осень принесла»

2. «Рождественские святки»

3. «Коляда»

4. «Сороки»

5. «Праздник масленицы»

6. «Пасхальные атрибуты»

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры «Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»

2. Дидактические игры «Найди праздничный пирог», «Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»

3. Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»

Художественная деятельность:

Рисование

1. «Осенняя березка»

2. «Праздник у зверят, рождество в лесу»

3. «Солнышко – колоколнышко»

4. «Масленица – барыня!»

5. «Пасхальное яйцо»

6. «Во поле береза стояла»

Аппликация:

1. «Осенний ковер»

2. «Игрушки для зверят на рождество»

3. «Барышня на масленице»

Лепка:

1. «Пасхальный кулич»

2. «Дымковский козлик на ярмарке»

3. «Овощи с грядки»

4. «Блинчики для зайчат»

Трудовая деятельность:

1. «Кукла из соломы»

2. «Рождественские подарки».

Выставки совместного творчества детей и родителей:

1. «Барышня Осень»

2. «Пасхальные куличи и яйца»

3. «Масленица-кривошейка»

4. «Зимняя фантазия»

Музыкальная деятельность:

1. Музыкальные занятия

2. Совместная деятельность:

1. Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.

2. Игра на шумовых народных инструментах.

Развлечения:

1. «Осенины»

2. «Рождественские колядки»

3. «Масленица»

4. «Вот и лето к нам пришло!»

Заключение:

- Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми «Ярмарка»;

- выставка работ «Русское народное творчество»;

- Оформление презентации проекта.

Ожидаемые результаты:

1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.

2. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.

3. Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Оценка результатов проекта

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определё нные результаты:

1. Обновлена предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Русь обрядовая, Русь сказочная…», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;

2. сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;

3. создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;

4. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

Публикации по теме:

«Возрождение кубанской музыкальной народной культуры и традиций кубанских казаков» Практический материал НОД со старшими дошкольниками на тему: «Знакомство с творчеством кубанских композиторов». Часть 1 Цель: 1. Познакомить.

«Возрождение кубанской музыкальной народной культуры и традиций кубанских казаков» Часть 2 4. Обзор творчества кубанских композиторов и поэтов. На Кубани любят песни и умеют их петь! На Кубани и слагать умеют хорошие песни.

«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.» Цель: Сформировать представление о содержании и структуре русского народного обряда- первое купание ребёнка. Побудить интерес к русскому.

Использование традиций татарского народа как основу формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС до Одними из принципов дошкольного образования по ФГОС выступает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Конспект ОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»Конспект ОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Программное содержание: Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить.

Мини музей в нашей группе «Быт русского народа на Руси»Мини музей в нашей группе «Быт русского народа на Руси» Цели и задачи: • познакомить с историей и традициями русского народа; • научить понимать обряды и обычаи; • формировать интерес и уважение.

Преподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народаПреподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народа «Подвижник дивный и святитель, крепчайшей веры глубина», - так писал в своем стихотворении «Моему святому» поэт из русского дворянского.

Проект на тему «Культура и традиции русского народа» Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.

Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад комбинированного вида №116 "Лучик" Проект на тему:"Развитие коммуникативных способностей.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возрождение культурных традиций русского народа»
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 07:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД